Вклад российских экономистов в экономическую науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….2
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР……………..3
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………...9
2. Экономико-математическая школа
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР…………………..18
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли………...23
Заключение…………………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

kursovaia_rabota.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

 

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО  БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА                           (ИнОБО)

Факультет Управления Бизнесом

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

Экономическая теория

 

на тему:

«Вклад российских экономистов в экономическую науку»

 

  •  

                                                                                Выполнил

                  • Студент 2 курса группы Ду-09 Карабатова Е.В.

                                                                                

     

     

    Проверил преподаватель:

     

     

     

    • МОСКВА 
    • 2009

     

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………………….2

    1.Организационно-производственная  школа

    1.1 Учения организационно-производственной  школы в России и СССР……………..3

    1.2 А.Н. Челинцев и его вклад  в развитие мировой экономической  мысли…………...9

    2. Экономико-математическая школа

    2.1 Учения экономико-производственной  школы в России и СССР…………………..18

    2.2 Л.В. Канторович и его вклад  в развитие мировой экономической  мысли………...23

    Заключение…………………………………………………………………………………30

    Список использованных источников……………………………………………………..32

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Развитие экономических воззрений  в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим  движением науки в других странах.

    При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое  перенесение на русскую почву  экономических идей Запада. Не следует  впадать и в другую крайность. Развитие социально-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства.

    Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более  широкую значимость.

    Одной из особенностей экономической  мысли в России является органическая связь теоретического анализа с  актуальными, как правило, весьма острыми  проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических  отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).

    На протяжении долгого времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований, споры шли о проблемах общинного землевладения, о повышении результативности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь немного облегчить крепостную зависимость, борьбу сторонников западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).

    В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других кругов, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник новшеств в экономической политике, перевода рубля на "золотую" основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в "Заветных мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

    Не малую роль в развитии российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений - В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.

    Но "традиция" замалчивания вклада и важности российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма "критики", отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью.

    В России, подмечает автор многих публикаций по истории экономических учений А. В. Аникин, в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.

    Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.

    Актуальность данной тематики обусловлена  тем, что данный вклад был очень  значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.

     

     

    1. Организационно- производственная школа

    1.1 Учение организационно-производственной  школы в России и СССР

    Исследование аграрного вопроса  стало одним из главных в российской экономической школе. Бурные дискуссии по аграрному вопросу развернулись после отмены крепостного права. Прямо или косвенно в них были втянуты все ведущие экономисты страны.

    Благодаря сложившимся за полвека спустя крестьянской реформы 1861 года, в России традициями сельскохозяйственной экономии, земской статистики, общественной агрономии, кооперативного дела, а также благодаря освоению европейской аграрно-экономической мысли, рождённой кооперативным движением и осмыслением мирового аграрного кризиса 1874-1895 гг., стало возможным разработать оригинальную и глубокую концепцию «семейно-трудового хозяйства». Всероссийские агрономический и кооперативный съезды показали масштаб «идейно-рабочей силы», способной и готовой помогать крестьянскому населению в рационализации форм и методов хозяйствования.

    В 1911 году на Московском областном  агрономическом съезде встретились  А. В. Чаянов, Н. П. Макаров, А. Н. Челинцев, А. А. Рыбников,А.Н. Минин, Г. А. Студенский, которые составили основу организационно-производственного направления. Уже  тогда им было ясно, что многие формы крестьянской жизни не укладываются в марксистскую схему расслоения деревни и не объясняются законами рыночных отношений. Предметом их изучения стало прежде всего крестьянское хозяйство, где затраты труда подчас превышали расчетный выход продукции, а арендная плата за землю была выше выручки. Мотивация труда в таком хозяйстве - это не мотивация предпринимателя, получающего «в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее мотивация рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы». Эта организационная форма существует при натуральном, феодальном, капиталистическом хозяйствовании, в последнем случае - наряду с полукапиталистическими и полупролетарскими. Поэтому трудовое крестьянское хозяйство, считали представители школы, нельзя «заталкивать» в прокрустово ложе капиталистических категорий.

    Теоретические предпосылки становления  организационно-производственного направления аграрной экономической мысли и российской школы кооперации создали работы А.И.Чупрова.

    Предметом своих исследований представители  данной школы избрали практические стороны кооперативного движения в  дореволюционной России, в частности комплексное изучение крестьянского хозяйства, которое им представлялось, и не безосновательно, как внутренне устойчивая по своим закономерностям система жизнедеятельности.

