Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое образование и воспитание чело-
века всех возрастов и профессий. Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
1.Сознание как психолого-педагогическая категория
2.Роль и место экологии в современном обществе.
3.Связь образования и химии.
4.Формирование бережного отношения школьников
к природе.
5.Условия формирования экологических знаний
ГЛАВАII. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................
ЛИТЕРАТУРА................................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
1.Сознание как психолого-педагогическая категория
2.Роль и место экологии в современном обществе.
3.Связь образования и химии.
4.Формирование
бережного отношения школьников
к природе.
5.Условия формирования экологических знаний
ГЛАВАII.
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимосвязи
человека с природой
не нова, она имела
место всегда. Но сейчас,
в настоящее время, экологическая
пробле-
ма взаимодействия человека
и природы, а также воздействия
челове-
ческого общества на
окружающую среду стала
очень острой и приня-
ла огромные масштабы.
Планету может спасти
лишь деятельность лю-
дей, совершаемая на
основе глубокого понимания
законов природы,
учет многочисленных
взаимодействий в природных
сообществах, осоз-
нание того, что человек -
это всего лишь часть
природы. Это озна-
чает, что эколого-нравственная
проблема встает сегодня
не только
как проблема сохранения
окружающей среды от
загрязнения и других
отрицательный влияний
хозяйственной деятельности
человека на Зем-
ле. Она вырастает в
проблему предотвращения
стихийного воздейс-
твия людей на природу,
в сознательно, целенаправленно,
планомерно
развивающееся взаимодействие
с нею. Такое взаимодействие
осущест-
вимо при наличии в каждом
человеке достаточного
уровня эколо-
го-нравственной культуры,
экологического и нравственного
созна-
ния, формирование которых
начинается с детства
и продолжается всю
жизнь.
В условиях надвигающейся
экологической катастрофы
громадное
значение приобретает
экологическое образование
и воспитание чело-
века всех возрастов
и профессий. Научная
основа охраны природы
включает в себя разнообразные
области естественнонаучных
и гуманитарных знаний,
среди них основное
место занимает экология,
которая, в свою очередь,
тесно связана с другими
биологическими и географическими
науками. Экология из
чисто биологической
науки в 60-е годы трансформировалась
в общую проблему. В 70-е
годы произошла быстрая
экологизация естествознания.
Экологический подход
становится всеобщим.
Экологические проблемы
в современных условиях
перехода об-
щества к рыночной экономике
вызывают кризис нравственности,
ведь
экология и нравственность
взаимообусловлены.
Поэтому вопросы эко-
логии необходимо рассматривать
во взаимосвязи с нравственным
вос-
питанием. Пока еще проблемы
экологического и нравственного
воспи-
тания мало исследованы.
Теория вззаимосвязи
экологического и
нравственного воспитания
подростков раскрыта
слабо, практика эко-
лого-нравственного
воспитания разработаны
недостаточно. Все это
ставит перед педагогической
наукой заачу разработки
многосторон-
него эколого-нравственного
образования учащихся
различных типов
школ: гимназий, общеобразовательных
школ, лицеев и т.д.
Исследуемая проблема
широка, она ставится
не впервые. В раз-
витие теории нравственного
воспитания в процессе
общения с приро-
дой большую лепту внесли
известные деятели педагогической
науки и
просвещения К.Д.Ушинский,
В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский
и др.
На протяжении многих
десятилетий наше сознание
формировалось
под влиянием таких
лозунгов как "Широка
страна моя родная, много
в ней лесов, полей и
рек...", "Не ждать
милости от природы..."
и
т.д. Именно поэтому
мы привыкли больше
пользоваться дарами
приро-
ды, чем думать о ее восстановлении,
бережном отношении
к ней.
Культивирование нового
сознания по отношению
к природе -
процесс длительный,
он напрямую связан
с экологическими, социаль-
ными и другими условиями
жизни общества. В обстановке
ухудшения
экологической ситуации
в стране, снижения жизненного
уровня, от-
сутствия устойчивых
нравственных ориентиров,
доминирования потре-
бительской психологии,
ограниченно сиюминутной
выгодой без дол-
госрочного прогноза,
в атмосфере равнодушия
и попустительства,
безнаказанности за
экологические правонарушения,
формирование но-
вого понимания человеком,
особенно молодым, своих
обязанностей
перед природой непросто.
И все-таки общеобразовательная
школа
призвана уже сегодня
проявить настойчивость
в воспитании нового
поколения, которому
присуще особое видение
мира как объекта его
постоянной заботы.
Формирование экологического
сознания - важнейшая
задача школы в настоящее
время. Сейчас очень
много экологических
проблем. И не только
в России, но и во всем
мире. Это происходит
от того, что школа всегда
очень мало уделяла
внимания экологическому
обра-
зованию и воспитанию
учащихся. Это привело
к тому, что люди стали
относится к природе
только как к источнику
сырья, жизни и т.д. В
результате появились
озоновые дыры, парниковый
эффект, нефтяные
пленки на поверхности
воды. В конце концов
это приведет к тому,
о
чем очень хорошо написал
в своем стихотворении
В.Федоров:
Меня охватывает дрожь,
Земли не вечна благодать.
