Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа
Главная установка рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Введение………………………………………………..……………………….….3
1 Спрос………………………………………….………………………………....5
1.1 Закон спроса………….…………………...………………………………...5
1.2 Факторы изменения спроса ………………………..………………….......7
1.3 Эластичность спроса…………………………………….…………..........10
2 Предложение.…………………………………………………..……………...12
2.1 Закон предложения …………………………………..……………...........12
2.2 Факторы изменения предложения …………………………………........14
2.3 Эластичность предложения ………………………………………...........16
3 Равновесная цена……………………………………………………...……....18
3.1 Устойчивость и неустойчивость равновесия………………………..…..18
3.2 Дефицит и излишки……………………………………...……………......19
4 Сдвиг рыночного равновесия………………………………………………...22
4.1 Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса……….22
4.2 Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением
предложения…………………………………………………………………...23
Заключение……………...………………………………………………..…………25
Список использованной литературы ……………………………………………..27
1.3 Эластичность спроса
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цен. Степень чувствительности потребителей к изменению цены продукции можно назвать ценовой эластичностью спроса. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
-наличие товаров конкурентов или товаров заменителей;
-незаметное для покупателя изменение уровня цен;
-консерватизм покупателей во вкусах;
-фактор времени ;
-удельный вес товара в доходах потребителя.
В зависимости от этих показателей различают:
1)Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
2)Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
3)Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
4)Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
-Значимость товара для бюджета семьи. Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
-Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных.
2 Предложение
2.1 Закон предложения
От спроса перейдем к анализу предложения, которое является второй стороной механизма конкуренции.
Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определенный период времени.
Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.
Таким образом, высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства (как учитывает производитель изменение издержек, вы узнаете в теме 5). Предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы или графика. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определенное количество товара.
Рисунок 6 - Предложение
Мы рассматриваем в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены.(Рисунок – 6) Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения.
Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.
Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов.(Рисунок – 7)
Рисунок 7 – Изменение предложения
К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие:
-цены на факторы производства (экономические ресурсы);
-технология;
-размер налогов и субсидий;
-цены на другие товары;
-ожидания;
-количество производителей (продавцов).
Каким образом изменение данных факторов воздействует на предложение?
Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).
Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет.
Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив - уменьшают издержки и увеличивают предложение.
Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.
Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.
Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).
2.2 Факторы изменения предложения
Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения? Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
Движение вдоль кривой предложения— реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения.
Рисунок 8 - Изменение объёма предложения
Из рисунка (8) видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения — реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения — это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (9).
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Рисунок 9 – Изменение предложения
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы — это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага — это движение вдоль кривой предложения.
2.3 Эластичность предложения
Эластичность предложения — процентное изменение предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цен.
Как правило, такое значение эластичности положительное, поскольку высшая цена - стимул для производителей к увеличению выпуска товаров.
Особенность рыночного механизма в этом случае заключается в том, что спрос эластичней за цену на протяжении продолжительного промежутка времени. Ведь люди не сразу изменяют свои привычки в потреблении товаров, и вдобавок спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, спрос на который изменяется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и сокращает спрос на него, но меньшей мерой, чем возрастает цена. Вместе с тем на продолжительном промежутке времени потребители будут стараться покупать малолитражные и экономичные автомобили.
Важнейшими факторами, которые влияют на эластичность предложения, кроме цен, есть численность товаропроизводителей, ожидание (ценовые и др.) разных субъектов экономической деятельности, размеры устанавливаемых государством налогов, фактор времени и др. При этом различают:
1) краткосрочный период эластичности спроса, в который предприятие не осуществляет капиталовложений в реконструкцию производства, а приспосабливается к спросу путем увеличения загрузки производственных мощностей, интенсивности работы и т.п.;
2) среднесрочный период, в который осуществляют капиталовложение, но при этом предложение приспосабливают к спросу не за их счет, а путем сужения или расширение производства на существующих производственных мощностях);
3) долгосрочный период, в который осуществляют реконструкцию производства (замену устаревшего оборудования на новое и соответствующее расширения производства), а также появляются новые товаропроизводители данной продукции.
Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и т.п.) спрос эластичней в краткосрочный период. Так, в США ежегодно продают 10-15 миллионов автомобилей. Поэтому с ростом цен спрос на автомобиле резко снизится, хотя общий парк автомобилей уменьшится ненамного. По мере износа машин спрос на них со временем возрастет.
В познании механизма рыночного равновесия важную роль сыграет коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности — отношение изменения объема спроса или предложения (рост или уменьшение в процентах) к изменению цен (в процентах).
3 Равновесная цена
Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.
По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет, и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке представляет устойчивое рыночное равновесие.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы.
Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS).
Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.
Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.
Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.
В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.