Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.
Введение…………………………………………………………………………………….2
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР……………..3
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………...9
2. Экономико-математическая школа
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР…………………..18
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли………...23
Заключение…………………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………………..32
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА Факультет Управления Бизнесом
Курсовая работапо дисциплине: Экономическая теория
на тему: «Вклад российских экономистов в экономическую науку»
Проверил преподаватель:
|
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Организационно-
1.1 Учения организационно-
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад
в развитие мировой
2. Экономико-математическая школа
2.1 Учения экономико-
2.2 Л.В. Канторович и его вклад
в развитие мировой
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Введение
Развитие экономических
При освещении истории российской
экономической науки важно
Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость.
Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).
На протяжении долгого времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований, споры шли о проблемах общинного землевладения, о повышении результативности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь немного облегчить крепостную зависимость, борьбу сторонников западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).
В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других кругов, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник новшеств в экономической политике, перевода рубля на "золотую" основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в "Заветных мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Не малую роль в развитии российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений - В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.
Но "традиция" замалчивания вклада и важности российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма "критики", отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью.
В России, подмечает автор многих публикаций по истории экономических учений А. В. Аникин, в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что данный вклад был очень
значителен. Мы остановимся лишь на
двух экономических школах 20 века: организационно-
1. Организационно- производственная школа
1.1 Учение организационно-
Исследование аграрного
Благодаря сложившимся за полвека спустя крестьянской реформы 1861 года, в России традициями сельскохозяйственной экономии, земской статистики, общественной агрономии, кооперативного дела, а также благодаря освоению европейской аграрно-экономической мысли, рождённой кооперативным движением и осмыслением мирового аграрного кризиса 1874-1895 гг., стало возможным разработать оригинальную и глубокую концепцию «семейно-трудового хозяйства». Всероссийские агрономический и кооперативный съезды показали масштаб «идейно-рабочей силы», способной и готовой помогать крестьянскому населению в рационализации форм и методов хозяйствования.
В 1911 году на Московском областном
агрономическом съезде встретились
А. В. Чаянов, Н. П. Макаров, А. Н. Челинцев,
А. А. Рыбников,А.Н. Минин, Г. А. Студенский,
которые составили основу организационно-
Теоретические предпосылки становления
организационно-
Предметом своих исследований представители данной школы избрали практические стороны кооперативного движения в дореволюционной России, в частности комплексное изучение крестьянского хозяйства, которое им представлялось, и не безосновательно, как внутренне устойчивая по своим закономерностям система жизнедеятельности.
Теорию крестьянского
За несколько лет, занимаясь обширным кругом теоретических вопросов, новое направление приобрело настолько высокий авторитет в аграрном вопросе, что после февральской революции 1917г задавало тон в Межпартийной лиге аграрных реформ, готовившей в ожидании Учредительного собрания проект аграрного законодательства демократической России. Два главных теоретика школы - А.В.Чаянов и А.Н.Челинцев - были товарищами министра земледелия в последнем составе Временного правительства С.Л.Маслова - правого эсера, земского статистика и кооператора. Но на гребне стремительно нараставшей революционной волны пришло время большевиков, совершивших при поддержке левых эсеров Октябрьский переворот и санкционировавших ленинским Декретом о земле «чёрный передел» во взбудораженной русской деревне.
Анализируя революционные
Сформулировав свою социально-этическую
позицию, организационно-
Переход от «военного коммунизма»
к нэпу способствовал взлёту организационно-
Наряду с этим организационно-
Характеристика
экономистов организационно-
Для анализа
внутрихозяйственных процессов
и природы мотивации
Информация о работе Вклад российских экономистов в экономическую науку