Когда смотрю в провал
заклятый, Когда последнего
потомка О, человечество,
Ты пустишь по миру с
котомкой, куда ты, Ей
будет нечего подать.
Куда ты милое идешь.
Одной из основных причин
незрелости экологического
сознания
людей нужно считать
недостаточно эффективную
систему экологичес-
кого воспитания и образования
населения. Далеко не
каждый человек
имеет возможность приобщиться
к пониманию экологических
проблем
на уровне большой науки,
представление об этих
проблемах склады-
вается подчас весьма
случайным образом:
под воздействием обыден-
ных впечатлений или
из сообщений средств
массовой информации.
Разрозненные сведения
не дают возможности
человеку выработать
стройную систему экологических
знаний, которая необходима
ему,
чтобы разумно относится
к природе, не наносить
ей урона. Задача
общества тут - обеспечить
системный характер
экологического вос-
питания и образования
населения. Нынешняя
экологическая ситуация
такова, что более нельзя
обойтись без радикальных
и всесторонних преобразований
практически всех аспектов
общественной жизни.
Существенные преобразования
должны претерпеть научные
знания
в плане преодоления
их традиционной разобщенности
и наполнения
естественных наук гуманистическим
содержанием, а общественных -
естественнонаучным.
Более органичный и
полный, чем прежде,
синтез
наук - необходимая предпосылка
формирования такой
комплексной об-
ласти научного знания,
как социальная экология,
которую уже не-
возможно безоговорочно
отнести ни к общественным,
ни к естествен-
ным наукам. Сегодня
жизненно необходима
экологизация всех сфер
общественной жизни.
И прежде всего, конечно,
должен быть экологи-
зирован сам человек
во всех сферах его деятельности:
в производс-
тве, быту, в воспитании
и обучении. Экологическая
проблема обла-
дает рядом таких особенностей,
которые очень важно
учитывать в
процессе экологического
воспитания и просвещения
людей.
Первое условие успеха
экологического просвещения
и воспита-
ния - достаточно высокая
точность данных о состоянии
биосферы в
целом и отдельных ее
регионов. кроме того,
точные данные необхо-
димо дополнять сведениями
о тех взаимосвязанных
последствиях, ко-
торые может повлечь
за собой то или иное
частное на первый взгляд
изменение какого-либо
компонента биосферы.
Второе условие успеха
экологического воспитания -
необходимость комплексного
характера освещения
экологических явлений.
Важно воспроизвести
не только сложную совокупность
природных процессов,
но и дать их в отношении
к событиям в человеческом
обществе. Приоритет
природных ценностей
важно подчеркивать
еще и потому, что всей
прежней теорией борьбы
с природой (вспомним
ныне печально знаменитое: "Мы
не можем ждать милости
от природы...") люди
воспитывались в духе
ожесточенно, непримиримой
конфронтации и природной
средой, природными
условиями, которые
нередко выставлялись
именно как косная сила,
как препятствие на
пути к достижению практических
целей: благосостояния,
изобилия и т.д. Теперь
уже всякий умеющий
видеть реальное положение
видит: опасность угрожает
природе со стороны
бесконечно возросшей
мощи человека. Необходимость
дать людям целостную
систему экологичеких
знаний как в области
общих вопросов социально-экологической
теории, так и в аспектах,
соответствующих профилю
определенной профессиональной
деятельности. Важно
иметь в виду, что если "растворить"
экологический аспект
в материале учебной
дисциплины, тем более
если "растворять"
систематически, то
эффект окажется куда
меньше желательного,
а эколого-нравственные
убеждения учеников,
которые и есть цель
работы, вряд ли удастся
сформировать.
Главная же проблема,
которую решить просто
необходимо, - это
воздействие на сознание
людей, чтобы произошел
наконец переход от
упрощенного, метафизического
понимания проблемы
взаимодействия
общества и природы
к более адекватному (современному)
пониманию.
Экологическое сознание
в развитом виде формируется
на основе
познания людьми законов
целостности природной
среды и тех зако-
нов, которые должны
обусловить человеческую
деятельность в целях
сохранения жизнепригодного
состояния природы.
Понятно, что сти-
хийно подобные знания
не могут стать достоянием
человека даже в
том случае, если он
располагает высоким
уровнем образования
и
культуры. Тут необходима
специальная подготовка,
соответствующая
индивидуальным особенностям.
Особая сложность заключается
в том, что процесс формирования
экологического сознания
должен охватить все
возрастные группы учеников,
а ведь им свойственны
далеко не одинаковые
возможности восприятия
знаний. Вот почему необходим
самый широкий спектр
методических и дидактических
приемов. Кроме того,
экологическое просвещение
только в том случае
окажет заметное воздействие
на образ действий человека ,
если охватит как рациональную,
так и эмоциональную
его сферу, если научные
доводы взволнуют его
и буду им восприняты,
как собственные, только
тогда станет возможным
убеждение, которое
всегда сугубо личностно.
