Формирование нового экологического сознания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.

Оглавление

1.Специфика и направленность понятия экологического сознания
2.Признаки экологического сознания по В.А. Скребец
3.Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
4.Описательная характеристика типов экологического сознания
5.Пути формирования экологического сознания
6.Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
7.Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"
8.Вывод
9.Список литературы

Файлы: 1 файл

Формирование нового эколог....docx

— 28.29 Кб (Скачать)

План

1.Специфика и направленность  понятия экологического сознания

2.Признаки экологического сознания по В.А. Скребец

3.Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина

4.Описательная характеристика типов экологического сознания

5.Пути формирования экологического сознания

6.Новый взгляд взаимосвязи человека и природы

7.Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"

8.Вывод

9.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика и направленность понятия - экологическое сознание

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся  в отражении, целеполагании и  конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого  преобразования участвуют все психические  процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит  выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые  обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.

Экологическое сознание - это  то же самое сознание, но имеющее  свою специфику, направленность, связанную  со своеобразием отражения мира природы  и конструктивно-творческим его  преобразованием. Необходимо отметить, что проблема экологического сознания начала ставиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее  десятилетие.

Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения  природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия  места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а  также саморегуляция данного  отражения. Автор отмечает, что экологическое  сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных  и мысленных образов, непосредственно  отражаемых в аналитически создаваемых  категориях и явлениях, непосредственно  фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает  экологическую практику.

Таким образом, преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор  выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как  единиц экологического сознания. При  этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую  функцию экологического сознания.

Признаки экологического сознания В.А. Скребец

Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец предпринимает  попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать  основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов  экологического сознания исследователь  выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного  общества, конкретного поколения; сочетание  чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и  запретами, знаково-символическими функциями  взаимодействия с миром, принятыми  в данной социальной группе.

К основным свойствам или  признакам экологического сознания автор относит следующие:

1.социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

2.опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

3.саморефлексивность;

4.внутренний диалогизм и др.

Особое внимание автор  уделяет проблеме направленности и  уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций  может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое  может быть выявлено лишь опосредованно  через свои связи с другими  объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю  экологических поступков и действий.

Необходимо отметить, что  такой подход вызывает определенный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.

 Противоположность  типов экологического сознания  по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина

Наиболее плодотворный подход, характеризует не просто структуру  экологического сознания, а структуру  типов такого рода сознания. Это  дает возможность дифференцированно  описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта  проблема решается в концепции уже  цитированных нами ранее С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.

Авторы, выделяя противоположные  типы экологического сознания (антропоцентрическое  и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и  восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных  типов экологического сознания.

Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания.

Для удобства восприятия эти  признаки сведены в единую таблицу, расположенную на следующей странице.

Антропоцентрическое экологическое  сознаниеЭкоцентрическое экологическое  сознание1. Высшую ценность представляет человек1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и  природы2. Иерархическая картина  мира2. Отказ от иерархической картины  мира3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или  иных прагматических потребностей3. Целью  взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как  потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества4. «Прагматический  императив»: правильно то, что полезно  человеку4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое  равновесие5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком6. Этические нормы и правила  не распространяются на взаимодействие с миром природы6. Этические нормы  и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так  и на взаимодействие с природой7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям  и задачам человека7. Развитие природы  мыслится как процесс взаимовыгодного  единства8. Деятельность по охране природы  продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную  среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой  и ради людей

Описательная  характеристика типов экологического сознания

Антропоцентрическое экологическое  сознание - это особая форма отражения  природных объектов и явлений  действительности, их взаимосвязей, обусловливающая  целеполагающую и преобразующую  деятельность человека, для которой  характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью  является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих  потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические  нормы и правила.

Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как  данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое  сознание - это особая форма отражения  природных объектов и явлений  действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и  преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение  природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней  строятся на принципах равноправия  в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения  на мир природы этических норм и правил.

