Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение занятости населения, рассмотрение государственной политики в этой сфере, выявление особенностей безработицы, её основных причин, путей решения проблемы, а также сделать анализ безработицы в Вологодской области.
Введение 3
1.Занятость населения 5
1.1. Определение и формы занятости 5
1.2. Концепции регулирования занятости 9
1.3. Факторы, влияющие на динамику занятости 11
2. Безработица 13
2.1. Сущность и виды безработицы 13
2.2. Причины безработицы 16
2.3. Инфляция и безработица 18
3. Пути решения проблемы 20
3.1. Методы борьбы с безработицей 20
3.2. Политика государства в отношении регулирования занятости 22
3.3. Зарубежный опыт решения проблемы 24
4. Безработица в Вологодской области 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.
Различают два принципиально разных подхода – американский и шведский. Первый – чрезвычайно «жесткий», пособие выплачивается всего полгода, и активные меры помощи безработным непопулярны. При таком подходе люди сами целенаправленно ищут себе работу, и действительно, уровень безработицы в США значительно ниже среднеевропейского. Однако те безработные, которые не сумели найти себе место в течение первых месяцев, как правило, не находят себе работу вовсе и переходят в категорию длительно безработных. Исследования показывают, что после шести месяцев шансы трудоустройства резко падают, так как человек резко утрачивает квалификацию и навыки, а главное – веру и энтузиазм. Наниматели тоже обычно с опаской относятся к соискателям с большим перерывом в трудовом стаже. В результате государству все равно приходиться выплачивать им пособие – но уже как малоимущим – в течение всей жизни. К тому же длительная безработица, как показали многие исследования, полностью разрушает личность и приводит к серьезным социальным проблемам, даже если официально процент безработных невысок.
В Швеции политика регулирования занятости совершенно другая. Предпочтение отдается активным формам: пособие не выплачивается «просто так», а только с условием, что человек непременно проходит переобучение, а затем ему предлагаются варианты трудоустройства. Если же все это не помогает найти подходящую работу, то по окончании срока выплаты пособия безработного обязательно трудоустраивают на специально создаваемое рабочее место в рамках государственной программы содействия занятости. Таким образом, преодолевается психологическая зависимость от безработицы, человек продолжает чувствовать себя полезным обществу. Конечно, подобные методы требуют соответствующего финансового обеспечения, но зато расходы на выплату пособий значительно сокращаются.
В других европейских странах, в качестве примера обычно обращаются именно к шведскому опыту, считая американский подход «негуманным». Однако на практике, Швеция значительно опережает все европейские страны по расходам на проведение активной государственной политики на рынке труда и, соответственно, ситуация с безработицей здесь в течение многих лет была лучше, чем в других государствах.
В целом же можно сказать,
что простое увеличение размера пособий
и продление сроков их выплаты не стимулирует
людей к поиску работы. По убеждению многих
экономистов, именно доступность пособий
и неограниченная продолжительность их
выплаты стали в последнем десятилетии
главной причиной высокой безработицы
в Европе.
Численность экономически активного населения области в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 14,3 тысячи человек и составила 673,1 тысячи человек, или 55,3% от общей численности населения области, которая на 1 января 2009 года составляла 1 миллион 218 тысяч человек.
Численность занятого населения области снизилась на 3,3 тысяч человек и составила 616,9 тысячи человек. Численность безработных граждан возросла на 17,6 тысячи человек и составила 56,2 тыс. человек.
Глубокое воздействие на структуру занятости оказало кризисное состояние экономики, связанное с ее тотальной рыночной реформацией. Самое нежелательное заключается в том, что существенно сокращаются занятость в сельском хозяйстве и в значительной части наукоемких и технологически прогрессивных отраслях. Это свидетельствует о кризисном положении сельского хозяйства и оттоке населения в другие отрасли экономики. Похожая ситуация и в добывающей промышленности.
В то же время происходит увеличение доли населения, занятого в отраслях нематериального производства. Особенно ощутимо возросла численность работников торговли. Также значительно увеличилась доля населения, занятого в сфере гостиниц и ресторанов. Подобное явление обусловлено, по-видимому, высокой заработной платой в этих отраслях и относительно невысокими требованиями рабочих мест. В течение рассматриваемого периода также постепенно увеличивается численность населения, занятого в государственном управлении. Эти изменения связаны с расширением функций государственного управления и стабильностью в уровне жизни людей, занятых в этой отрасли.