Актуальность проблемы
и ее недостаточная
разработанность определили
выбор темы курсовой
работы: "Формирование
экологического сознания
в процессе изучения
химии в курсе неполной
средней школы".
ГЛАВА
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Воспитание
уважительного отношения
людей к природе
своими
корнями уходит вглубь
веков. На заре своей
жизни на Земле человек
должен был вести жестокую
борьбу за свое существование.
Масштаб
влияния его на окружающую
среду в то время был
весьма незначи-
тельным. В ходе развития
человечества его пассивная
зависимость
от сил природы все более
уступала место активному
влиянию, и пос-
тепенно люди начали
познавать законы природы
и изучать природные
явления. Все это способствовало
появлению и развитию
естественных
наук .Экологическое
сознание - это понимание
необходимости охраны
природы, осознание
последствий нерадивого
отношения к ней. Кроме
того, экологическое
сознание - это понимание
и осознание того,
что каждый человек
несет ответственность
за сохранение как от-
дельных видов животных
и растений, так и в целом
жизни на Земле.
Но для того, чтобы до
конца понять и разобраться,
что же та-
кое экологическое сознание
и каким образом его
можно формировать
у учащихся, сначала
посмотрим, что же такое
сознание вообще.
1.Сознание
как психолого-педагогическая
категория.
Сознание - это единство
всех психических состояний
и свойств
человека, как личности.
Оно представляет собой
чрезвычайно слож-
ный процесс активного
отражения и духовного
освоения объективной
действительности. Сознание
представляет собой
единство всех форм
познания и переживаний
человека и его отнощения
к тому, что он
отражает. Это специфическая
форма жизнедеятельности
человека,
продукт его взаимоотношений
с объективной действительностью.
В процессе жизни на
каждого человека воздействуют
предметы и
явления, события и другие
люди, составляющие
окружающий его мир.
Но человек, подвергаясь
влияниям внешнего мира,
так или иначе
воздействует на него:
что-то использует для
удовлетворения своих
потребностей, от каких-то
влияний стремится уклониться,
чему-то
противостоит, что-то
создает. Человек не
только определенным
об-
разом относится к объективной
действительности. В
отличие от жи-
вотного он определенно
относится к своей жизнедеятельности,
то
есть к своему собственному
отношению, объективно
направленному на
окружающий его мир.
Это и есть показатель
того, что жизнедея-
тельность человека
сознательная. Сознание
не добавляется к психи-
ке человека, а сама
субъективная сторона
психики.
Каковы же важнейшие
характеристики сознания?
Первая дана уже в самом
его наименовании: сознание.
Человеческое сознание
включает в себя совокупность
знания об окружающем
нас мире. В структуру
сознания, таким образом,
входят важнейшие познавательные
процессы, с помощью
которых человек постоянно
обогащает свои знания.
К числу этих процессов
могут быть отнесены
ощущения и восприятия,
память, воображение
и мышление. С помощью
ощущений и восприятий
при непосредственном
отражении воздействующих
на мозг раздражителей
в сознании складывается
чувственная картина
мира, каким он представляется
человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить
в сознании образы прошлого.
Воображение - строить
образные модели того,
что является объектом
потребности, но отсутствуют
в настоящее время.
Мышление обеспечивает
решение задач путем
обобщения знаний.
Нарушение, расстройство,
не говоря уже о полном
распаде любого из
указанных психических
познавательных процессов,
неизбежно стано-
вится расстройством
сознания. Вторая характеристика
сознания - закрепленное
в нем отчетливое различие
субъекта и объекта,
то есть того, что принадлежит
"Я" человека и
его "не Я". Человек,
впервые в истории органического
мира выделившийся из
него и противопоставивший
себя окружающему, продолжает
сохранять в своем сознании
противопоставления
и различения. Он единственный
среди живых существ
способен осуществить
самопознание, т.е. обратить
психическую деятельность
на исследование самого
себя. Третья характеристика
сознания - обеспечение
целеполагающей деятельности
человека. В функции
сознания входит формулирование
целей деятельности,
при этом складываются
и взвешиваются ее мотивы,
принимаются волевые
решения, учитывается
ход выполнения действий
и вносится в него все
необходимые корректировки
и т.д. Всякое нарушение
в результате болезни
или по каким-либо иным
причинам возможности
осуществить целеполагающую
деятельность, ее координацию
и направленность рассматривается,
как нарушение сознания.
Наконец, четвертая
характеристика сознания -
включение в его состав
определенного компонента.
В сознание человека
неизбежно входит мир
чувств, где находят
отражение объективные
и прежде всего общечеловеческие
отношения, в которые
включен человек. В
сознании человека представлены
эмоциональные оценки
межличностных
отношений. И здесь,
как и во многих других
случаях, патология
по-
могает лучше понять
сущность нормального
сознания.
