Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:04, реферат
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.
1.Специфика и направленность понятия экологического сознания
2.Признаки экологического сознания по В.А. Скребец
3.Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
4.Описательная характеристика типов экологического сознания
5.Пути формирования экологического сознания
6.Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
7.Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"
8.Вывод
9.Список литературы
План
1.Специфика и направленность
понятия экологического
2.Признаки экологического сознания по В.А. Скребец
3.Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
4.Описательная характеристика типов экологического сознания
5.Пути формирования экологического сознания
6.Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
7.Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"
8.Вывод
9.Список литературы
Специфика и направленность понятия - экологическое сознание
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.
Экологическое сознание - это
то же самое сознание, но имеющее
свою специфику, направленность, связанную
со своеобразием отражения мира природы
и конструктивно-творческим его
преобразованием. Необходимо отметить,
что проблема экологического сознания
начала ставиться относительно недавно,
а предметом экологической
Так, например, В.А. Скребец,
характеризуя экологическое сознание
в целом, отмечает, что это высший
уровень психического отражения
природной и искусственной
Таким образом, преодолеваются
первоначальные попытки сведения экологического
сознания только лишь к знаниям. Автор
выявил структурно-временной аспект
взаимосвязи мышления и эмоций как
единиц экологического сознания. При
этом, что особенно важно подчеркнуть,
он обращает внимание на предвосхищающе-
Признаки экологического сознания В.А. Скребец
Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:
1.социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;
2.опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;
3.саморефлексивность;
4.внутренний диалогизм и др.
Особое внимание автор
уделяет проблеме направленности и
уровням саморефлексии
Необходимо отметить, что
такой подход вызывает определенный
интерес и заслуживает
Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
Наиболее плодотворный подход, характеризует не просто структуру экологического сознания, а структуру типов такого рода сознания. Это дает возможность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных нами ранее С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.
Авторы, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.
Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания.
Для удобства восприятия эти признаки сведены в единую таблицу, расположенную на следующей странице.
Антропоцентрическое экологическое
сознаниеЭкоцентрическое
Описательная характеристика типов экологического сознания
Антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Многими современными учеными,
занимающихся проблемами социальной экологии,
считают некорректным употребление
данного термина «
Экоцентрическое экологическое
сознание - это особая форма отражения
природных объектов и явлений
действительности и их взаимосвязей,
обусловливающая целеполагающую и
преобразующую деятельность человека,
для которого характерно наделение
природы субъектными
Пути формирования экологического сознания
Формирование экологического
сознания и поведения, а следовательно,
и экологической культуры может
происходить разными путями и
на разных уровнях социального
1.смена парадигм общественного сознания с экономической XIX-XX в. на экологическую XXI в.;
2. поиск ответа на вопрос о природе человека и постепенное осознание триединства его сущностикак существа биологического, социального и духовного, добавлю - а также психического;
3. эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индивидуального и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, планеты, космоса.
Не умаляя важности других
причин, остановимся несколько
Рубеж XX-XXI вв. характеризуется
кризисом в развитии человека как
биологического вида. Человек переходит
в иную фазу своего существования, когда
должно произойти резкое расширение
пределов его индивидуальных, групповых
и массовых форм сознания (т.е. способности
воспринимать, переживать, мыслить
и действовать). Речь идет о том, что
до недавнего времени формирование
массового человеческого
На рубеже II и III тысячелетий
(от Рождества Христова) сознание не
только отдельных выдающихся (продвинутых)
индивидов, но и массовое общественное
сознание начинает созревать для
того, чтобы принять на себя проблему
выживания и развития планеты. Иначе
говоря, человек из субъекта индивидуального
и группового (социального) развития
может и должен превратиться в
субъекта развития планеты в целом.
В противном случае, как и любая
развивающаяся система, человек
остановится в своем развитии
и, следовательно, начнет путь к своему
угасанию как биологического вида,
физическому и психологическому
самоуничтожению как
До сих пор сознание
человека обслуживало в основном
его физическое (телесное) и социальное
существование как
Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума -ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон) (В. И. Вернадский и современность, 1986).
В продолжение своей аргументации
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996а) привлекают
так называемую универсальную этику
(Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер), которая
сыграла несомненную роль в преодолении
взглядов на природу как на простой
объект человеческих манипуляций. Универсальная
этика не проводит разграничения
между ценностью человека и другими
живыми существами: жизнь насекомого
столь же ценна, как и жизнь
человека, иными словами, представители
природы такие же полноправные субъекты,
как и человек. Ее важнейший постулат
заключается в утверждении
Информация о работе Формирование нового экологического сознания.