Чтобы
проанализировать динамику численности
занятых и безработных в
Таблица 1
Численность экономически активного населения, занятых и безработных в Вологодской области (в среднем за год)
Год | Численность экономически активного населения - всего, тыс. человек | из него | Уровень
занятости,
проценты |
Уровень безработицы, проценты | |
занятые в экономике | безработные | ||||
2000 | 667,3 | 611,9 | 55,4 | 62,3 | 8,3 |
2001 | 661,8 | 603,1 | 58,7 | 61,4 | 8,7 |
2002 | 657,5 | 618 | 39,5 | 63,2 | 6,1 |
2003 | 640,8 | 610,6 | 30,2 | 62,6 | 4,7 |
2004 | 638,6 | 598,5 | 40,2 | 61,5 | 6,3 |
2005 | 659,5 | 625,5 | 34 | 64,6 | 5,2 |
2006 | 667,1 | 631,7 | 35,5 | 65,6 | 5,3 |
2007 | 661,5 | 634,5 | 27 | 66,2 | 4,1 |
2008 | 659 | 620 | 39 | 65 | 5,9 |
2009 | 673,1 | 616,9 | 56,2 | 62,9 | 8,3 |
Проанализировав данную таблицу, можно сказать, что самый высокий уровень занятости зафиксирован в 2007 году и в этом же году был самый низкий уровень безработицы, что говорит о подъеме экономики области. А в связи с началом кризиса в сентябре 2008 года, заметен резкий спад занятых и подъем безработных граждан.
Построив две диаграммы, будет наглядно показано изменение уровня занятости и безработицы.
Динамика численности
Рис.3
Динамика
численности занятых в
Рис.4
Видно, что в 2009 году заметно увеличилось количество безработных граждан и составило 56,2 тыс. Примерно такой же высокий уровень безработицы в области был зафиксирован только в 2000 и 2001 годах. Причина такого скачка безработных кроется в экономическом кризисе, который отразился и на Вологодской области. Появление массовой безработицы – это одно из наиболее ощутимых последствий кризиса, наряду с инфляцией и темпами падения экономических показателей. Аналогично можно сказать и про численность занятых в эти годы. За пределами кризиса уровни занятости и безработицы стабильны.
Состав безработных граждан по данным на 14 января 2010 г. по половозрастному составу и образованию представлен, соответственно, в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Состав безработных граждан по половозрастному составу
Возраст, лет | 16-17 | 18-29 | 30-34 | 35-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 |
Мужчины, чел. | 43 | 3237 | 1202 | 2410 | 1938 | 2216 | 1704 |
Женщины, чел. | 34 | 3801 | 1260 | 2555 | 1977 | 2236 | - |
Таблица 3
Состав безработных граждан по образованию
На 01.10.2008 года | На 14.01.2010 | |||
года | ||||
человек | % | человек | % | |
Не имеющие основного образования | 354 | 4,8 | 604 | 2,4 |
Имеющие основное общее образование | 1115 | 15,1 | 3224 | 13,1 |
Имеющие среднее (полное) общее образование | 1935 | 26,2 | 5565 | 22,6 |
Имеющие начальное профессиональное образование | 1754 | 23,7 | 6671 | 27,1 |
Имеющие среднее профессиональное образование | 1504 | 20,4 | 4902 | 19,9 |
Имеющие высшее профессиональное образование | 720 | 9,8 | 3642 | 14,9 |
Итого | 7382 | 100 | 24608 | 100 |
Рассмотрев статистические данные, можно сказать, что среди безработных в Вологодской области преобладают мужчины и женщины от 18 – 29 лет. Преобладающей становится проблема занятости женщин. Женщины сегодня составляют большинство населения области и практически половину ее трудовых ресурсов, в этой связи они играют значительную роль в обеспечении экономического развития. Из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы в 2007 г. (43560 чел.) 57% (24840) составляют женщины. Такое положение объясняется тем, что женщинам труднее использовать активные стратегии поиска работы, они чаще обращаются за помощью в государственные органы занятости, чтобы получить содействие в трудоустройстве или пособие по безработице.