Понятие "сознание"
употребляется в психологии,
психиатрии и
других науках в смысле,
отвечающем приведенным
выше основные его
характеристикам. При
этом психиатры, перед
которыми постоянно
возникает вопрос о
наличии, сохранении
или нарушении сознания
у
больного, под сознанием
понимают заключенные
в психике данного
человека возможности
отдавать отчет о месте,
времени, окружающей
обстановке, состоянии
и образе действий собственной
личности. Че-
ловек, у которого сохранено
ясное сознание, оценивает
вновь пос-
тупающую в мозг информацию
с учетом уже имеющейся
у него знаний и
выделяет себя из окружающей
среды, сохраняет сложившуюся
систему
отношений к другим
людям и к окружающей
действительности и
на ос-
нове этих данных управляет
своим поведением. Сознание,
будучи об-
щественным продуктом,
принадлежит только
человеку. Животные
соз-
нанием не обладают.
Сознание в широком
философском смысле -
высшая, специфически
человеческая форма
активного отражения
действительности; в
более специальном -
понимание человеком
окружающего мира, процессов,
происходящих в нем,
своих действий, мыслей,
своего отношения к
внешнему миру и к самому
себе; предварительное
мысленное построение
предполагаемых действий
и предвидение их результатов.
Сознание имеет сложное
системное строение.
Оно структурно организовано,
и все элементы этой
структуры составляют
единое целое. Рассмотрение
структуры сознания
может осуществляться
по разным основаниям.
Структурными элементами
сознания являются ощущения,
восприятия, представления,
мышление, чувства. Все
чувствен-
ные формы познания
ми мышления тесно связаны
со всеми сторонами
жизни, с реальными побуждениями,
интересами, влечениями
мыслящего
человека.
В своих действиях люди
исходят из потребностей,
мотивов, ин-
тересов, преследуют
определенные цели,
руководствуются идеями.
Это и значит, что действуют
сознательно.
Когда говорят: "Человек
совершил тот или иной
поступок не-
сознательно", то
имеют в виду, что он
не предусмотрел те
последс-
твия, к которым ведет
данный поступок. Поступок
обладает качест-
вом сознательности
лишь постольку, поскольку
он есть выражение
замысла, намерения,
цели. Целеполагание -
это сердцевина созна-
ния: прежде чем что-либо
сделать реально человек
делает это в
своем представлении.
Ядро
сознания - знания. Ощущения,
восприятия и представления
- это уровень чувственного
сознания. Логическое
мышление - высший
уровень осознания действительности.
Это интеллектуальная
форма
сознания. Сознание
проявляется также в
форме воли и чувства.
Понимание сознания
в материалистической
психологии и филосо-
фии обычно происходит
из двух принципов: из
признания сознания
функцией мозга и из
того, что он есть отражение
внешних воздейс-
твий.
Классические труды
И.М.Сеченова, И.П.Павлова,
И.Е.Введенско-
го, А.А.Ухтомского и
их последователей раскрыли
рефлекторную при-
роду психики и дали
возможность понять
сознание, как систему
ак-
тивной деятельности,
которая формируется
под влиянием внешнего
мира. Но отражательная
деятельность мозга
характеризуется не
только ее функциональными
механизмами, но и ее
содержанием, т.е.
тем, что именно отражается
мозгом в реальной действительности.
Как отражение действительности,
сознание предполагает
существова-
ние того, что отражается,
а также того, кто отражает
и с помощью
какого органа осуществляется
процесс отражения.
Объектом сознания
является материальный
мир, духовная культура,
сам человек; субъ-
ектом сознания является
человек, личность, а
органом - человечес-
кий мозг.
Формирование сознания
человека связано с
возникновением об-
щественных отношений,
которые требовали подчинения
жизни индивида
специально фиксированной
системе потребностей,
обязанностей,
дисциплине поведения,
выражаемых и регулируемых
с помощью языка,
исторически сложившихся
обычаев и нравов. Ребенок
рождается на свет с
определенными анатомо-физиологическими
"задатками", которые
являются продуктами
длительной биологической
эволюции, отложившейся
в наследственно закрепленных
"кодах". Но сами
по себе эти задатки
не могут привести к
возникновению сложных
психических способностей.
Биологическая наследственность
вручает ребенку возможность
формирования способности
мыслить по-человечески.
Но эта способность
не спонтанно созревает
в процессе индивидуального
развития человека,
а формируется. Элементарный
уровень сознания формируется
уже в дошкольном возрасте,
главным образом в процессе
игровой деятельности
и общении со взрослыми.
В школьном возрасте
сознание развивается
на основе учебной, общественной,
трудовой деятельности,
под определяющим вниманием
возрастающих требований
жизни, коллектива, общества.
Именно школа обеспечивает
целенаправленное, систематическое,
планомерное, разностороннее,
содержательное воздействие
общества на детей. Вместе
с тем, на ребенка огромное
влияние оказывает семья,
а также литература,
радио, кино и театр.
На ранней стадии развития
сознание формируется
через чувственно-практическое
предметное ощущение.
Затем развиваются наглядно-объектные
формы сознания ближайшей
среды, вслед за чем
фор-
мируется мышление в
понятиях. За непосредственной
чувственной де-
ятельностью вещей в
мышлении открывается
существенная связь
явле-
ний. Развивается более
высокая форма предметного
сознания, с ко-
торым связано и развитие
самосознания. Формирование
сознания и
самосознания неразрывно
связано с освоением
содержания человечес-
кой культуры, с овладением
исторически сложившимися
социальными
нормами поведения,
мышления, правилами
языка.
