Формирование новых судебных органов в 1918 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:29, лекция

Краткое описание

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, административные суды, суды народной совести и т.д.
В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Файлы: 1 файл

Формирование судебной системы.docx

— 19.91 Кб (Скачать)

Формирование судебной системы

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, административные суды, суды народной совести и т.д.

В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Приступая к преобразованиям судебной системы, большевики руководствовались следующим:

Новый суд не должен скрывать своего классового характера. Суд пролетарской диктатуры должен стать судом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством. Судьи должны выбирать только трудящимися и из числа трудящихся, а до момента выборов – назначаться Советами. Суд пролетарского государства сводит к минимуму судебную волокиту.

Рабочему классу достаточно выразить свою волю в основных декретах, а народный суд сам истолкует и применит на деле новое законодательство.

В эпоху обострения классовой борьбы необходимы как орудие подавления эксплуататоров революционные трибуналы, способные быстро и беспощадно судить врагов революции.

Первым государственным актом, положившим начало формирование единой судебной системы, стал ноябрьский (1917 г.) Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде №1)

Основные задачи Декрета №1:

1.  Разрушение старого, помещичье-буржуазного  суда и начало создания советской  судебной системы.

2.  Внесение единообразия в систему  советских судебных и следственных  учреждений.

3.  Закрепление  в нормах права основ судоустройства  и судопроизводства. 

Декрет упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1894 г., ликвидировал прокуратору и адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска 3 тыс. руб.) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознанием» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. Ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды , состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам), и 12 заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

 

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде №3, еще более расширивший компетенцию местных судов (иски до 10 тыс. рублей, наказания до пяти лет лишения свободы).

Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных судей нижестоящих судов.

Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (от двух до шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных советов. Кандидаты должны были иметь избирательные права и опыт политической работы. В своей деятельности суды были обязаны руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием»

Уже Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды  «для борьбы против контрреволюционных сил», названные революционными трибуналами. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемые губернскими и городскими советами.

Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были учреждены специальные революционные трибуналы по делам о печати. Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов, городов и даже волостей.

В период гражданской войны система ревтрибуналов была подвергнута существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами советов.

Трибуналы проверяют следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее 48 часов с момента окончания следствия.

 

 

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. В декабре 1917 г. при Военно-революционном комитете, игравшем такую роль в период после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, была образована специальная комиссия «по борьбе с контрреволюцией».

1 декабря 1917 г. СНК принял постановление  об образовании ВЧК при Совнаркоме  по борьбе с контрреволюцией  и саботажем.

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. Существовали повсеместно. Местные органы ВЧК образовывались местными советами на правах отделов. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. Система чрезвычайных органов включала в себя специализированные органы: летом 1918 г. Были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части.

 

Летом 1918 г. были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу «с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте».

Система органов ВЧК:

центральные;

местные;

транспортные;

пограничные.

В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

 


Информация о работе Формирование новых судебных органов в 1918 г