Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.
Введение…………………………………………………………………………………….2
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР……………..3
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………...9
2. Экономико-математическая школа
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР…………………..18
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли………...23
Заключение…………………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………………..32
Л.В. Канторович уделял большое внимание
внедрению разработанных им методов
в экономическую практику. В первую
очередь в этой связи следует
отметить цикл работ, посвященных методам
рационального раскроя
С 1964 г. по предложению Леонида
Являясь членом Государственного комитета по науке и технике, Л.В. Канторович вел большую организационную работу, направленную на совершенствование методов планирования и управления народным хозяйством. Он возглавлял Научный совет ГКНТ по использованию оптимизационных расчетов, состоял членом многих ведомственных советов и комиссий (по ценообразованию, транспорту и др.). Вклад Леонида Витальевича в исследование проблемы эффективности производства и, в частности, проблемы эффективности капитальных вложений исключительно велик.
Идеи и методы, вызревшие в рамках линейного программирования, положили начало глубоким математическим исследованиям, вышли далеко за пределы экономических приложений и используются в самых разнообразных сферах человеческой деятельности: физике, химии, энергетике, геологии, биологии, механике и теории управления. Линейное программирование оказывает существенное влияние также на прогресс вычислительной математики и вычислительной техники.
Леониду Витальевичу хватило не только таланта выдающегося математика и экономиста, но и интеллектуальной решимости и гражданского мужества бороться за признание своих экономико-математических теорий.
Удивительно прозорливым оказалось положение Л.В. Канторовича о том, что элементы пространства Канторовича суть обобщенные числа. Эвристический принцип Канторовича нашел блестящее подтверждение в рамках современной математической логики. Пространства же Канторовича, утвердившиеся в качестве новой равноправной модели вещественных чисел, навсегда вошли в сокровищницу мировой науки.
Подводя итог, можно сказать что
вклад Л.В.Канторовича в
Заключение
До настоящего момента история русской экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. Специфические же особенности: Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли начиная со второй половины девятнадцатого века.
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет
крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.
Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете идею "естественного права", которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление "кающегося дворянства" - особенность чисто русская. Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации. Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.
Говорить о дальнейшей судьбе российской экономической науки можно с чувством оптимизма или пессимизма, как, строго говоря, и о будущем самой страны. Однако эмоции - это не основа для серьезного и профессионального прогноза. Сегодня мы живем в условиях острейшего, жестокого противоборства сторонников Вашингтонского консенсуса с его стремлением навязать всем универсальные решения, с одной стороны, и борцами за восстановление самобытных традиций России, сторонниками многоцветного, многопрофильного понимания будущего современной цивилизации - с другой.
В ходе этого противоборства решается и вопрос, о возрождении российской школы экономической мысли как органической части мировой науки. И речь идет не о возврате к старому, а об умении осознать реалии наступающего века. Есть основание полагать, что завтрашний день принадлежит тем, кто активно включится в создание новой парадигмы обществоведения, кто определит место страны в системе альтернативных вариантов ее будущего развития, кто сумеет сочетать анализ глобальных изменений в мире с сохранением уникальности российской цивилизации.
Список использованных источников
1. Автономов В., Ананиин О., Макашев
Н. История экономических
2. Гренберг А.Г. Математические
модели социалистической
3.Кабанов В.В Школа Чаянова,
или организационно-
4. Кутателадзе С.С, Макаров В.Л.,
Романовский И.В. ,Рубинштейн Г.Ш.
.Научное наследие Л.В.
5. Макаров Н.П. Социально-
6.Никонов А.А. Взгляды на
7. Худокормов А.Г. История экономических учений.-М.: МГУ, 1994.- 416 с.
8. ЧаяновА.В. Крестьянское хозяйство. М.: 1989.- 380 с.
9. Чаянов А.В. Номографические элементы экономической географии // Труды Высшего Семинария с.-х. экономии и политики. 1921. Вып. 1
10. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.- с.203.
11. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии,№3-М.:2001.-110 с.
12.Шанин Т. Понятие крестьянства// Великий незнакомец.- М.: 2002.- с.1112
13. Шахов Н.С., Фрейдлин М.П. Математическая экономия в России (1865-1995).- М., 2007.- 312 с.
14. Экономическая теория - учебник для студентов ВУЗов - М: «Практ» - 2004г. - 381с.
15. http:// www. Biblioteka.ru
Информация о работе Вклад российских экономистов в экономическую науку