Только в процессе обучения
и воспитания происходит
процесс
развития ребенка, формирование
его сознания. Первоначально
у ре-
бенка сознание имеет
простейшее строение.
Оно заключается в отра-
жении лишь внешних,
поверхностных связей
и отношений вещей.
В дальнейшем строение
сознания усложняется
и образующие соз-
нание познавательные
процессы дифференцируются
и совершенствуют-
ся, образуя сложную
структуру, - предметный
мир отражается во
все более обобщенном
и абстрагированном
виде, более полно и
глу-
боко.
Развитие сознания выражается
в прогрессирующей дифференциа-
ции и интеграции психической
деятельности, в формировании
все бо-
лее сложных процессов
ощущения, восприятия,
представлений, мышле-
ния, эмоционально-волевой
сферы, потребностей,
интересов, целей и
идеалов. Развитие сознания -
это не только обогащение,
его содер-
жания, рост числа представлений
и понятий об окружающем
мире и о
самом себе, но и процесс
развития сознательности,
чувства ответс-
твенности. Учителя
должны постоянно заботиться
не только о после-
довательности расширения
круга осознанных учащимися
объектов, о
формировании способных
ставить осуществляемые
цели, умение пред-
видеть последствия
поступков, но и об умении
учащимися контроли-
ровать и регулировать
свои чувства, осуществлять
самовоспитание
воли и характера, развивать
чувство ответственность
перед коллек-
тивом и самим собой,
навыки трудовой и общественной
дисциплиниро-
ванности.
Подытожив все сказанное
выше, можно сделать
следующий вывод:
сознание есть высшая
интегрирующая форма
психики, результат
об-
щественно-исторических
условий формирования
человека в трудовой
деятельности, при постоянной
общении (с помощью языка)
с другими
людьми. Человек рождается,
не имея сознания, но
уже имея индиви-
дуальные особенности
своей психики. В процессе
общения с другими
людьми и деятельности,
его психика развивается
и становится соз-
нанием. Все психические
явления у человека
сознательны, так как
проявлено его сознание,
но не все могут быть
осознанными (психика
ребенка): автоматизированные
навыки, импульсивные
действия и так
далее.
На формирование сознания
огромное влияние оказывает
общест-
венная жизнь.
2.Роль
и место экологии
в современном
обществе.
Космический корабль
Земля уникальная среди
планет Солнечной
системы. В тонком слое
где встречаются и взаимодействуют
воздух,
вода и земля, обитают
удивительные объекты -
живые существа, сре-
ди которых и мы с вами.
Этот слой, населенный
организмами, взаи-
модействующий с воздухом (атмосферой),
водой (гидросферой)
и зем-
ной корой (литосферой),
называется биосферой.
Все живые существа,
и мы в том числе, зависят
от сохранения ее цельности.
Если слиш-
ком сильно изменить
какую-либо из составляющих
биосферы, послед-
няя может полностью
разрушится. Не исключено,
что атмосфера, гид-
росфера и литосфера
при этом сохраняются,
но в их взаимоотношениях
уже не будет участвовать
живое. В центре внимания
современного человечества
стоят проблемы взаимодействия
человека с окружающей
природной средой, экологической
устойчивости планеты.
Экология
- наука, исследующая
функционирование систем
и
структур надорганизменного
уровня (экосистем, или
биогеоценозов)
в их взаимодействии
друг с другом и со средой
обитания. Отсюда
вытекают и задачи экологии -
выявить возможные взаимосвязи
раз-
личных технологий,
и в первую очередь химических,
биохимических,
агрохимических, энергетических,
разрушающих или вредно
воздейс-
твующих на природную
сферу, для создания
общей экологической
бе-
зопасности окружающей
среды, в том числе и
химической, биохими-
ческой, радиационной.
Говоря об экологии,
мы подразумеваем как
локальные, местные
проблемы, с которыми
сталкиваемся дома,
в городе, на заводе,
в поле, районе, государстве,
так и глобальные.
Экология как наука
включает в себя весь
комплекс взаимодейс-
твия факторов - как
природных и технологических,
так и социаль-
ных, моральных, нравственных.
Более того, социальные
факторы в
настоящее время становятся
определяющими, ведущими,
представляют
собой сознательную
деятельность людей,
активно отстаивающих
свои
цели, интересы, часто
далеки от интересов
общества и человечества
в целом, идущие иногда
в разрез с этими интересами.
Еще несколько лет назад
шли споры относительно
самого факта
антропогенного - вызванного
человеком изменения
климата. За пос-
леднее столетие средняя
температура поверхности
Земли повысилась
не менее чем на 0.5я5оя0С.
Как и было предсказано
моделям, так назы-
ваемого парникового
эффекта, зимняя температура
повысилась более
значительно, чем летняя.
