Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение занятости населения, рассмотрение государственной политики в этой сфере, выявление особенностей безработицы, её основных причин, путей решения проблемы, а также сделать анализ безработицы в Вологодской области.
Введение 3
1.Занятость населения 5
1.1. Определение и формы занятости 5
1.2. Концепции регулирования занятости 9
1.3. Факторы, влияющие на динамику занятости 11
2. Безработица 13
2.1. Сущность и виды безработицы 13
2.2. Причины безработицы 16
2.3. Инфляция и безработица 18
3. Пути решения проблемы 20
3.1. Методы борьбы с безработицей 20
3.2. Политика государства в отношении регулирования занятости 22
3.3. Зарубежный опыт решения проблемы 24
4. Безработица в Вологодской области 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Сегодня возраст женщины так же является ограничением при найме на работу. Достаточно высока доля безработных женщин в возрасте от 18-24 лет. Возможные причины их безработицы - семейные обстоятельства, либо отсутствие достаточного опыта работы, что на сегодняшний день является одним из главных критериев при приёме на работу. На протяжении последних трёх лет среди безработных женщин преобладают высвобожденные работники, т.е. уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата и те, кто уволился по собственному желанию.
Также необходимо отметить, что зафиксирован рост безработных, имеющих профессиональное образование. Если в октябре 2008 года лиц, имевших начальное профессиональное образование, насчитывалось около 1 тыс., то на начало года их уже около 7 тыс. Число безработных граждан с высшим образованием возросло в 5 раз и составило 3642 чел. Примерно в 6 раз возросла численность вологжан, уволившихся по собственному желанию, она составляет около 11 тыс. чел.
В органах службы занятости области на 18 января – около 6 тысяч вакансий, включая временные и общественные работы. Преобладают вакансии в социальной сфере – здравоохранении, образовании, культуре (1,5 тысячи вакансий) и в промышленности (1,5 тысячи вакансий).
Департамент занятости населения предлагает такие меры содействия занятости как: выплата пособий по безработице, в первом (12-месячном) периоде выплаты оно начисляется за первые три месяца - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов. Однако во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Во втором (12-месячном) периоде выплаты: в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Для жителей Вологодской области (с учетом район. коэффициента) минимальный размер пособия – 977,5 рубля, максимальный – 5635 рублей. Для жителей г. Череповца (с учетом район. коэффициента) – минимальный размер - 1062,5 рубля, максимальный - 6125 рублей.
Безработным
гражданам, утратившим право на пособие
по безработице в связи с
Таким
образом, в Вологодской области
насчитывается довольно высокое
число безработных граждан, по сравнению
с 2007 годом это число увеличилось более
чем в два раза и главной причиной, на мой
взгляд, является экономический кризис.
Службы занятости проводят большую
полезную работу, пытаясь найти рабочее
место или место учебы для всех поставленных
на учет безработных.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, является одной из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.
Во всех странах безработица существует на протяжении многих лет и через положение безработного проходит существенная часть населения на протяжении их трудовой жизни. Безработица наносит немалый урон жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс, снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.
Поэтому достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Занятости должна принадлежать одна из приоритетных ролей, а сама занятость должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономических программ.
Возможность иметь рабочее место, получать достойную заработную плату, сохранить здоровье, совершенствовать мастерство и развивать творческий потенциал напрямую связана с общей экономической динамикой производства, структурными изменениями в народном хозяйстве, изменением форм собственности, ситуацией в кредитно-финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической сферах, ценой труда. Занятость – своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.
В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определенной политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.
На передний план борьбы с безработицей должны выходить местные власти, которые лучше знают ситуацию на региональном рынке труда и обладают определенными материальными и финансовыми ресурсами для разработки и реализации комплексной системы мер содействия занятости.
Среди безработных в Вологодской области преобладают мужчины и женщины от 18 – 29 лет, люди с начальным профессиональным и высшим образованием, которые не могут найти работу в условиях становления рыночной экономики по своей профессии. Службы занятости проводят большую полезную работу, пытаясь найти рабочее место или место учебы для всех поставленных на учет безработных. Во всех регионах ежегодно разрабатываются комплексные программы содействия занятости населения, делаются попытки усовершенствовать учебные планы в учреждениях народного образования и согласовать их с прогнозами служб занятости, а также помочь безработным начать свой бизнес и организовать платные общественные работы для временного трудоустройства учащейся молодежи и других категорий безработных.
Способов
снижения безработицы предлагается сегодня
много, но универсальный только один –
развитие отечественного производства,
экономический рост, причем рост устойчивый
и значительный, что приведет к увеличению
темпа роста числа занятых в экономике.