Формировани экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое образование и воспитание чело-
века всех возрастов и профессий. Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

1.Сознание как психолого-педагогическая категория

2.Роль и место экологии в современном обществе.

3.Связь образования и химии.

4.Формирование бережного отношения школьников
к природе.

5.Условия формирования экологических знаний

ГЛАВАII. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................
ЛИТЕРАТУРА................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая ориг.docx

— 76.55 Кб (Скачать)

 
Тема: "Железо - представитель  элементов побочных подгрупп  
периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева".

 
Демонстрации.  
Разложение пероксида водорода каталазой крови.  
В цилиндр наливают 10-15 мл 1%-го раствора пероксида водорода и добавляют 1 мл крови. Наблюдают бурное выделение кислорода: жидкость вспенивается и пена заполняет весь цилиндр. Это опыт демонстрирует одну из биологических функций железа. По химической природе, каталазагеминовый фермент, содержащий железо. Контролирующие задания с экологическим содержанием. Процесс обучения включает в себя важный этап - контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов запланированным. Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся должна быть сформулирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам.  
В этой связи представляют интерес задания следующих типов:  
I. Задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией.  
Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке "добра" и "зла" в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.  
II. Задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме. Эти задания дают возможность определить способность учащихся абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя.

III. Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер.  
Задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также их умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации.

IV. Задания, требующие  объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем. Рассмотрим примеры контролирующих заданий по каждому из указанных типов. I тип заданий.  
1) После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:

а) выльете свои реактивы туда же, куда и он;  
б) объясните ему, почему этого не следует делать;  
в) расскажите о его действиях учителю.

2) Мальчик разбил  градусник в отсутствие  родителей. Как ему  
следует поступить?

а) выбросить остатки  градусника в ведро, чтобы их не увиде-  
ли родители;

б) вызвать представителей СЭС;

в) оставить все как  есть до прихода родителей.

II тип заданий. 

1) Вы с родителями  едете на машине за город, останавливаетесь у водоема и видите, что возле кромки воды стоит грузовая машина, которую собираются вымыть. Ваша машина тоже требует мойки. Ваши действия? Почему именно так вы поступаете? Предложите план исследования, имитирующего действие нефтепродуктов (масел, бензина) на живые организмы (например, водные растения).

2) Вас назначили  директором будущего  горнообогатительного   
комбината. Какие природоохранные меры будут предусмотрены вами  
для создания экологически чистой зоны в районе предприятия? Будете ли вы планировать строительство территориально-промышленного комплекса? Если да, то какие промышленные объекты в него войдут? Почему?

 
III тип заданий. 

1) Территория вокруг  завода сильно загрязнена стронцием. К каким последствиям для человека и домашних животных это может привести? Ответ мотивируйте.

2) На заводе, производящем  свинцово-никелевые аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в открытый водоем. Оценить экологическую обстановку в водоеме. Каковы вероятные последствия для обитателей этого водоема и для здоровья человека (при условии, если человек пользуется его "дарами")?

 
IV тип заданий. 

1) Почему в зимнее  время в водоемах сохраняется жизнеспособность их обитателей?  
2) Объясните факт отравления людей съедобными моллюсками,  
выловленными из зоны моря, загрязненной нефтепродуктами.  
3) Элемент магний - основа зеленого пигмента хлорофилла. В питательной среде, в которой выращивается растение методом гидропоники, вместо ионов магния присутствуют ионы кальция. Вызовет ли это какие-либо изменения в растении? Если да, то какие и почему? Какие причины могут обусловить аналогичный процесс в природной среде?  
Контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированности экологических знаний у учащихся и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них. Экологическое образование и формирование экологического сознания должно стать одним из главных направлений работы школы. И главная роль в этом должна принадлежать таким предметам, как физика, химия, биология, география. при изучении этих предметов имеются большие возможности для формирования у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к ней.  
При изучении химии необходимо постоянно акцентировать внимание на экологических проблемах, путях их решения. В этом могут помочь эксперименты с экологическим содержанием, задачи.  
Психологи утверждают, что ядро сознания - знание. Поэтому формирование экологического сознания невозможно без прочного фундамента знаний. Естественно, при формировании экологического сознания необходимо учитывать возрастные особенности детей. У ребенка в 9-10 лет мотивы заботы о зеленых насаждениях совсем иные, чем в 15-16 лет. Все это необходимо учитывать при формировании экологического сознания у учеников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   
 
Таким образом, можно сделать следующие выводы:  
1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравс-  
твенного воспитания является формирование человека с высоким  
уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколо-  
го-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и  
действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.  
2. В целях формирования эколого-нравственной культуры уча-  
щихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенство-  
ванию содержания учебных программ по химии с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием образования, совершенствовать учебники  химии включив в них современный материал по эколого-нравственным вопросам.

3. Изучение эколого-нравственного  потенциала современных   
школьных программ и учебников химии показало, что в них имеются большие возможности для осуществления эколого-нравственного воспитания подростков, но реализованы эти возможности недостаточно.  

4. Расширять и углублять  все виды внеурочной  деятельности  
эколого-нравственного воспитания - познавательную, трудовую,  
опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные  
спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта.  

5. Систематически изучать,  обобщать и распространять  передо-  
вой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, необходимо  
вести спецкурсы экологического направления.

6. Активизировать участие  подростков в разнообразной  опыт-  
но-исследовательской, природоохранной деятельности, организовы-  
вать различные экологические клубы, кружки, экологические лагеря и т.д.  

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бабанский  Ю.К. Методы обучения в современной  общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

2.  Безуевская  В.А. Учебная задача как средство  экологического образования учащихся  в курсе органической химии:  Дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. - 123 с.

3.Вовк  Г. А. Изучение окружающей среды  на основе взаимосвязи химических  и экологических знаний (химия  10-11 класс): Автореф. дис. ... канд. пед.  наук. - М., 1992. - 16 с.

4.Железнякова  Ю.В., Назаренко В.М. Учебно-исследовательские  проекты в обучении химии // Химия в шк. - 1999. - №3. - С. 47-50.

5.Ишматова  А.Р. Формирование экономической  грамотности у старшеклассников  в условиях общеобразовательного  учреждения.: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 172 с.

6.Кульневич  СВ. Лакоценина Т.П. Воспитательная  работа в современной школе. - М. - Ростов н/Д: Творческий центр  «Учитель», 2000. - 192 с.

7.Мелехова  О.П. Экологическое образование  и нравственное воспитание // Высшее  образование в России, 1994. - №4. - С.40-43.

8.Моисеев  Н.Н. Экологическое образование  и экологизация образования // 
Биология в шк. - 1996. - №3. - С.29-32..

9.Подласый  И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов:  Учебное пособие для ст-ов высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2001. - 366 с.

10.Шаброва  Е.В. Современные экологические  проблемы с точки зрения химика // Химия в шк. - 1997. - №1. - С. 14-20.

11.Экология  России: Хрестоматия /Сост. Кузнецов  В.Н..- М.: АО «МДС», 1996.-320 с.

Информация о работе Формировани экологического сознания