Парниковый эффект возникает
потому, что
углекислый газ, метан,
попадая в атмосферу,
действуют как стекло
в теплице, затрудняя
отдачу тепла с поверхности
планеты. Длитель-
ными наблюдениями установлено,
что количество метана
увеличивает-
ся ежегодно на 1%, углекислого
газа - на 0.4%. Углекислый
газ
"ответственен"
примерно за половину
парникового эффекта.
Реальной экологической
угрозой становится
истощение озоново-
го экрана в стратосфере.
Говоря об этом, обычно
отмечают знамени-
тую "озоновую дыру"
над Антарктикой. Однако
сокращение количества
озона в стартосфере
происходит и над нашей
страной, где оно дос-
тигло уже в среднем
около 3%. Доказано, что
сокращение озона
только на 1% ведет к
увеличению заболеваний
раком кожи на 5-7%.
Это означает, что 6-9
тыс. человек на европейской
территории на-
шей страны ежегодно
заболевает раком кожи
только по этой причине.
Коротко о проблемах
пресной воды. Чистой
воды у нас не хва-
тает. Причина заключается
в бесхозном, варварском
отношении к во-
де, как к бесплатному,
ничейному природному
ресурсу. Ее можно
забрать в каком угодно
количестве, ее можно
без особого наказания
загрязнить. Антиэкономичность
в водохозяйственном
строительстве
оборачивается постоянной
трагедией для крупных
и мелких регионов.
Еще несколько штрихов
современного экологического
положения.
Одной из крупных проблем
у нас стало загрязнение
подземных
вод. Неумеренное применение
пестицидов и минеральных
удобрений
привело к тому, что
они в большом количестве
оказались в грунто-
вых водах. Особой экологической
проблемой для нашей
страны стали кис-
лотные осадки - увеличение
кислотности дождей,
снега, туманов в
результате выброса
в атмосферу окислов
серы и азота при сгорании
топлива. Кислые осадки
снижают урожай, губят
естественную расти-
тельность, разрушают
здания, уничтожают
жизнь в пресных водоемах.
Когда среди глобальных
экологических проблем
называются сок-
ращение видового (генетического)
разнообразия живой
природы,
обычно подразумевают ,
что эта проблема связана
в основном с ги-
белью влажных тропических
лесов - мест, где сосредоточено
макси-
мальное разнообразие
видов животных и растений.
Проблема сокраще-
ния биологического
разнообразия - это одна
их самых странных
проблем для будущего
человечества, поскольку
исчезнувший вид
восстановить невозможно.
Сегодня решение экологических
проблем стало одним
из глобальных критериев
гуманности общества,
уровня его технических
и научных разработок.
Современная экология
относится к тому типу
наук, которые возникли
на стыке многих научных
направлений. Она отражает
как глобальность современных
задач, стоящих перед
человечеством, так
и различные формы интеграции
методов направлений
и научного поиска. Превращение
экологии из сугубо
биологической дисциплины
в отрасль знания, включившую
также общественные
и технические науки,
в сферу деятельности,
основанную на решении
ряда сложнейших политических,
идеологических, экономических,
этических и других
вопросов, обусловило
ей значительное место
в современной жизни,
сделало ее своеобразным
узлом, в котором объединяются
различные
направления науки и
человеческой практики.
Экология, на мой
взгляд, все больше становится
одной из наук о человеке
и в опре-
деленном смысле интересует
многие научные направления.
И хотя
этот процесс еще весьма
далек от завершения,
его основные тенден-
ции уже достаточно
отчетливо просматриваются
в наше время. Именно
в экологии (хотя и не
только в ней) намечается
вполне реальные
точки соприкосновения
между фундаментальными
и прикладными науч-
ными областями, между
теоретическими разработками
и практическим
их применением. Мы вынуждены
сегодня признать, что
тревожная экологическая
ситуация сложилась
во многих регионах
нашей страны в результате
некомпетентного хозяйствования,
недостатка знаний и
действий в слепую, потребительского
отношения к природным
богатствам, отождествления
слов И.В.Мичурина о
том, чтобы не ждать
милостей от
природы, а брать их
у нее, с нещадной эксплуатацией
природных ресурсов,
а также превалирования
технокритического
мышления, при
котором процесс ассоциируется
со всевозрастающими
количествами
извлеченного из недр
Земли угля, выплавленной
стали, произведен-
ной электроэнергии...
Значение охраны природы
как неприемлемого
условия выживания человечества
и каждого человека
сейчас осозна-
ется нашим обществом,
однако, к сожалению,
оно мало готово к пос-
ледовательной и безусловной
реализации природоохранных
мер, при-
чем не только из-за
недостатка необходимых
для этого средств, но
и вследствие отсутствия
экологической культуры
населения, нес-
формированности экологического
мышления у работников
народного
хозяйства. Таким образом,
решение экологических
проблем в огром-
ной степени зависит
от постановки экологического
образования и
воспитания подрастающих
поколений. Вступающие
в трудовую жизнь
люди должны иметь четкое
представление о том,
что природные ре-
сурсы не бесконечны
и технология производства
любой продукции
должна удовлетворять
такому, с экологической
точки зрения, требо-
ванию, как минимальной
потребление материалов
и энергии. Они
должны хорошо знать
законы природы, пронимать
взаимосвязь природ-
ных явлений, уметь предвидеть
и оценивать последствия
вмешатель-
ства в естественное
течение различных процессов.
