Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа
Главная установка рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Введение………………………………………………..……………………….….3
1 Спрос………………………………………….………………………………....5
1.1 Закон спроса………….…………………...………………………………...5
1.2 Факторы изменения спроса ………………………..………………….......7
1.3 Эластичность спроса…………………………………….…………..........10
2 Предложение.…………………………………………………..……………...12
2.1 Закон предложения …………………………………..……………...........12
2.2 Факторы изменения предложения …………………………………........14
2.3 Эластичность предложения ………………………………………...........16
3 Равновесная цена……………………………………………………...……....18
3.1 Устойчивость и неустойчивость равновесия………………………..…..18
3.2 Дефицит и излишки……………………………………...……………......19
4 Сдвиг рыночного равновесия………………………………………………...22
4.1 Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса……….22
4.2 Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением
предложения…………………………………………………………………...23
Заключение……………...………………………………………………..…………25
Список использованной литературы ……………………………………………..27
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Товарный излишек толкает цену товаров вниз. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх. В конечном итоге установится равновесная цена, по которой будет продаваться объём товаров на рынке.
Представим, что произошло увеличение спроса на товар.
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Эта ситуация представлена на рис.6а.
Первоначальную ситуацию на рынке отражают линии спроса D и предложения S, точка равновесия E, равновесные объем и цена, соответственно, QE и PE .
Теперь представим, что повысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товар увеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2. При цене PE и новом спросе D2 . На рынке образуется дефицит в размере QE - Q3. Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По мере того как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена на рынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночное равновесие (точка Е2), где QD2=QS.
Новый равновесный объем будет равен Q2, а новая равновесная цена P2.
Таким образом, при прочих равных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной цены (P2>PE) и равновесного объема продаж (Q2>QE).
Теперь представим, что наш товар сократился.
Представим, что снизились доходы населения. Новая линия спроса займет положение D1. При цене PE и новом спросе D1 на рынке появится избыток товаров, равный Q - QE . Цена и объем предложения будут снижаться до тех пор, пока QS = QD1 , то есть до установления нового равновесия (точка Е2), при котором Р1<PE и Q1<QE .
Как видим, уменьшение спроса на товар при прочих равных условиях вызовет снижение равновесной цены и сокращение равновесного объема продаж.
Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится предложение товара.
При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара .
Такая ситуация представлена на рис. 6б, где линии D и S - первоначальные линии спроса и предложения, точка E - точка равновесия, QE и PE - первоначальные равновесные объем и цена.
Представим, что увеличилось предложение товара. Тогда линия предложения S сдвинется в положение S1.
По старой цене (PE) производители будут предлагать к продаже уже большее количество товара (Q3), а так как спрос остался неизменным при этой цене, на рынке образуется избыток товара, равный QE - Q3. В результате продавцы начнут снижать цену на свою продукцию; по мере того как цена на рынке будет снижаться, покупатели будут увеличивать объем спроса на товар. Снижение цены и увеличение объема спроса будет происходить до тех пор, пока на рынке не установится новое равновесие в точке E1, и равновесные цена и объем будут равны соответственно P1 и Q1.
Таким образом, при прочих равных условиях увеличение предложения вызовет снижение равновесной цены и увеличения равновесного объема.
В результате уменьшения предложения линия предложения S сдвинется в положение S2. При первоначальной цене равновесия (PE) на рынке образуется дефицит, равный Q - QE . На рынке произойдет повышение цены и снижение объема спроса. Новое равновесие установится в точке E2 при цене P2>PE и объеме продаж Q2>QE .
Таким образом, при прочих равных условиях уменьшение предложения вызовет повышение рыночной цены и сокращение равновесного объема продаж.
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.
Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.
Список использованных источников и литературы
1 Булатов, А.С. Экономика [Текст] / А.С. Булатов. - М.: Экономистъ; 2006. – 643с.
2 Вахрин, П.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебное пособие / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К; 2002. - 536 с.
3 Википедиа [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/
4 Амосова, В.В. Экономическая теория [Текст] / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова. – СПб.: Питер; 2003. - 480 с.
5 Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки [Текст] / Е.Ф. Жуков. – М.: ЮНИТИ; 2000. – 310 c.
6 Москвин, Д.Д. Основы экономической теории [Текст] / Д.Д. Москвин. – М.: Эдиториал УРСС; 2001. - 118 с.
7 Носова, С.С. Экономическая теория [Текст] / C.С. Носова. - М.: Владос; 2001. – 432 с.
8 Орлова, Л.Г. Экономическая теория [Текст] / Л.Г. Орлова, В.В. Пранович, Н.В. Сумцова и др. - М.: ЮНИТИ – ДАНА; 2000. - 387 с
9 Райзберг, Б.А. Курс экономики [Текст] / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М; 1999. - 716 с.
27