Пути формирования экологического сознания

Формирование экологического сознания и поведения, а следовательно, и экологической культуры может  происходить разными путями и  на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п. Школьное и  высшее образование в этом ряду занимает одно из первых и важнейших мест (что посеешь, то и пожнешь). В настоящее  время экология как обязательный учебный предмет включен в  программу на федеральном уровне, но часто исключается на региональном. Как правило, программы по экологии строятся в логике традиционного  обучения. Это означает, что они пытаются скорее воспроизвести соответствующую научную дисциплину, чем природные (психологические) закономерности развития ребенка и его сознания. При этом чаще всего не используют психологические особенности формирования экологического сознания в качестве исходной основы и такие необходимые ятя формирования экологического сознания ребенка психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического сознания. Необходимость психологического изучения проблемы экологического сознания обусловлена не только угрозой экологического кризиса, но и явлениями культурно-исторического плана -эволюцией человеческого сознания, проявлениями которой являются:

1.смена парадигм общественного сознания с экономической XIX-XX в. на экологическую XXI в.;

2. поиск ответа на вопрос о природе человека и постепенное осознание триединства его сущностикак существа биологического, социального и духовного, добавлю - а также психического;

3. эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индивидуального и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, планеты, космоса.

Не умаляя важности других причин, остановимся несколько подробнее  на причинах социокультурного характера.

Рубеж XX-XXI вв. характеризуется  кризисом в развитии человека как  биологического вида. Человек переходит  в иную фазу своего существования, когда  должно произойти резкое расширение пределов его индивидуальных, групповых  и массовых форм сознания (т.е. способности  воспринимать, переживать, мыслить  и действовать). Речь идет о том, что  до недавнего времени формирование массового человеческого сознания (кто Я в доме под названием  планета Земля?) было ограничено проблемами выживания отдельных индивидов  и социальных групп или общностей, к которым они принадлежали: семьи, этноса, страны или религиозной конфессии в пределах определенной территории.

На рубеже II и III тысячелетий (от Рождества Христова) сознание не только отдельных выдающихся (продвинутых) индивидов, но и массовое общественное сознание начинает созревать для  того, чтобы принять на себя проблему выживания и развития планеты. Иначе  говоря, человек из субъекта индивидуального  и группового (социального) развития может и должен превратиться в  субъекта развития планеты в целом. В противном случае, как и любая  развивающаяся система, человек  остановится в своем развитии и, следовательно, начнет путь к своему угасанию как биологического вида, физическому и психологическому самоуничтожению как человеческого  рода и носителя духовности на Земле.

До сих пор сознание человека обслуживало в основном его физическое (телесное) и социальное существование как человеческого  рода. Это решалось прежде всего  в рамках экономической парадигмы  мышления и сознания. Сейчас мы подошли  к такому рубежу, когда должно произойти  смещение акцента в развитии массового  сознания с биологического и социального  приоритетов существования человека на его духовно-нравственное развитие. Человеческая мысль все настойчивее  обращается к идеям единства, не отчужденности человека и природы, ее восприятия в качестве субъекта, отказа от одностороннего (антропоцентрического) прагматизма. В своих работах  по экологическому сознанию С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1995-2000) убедительно показывают, что осознание необходимости  перехода к новому типу человеческого  сознания имеет свои философские  и естественнонаучные истоки. В первую очередь это сложившаяся во второй половине XIX в. в России система представлений, которая получила название русского космизма. Носителями этих идей были выдающиеся мыслители И. Киреевский, В. Соловьев, И. Федоров и многие другие. Их центральной  идеей было утверждение о том, что человек - составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого. Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. "Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца", - писал П.Ф. Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса в его технократическом выражении было еще очень далеко.

Новый взгляд взаимосвязи  человека и природы

Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о  ноосфере В.И. Вернадского, который  предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь  быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в  основную геологическую силу, формирующую  облик Земли. Биосфера перейдет в  свое новое состояние, в сферу  разума -ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой  невозможно господство интересов одной  из сторон) (В. И. Вернадский и современность, 1986).

В продолжение своей аргументации С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996а) привлекают так называемую универсальную этику (Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер), которая  сыграла несомненную роль в преодолении  взглядов на природу как на простой  объект человеческих манипуляций. Универсальная  этика не проводит разграничения  между ценностью человека и другими  живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь  человека, иными словами, представители  природы такие же полноправные субъекты, как и человек. Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости  распространения сферы действия человеческой этики на все природное. Как показывают эти же авторы, в  последнее время идеи универсальной этики находят все больше сторонников в разных странах среди ученых в различных областях науки: например, эколог О. Леопольд - в США, культуролог Г.Д. Гачев - в России, философ В. Хесле - в Германии и др. Они считают, что на природу нельзя смотреть только как на материал, сырье для труда и "окружающую среду", т.е. утилитарно - эгоистически, как подходят к ней в сфере производства, техники и в точных науках. Природу - надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект.

Информация о работе Формирование нового экологического сознания.