У них должно
быть выработано "экологическое
мировоззрение", т.е.
сознание при-
оритетного решения
экологических проблем
при осуществлении любых
проектов, разработок
современных технологий,
создание машин и ме-
ханизмов, при всяком
хозяйственном начинании,
а также твердое
убеждение в том, что
без уверенности в безвредности
для окружаю-
щей среды того или иного
мероприятия оно не
должно реализовывать-
ся.
Производственная деятельность
людей должна постепенно
менять
основу. Предстоит новая
модернизация, которую
естественно назвать
экологической, поскольку
она будет ориентироваться
на создание
производств, не разрушающих
равновесного состояния
биосферы, т.е.
вписывающихся в ее
биогеохимические циклы.
Преодоление экологи-
ческого кризиса только
техническими средствами
невозможно. Тем
более невозможно поддержание
состояния равновесия,
если общество
не будет преобразовывать
само себя, свою нравственность,
а будет
опираться только на
технические решения.
Человечество ожидает
длительный и весьма
трудный процесс совместного
преобразования
природы и общества,
причем решающее значение
в его длительности
будет иметь формирование
цивилизации, отвечающей
новым потребнос-
тям человека, согласованным
с новыми реалиями окружающей
природы.
Новая цивилизация для
того, чтобы она оказалось
способной обеспе-
чить дальнейшее существование
на Земле человечества
как развиваю-
щегося вида, должна
опираться не только
на новую технологическую
основу производственной
деятельности людей,
но и на глубокое по-
нимание места человека
в окружающем мире, без
чего невозможно
формирование новой
нравственности, т.е.
нового общественно
необ-
ходимого поведения
людей. Широкая образованность
носителя плнеты
необходима и для становления
новой морали, т.е. духовного
мира
людей.
Только по-настоящему
образованное и интеллигентное
общество
будет способно вступить
в эпоху ноосферы или
в период своей исто-
рии, когда оно сможет
реализовать режим коэволюции
природы и об-
щества. Это утверждение
столь очевидно, что
оно тоже может быть
включено в исходную
систему постулатов.
Следовательно, наряду
с новой модернизацией
человечеству предстоит
создать новую культуру
во взаимоотношениях
между людьми, так и
с природой, субъектом
которой является человек.
В ее основе должно лежать
всеобъемлющее воспитание
и образование, которое
естественно назвать
экологическим.
3.
Связь экологического
образования и химии.
Основная цель экологического
образования - формирование
эко-
логического сознания
и мышления на основе
активной жизненной
по-
зиции. Пробуждение
экологического сознания
неразрывно связано
с
осознанием человеком
своей роли на Земле.
В настоящее время
вследствие технического
прогресса, урбанизации
общества человек
перестал ощущать себя
и окружающую среду
как единое целое в пре-
делах биосферы. Решение
современных экологических
проблем требует компетентного
подхода, который включает
естественные, социальные
и гуманитарные науки,
приближаясь, таким
образом, к философскому
уровню познания. При
изучении химии имеются
огромные возможности
для формирования экологического
сознания. Такая возможность
есть практически на
каждом уроке и ее необходимо
использовать. .
Содержание экологического
образования комплексно.
Оно включает идеологические,
научные, нравственно-эстетические,
правовые,
личностно-мировоззренческие
и практические аспекты.
Для их реали-
зации в школьном курсе
естественнонаучных
дисциплин сложились
бо-
лее благоприятные условия,
чем в других предметах.
Последнее объ-
ясняется прежде всего
тем, что цели и задачи
естественно-научного
и экологического образования
тесно взаимосвязаны
между собой и
дополняют друг друга.
Цель экологического
образования заключается
еще и в формировании
ответственного отношения
к природе, которое
должно стать важнейшим
элементом в системе
социальных отношений
будущего образования -
преодолеть потребительский
подход к приро-
де, воздействуя на все
аспекты сознания: научный,
художественный,
нравственный и правовой.
Задачей же школьного
курса химии является
прежде всего формирование
диалектико-материалистических
взглядов на природу
и на взаимодействие
общества и природы;
овладение учащимися
знаниями и умениями
для рационального использования
природных ресурсов
и охраны окружающей
среды, оценки природной
и хозяйственной обстановки
в своей местности, воспитание
норм и правил поведения
в природе.
Целостное представление
об экологизации школьного
курса химии дает выделения
в его содержание ведущих
идей. Многие из них (развитие
и целостность природы,
изменение природы в
процессе труда, окружающая
среда и здоровье человека,
природы в нарвственно-эстетическом
развитии личности)
являются основополагающими
в экологическом образовании.
Раскрытие их в обучении
химии направлено на
формирование у школьников
понимания целостности
природы Земли, единства
ее процессов, естественной
связи и с ней человека,
а также того, что любая
хозяйственная деятельность
человека и его поведение
в природе должны быть
согласованными с ее
законами. Так как все
изменения природной
сферы, и естественные,
и вызванные деятельностью
человека, оказывают
влияние на условия
жизни и здоровье населения,
то рассмотрение этой
взаимосвязи осуществляется
через систему знаний
о значении отдельных
клмпонентов и природы
в целом для жизни и
хозяйственной деятельности
человека, о необходимости
рационального использования
природных ресурсов
и восстановления. Изучение
основ природопользования,
рассмотрение вопросов
о роли прогнозирования
изменений окружающей
среды способствует
пониманию учащимися
важности учета особенностей
природы в процессе
трудовой деятельности
человека. В целом школьный
курс химии с рассмотрением
в нем экологических
проблем помогает
учащимся осознать значение
природы для общества,
понять, что природа -
основной источник удовлетворения
жизненных и духовных
потребностей человека,
осмыслить необходимость
ответственного отношения
к ней.
Содержание школьного
курса химии располагает
объективными возможностями
формирования и развития
у школьников нравственных
норм и привычек поведения
в природе, ценностных
ориентаций.
Развитию ценностных
ориентаций способствует
выполнение учащимися
практических работ
оценочного характера.
Для экологического
образования важное
значение имеют работы
на местности по оценке
характера воздействия
человека на окружающую
среду, предусмотренные
программой. На их основе
у школьников вырабатывается
привычка правильно,
критически оценивать
свое поведение в природе,
поступки других людей,
выбрать линию поведения,
соответствующую законам
природы и общества.
Знание и соблюдение
учащимися правил поведения
в природе во время экскурсий,
туристических и краеведческих
походов свидетельствуют
о степени сформированности
их нравственного облика.
В экологическом образовании
не меньшую роль, чем
нравственное, играет
эстетическое воспитание,
в которое существенный
вклад вносит курс химии
с рассмотрением экологических
аспектов. На этих уроках
учащиеся
обогащаются новыми
эстетическими впечатлениями,
чему способствуют
разнообразные средства
обучения (картины, кинофильмы,
диафильмы и
т.д.), формирующие образы
территорий, различных
объектов природы,
развивающие у детей
эмоциональную восприимчивость
к красоте вооб-
ще, прекрасному в природе
и эстетическое восприятие
окружающей
среды.
Таким образом, содержание
школьного курса химии
способствует экологическому
образованию школьников
и имеет для этого огромные
возможности. В их реализации
и подготовке экологически
грамотного поколения
основная роль принадлежит
учителю, его творческой
инициативе.
4. Формирование бережного
отношения школьников
к природе.
Этапы школьного обучения,
возрастные возможности
учащихся, реальные
условия социального
и природного окружения -
все это обусловливает
характер формирующихся
отношений школьников
к природе, их деятельность
по сокращению и уменьшению
окружающей среды.
Рассмотрим возрастные
особенности отношения
к природе детей,
подростков и юношей
в период школьной жизни.
_Младшие подростки (9-11
лет) Необходимость
заботы о зеленых
насаждениях мотивируют
тем, что растения "всех
радуют", "они нам
нравятся", "украшают
город", "делают
нашу жизнь красивой"
и т.д. В их высказываниях
редко звучит чисто
рационалистический
подход ("из деревьев
делают карандаши и
линейки"). В этом
возрасте лети часто
осуждают свои действия
во время игр, наносящие
вред природе: "ломали
ветки, когда играли".
Дети мечтают о хороших
делах на пользу природе,
проявляют готовность "
вырастить что-то своими
руками", больше собрать
макулатуры, "чтоб
не губить лес", предполагают,
чтобы каждый человек
посадил 5-6 деревьев,
и "тогда наша Земля
будетт прекрасной".
Старшие подростки (12-15
лет). глубже осознают
государственную и общественную
значимость экологически
проблем. Они осуждают
всякое зло, жестокость,
жадность по отношению
к природе, Бережное
отношение к природе
они тесно связывают
с борьбой за мир, за
предотвращение войны
как самого большого
зла для людей и природы.
У школьников этого
возраста, особенно
у девочек, ярко выражено
нравственно-эмоциональное
отношение к природе: "природа -
самое прекрасное", "это
самое необходимое,
нужное человеку", "от
природы зависит настроение
человека", "прелесть
природы нельзя губить".
В этом возрасте усиливаются
патриотические мотивы: "Родина -
это прежде всего родная
природы", "мой
вклад в охрану природы
будет помощью Родине".
Забота о природе родного
края у старших подростков
проявляется в конкретных
делах. Они нередко выступают
с инициативой вычистить
речку или пруд, озеленить
двора. Вместе с тем
именно в этом возрасте
чаще всего встречаются
"разрушительные
действия". Подростки
еще слабо представляют
себе последствия воздействия
человека на природу,
нередко не предвидят,
к чему может привести
поступок, совершенный
из любопытства или
озорства. Поистине
противоречивый возраст!
Это создает определенные
трудности в развитии
и укреплении экологической
культуры подростков.
В то же время их активность
и стремления к деятельности
служат основой для
овладения научными
знаниями, формирования
практических умений
и навыков природоохранительного
характера.