    Теорию крестьянского хозяйства  беспощадно критиковали (как это издавна водится у русских интеллигентов) и справа, и слева, и либералы, и марксисты - здесь они были едины. Ее обвиняли в том, что семейное хозяйство рассматривается статично, в отрыве от окружающей обстановки, упрекали в приверженности австрийской школе предельной полезности, в игнорировании рынка, идеализации «распыленных, пропитанных мелкобуржуазным духом крестьянских хозяйств». Отвечая оппонентам, Чаянов писал: «Изучая современное сельское хозяйство как оно есть, мы изучали прежде всего тот исходный материал, из которого, по нашему мнению, исторически должна в ближайшее десятилетие вырасти новая деревня, превратившая путем кооперации значительную часть своего хозяйства в формы общественно-организованного производства, деревня, индустриализованная во всех областях технической переработки, механизированная и электрифицированная, деревня, использовавшая все завоевания агрономии и техники»

    За несколько лет, занимаясь  обширным кругом теоретических вопросов, новое направление приобрело настолько высокий авторитет в аграрном вопросе, что после февральской революции 1917г задавало тон в Межпартийной лиге аграрных реформ, готовившей в ожидании Учредительного собрания проект аграрного законодательства демократической России. Два главных теоретика школы - А.В.Чаянов и А.Н.Челинцев - были товарищами министра земледелия в последнем составе Временного правительства С.Л.Маслова - правого эсера, земского статистика и кооператора. Но на гребне стремительно нараставшей революционной волны пришло время большевиков, совершивших при поддержке левых эсеров Октябрьский переворот и санкционировавших ленинским Декретом о земле «чёрный передел» во взбудораженной русской деревне.

    Анализируя революционные потрясения, ближайший соратник Чаянова и  Челинцева, автор самого понятия  «организационно-производственная школа» Николай Павлович Макаров (1887-1980) отмечал: « начавшие было уже развертываться победы здорового социально-этического чувства в деревенском вопросе были безжалостно смяты восстанием бедноты…а две группы общественных работников русской интеллигенции, которым ближе всего могли быть эти новые психологические побеги,- агрономы и кооператоры - не смогли взять в свои руки ни земельной реформы, ни политического хода революции. Они, знающие здорового мужика, работающие вместе со здоровым мужиком, знающие чувство «праздника работы» и любованиям хорошим хозяйством - пытались брать движение по частям в свои руки, но неуспешно». Макаров Н.П. Социально-этические корни в русской постановке аграрного вопроса. Харьков,1918. С.27-28. Так и случилось: организационно-производственная школа повернула к лояльности Советской власти и к сотрудничеству с ней. С 1919г. А.В. Чаянов возглавил в Москве Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, на базе которого затем возник НИИ сельскохозяйственной экономии, а в феврале 1921г. Чаянов вошёл в коллегию Наркомата земледелия. В 1918-1920гг. выходят в свет обобщающие труды Чаянова «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации», Челинцева - «Теоретические основания организации крестьянского хозяйства», Макарова - «Крестьянское хозяйство и его эволюция». Как подчёркивал Н.П.Макаров, для нового направления интерес к внутренней организационной стороне жизни индивидуального крестьянского хозяйства отодвинула на второй план вопросы социально-экономического противопоставления богатых и бедных.

    Сформулировав свою социально-этическую  позицию, организационно-производственная школа уделила пристальное внимание также страновому и региональному  своеобразию, войдя в круг зачинателей  российской экономической географии: одной из важнейших её задач А.В.Чаянов считал поиск «формулы, в которой происходит установление равновесия между местной плотностью населения; положением района в отношении рынка и его естественно-историческими особенностями» Чаянов А.В. Номографические элементы экономической географии.

    Переход от «военного коммунизма»  к нэпу способствовал взлёту организационно-производственной школы; её организационным центром  помимо чаяновского НИИ сельскохозяйственной экономии становится экономический  факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии, где Чаянов заведовал кафедрой организации сельского хозяйства, Челинцев - планирования сельского хозяйства, А.А.Рыбников - экономической географии. Выходят многочисленные работы лидеров школы и их учеников.

    Наряду с этим организационно-производственная школа оказывается мишенью для критики, порой весьма ожесточённой. Среди оппонентов «справа» - Лев Николаевич Литошенко(1886-1936), видный статистик и сторонник «ставки на сильных». Он характеризует взгляды Чаянова и его товарищей как «неонароднические». Это определение с добавлением ярлыка «мелкобуржуазные», перешедшего затем в «буржуазные», было быстро подхвачено «левыми» критиками - «аграрниками-марксистами». Но до поры до времени критика не колебала авторитет школы. В 1925 г. в монографии «Организация крестьянского хозяйства» Чаянов подвёл итоги теоретическому обоснованию концепции семейно-трудового хозяйства и полемике организационно-производственной школы с оппонентами «справа» и «слева».

    Характеристика  экономистов организационно-производственной школы как «неонародников» была небезосновательной: они провозглашали себя сторонниками некапиталистического пути развития, воскрешали народнические идеалы «хозяина-работника»; подразумевали широкое общественно-экономическое служение интеллигенции - мелкий кредит, страховое дело, распространение знаний, кооперация.

    Для анализа  внутрихозяйственных процессов  и природы мотивации деятельности крестьянской семьи Чаянов выдвинул гипотезу субъективного трудопотребительского  баланса, используя такие категории, как предельные затраты труда и полезность предельно рубля выработки работника. Маржиналистская внешность этой терминологии была не случайной. Открытый веяниям не только аграрной и кооперативной, но и теоретико-экономической мысли Запада, овладевший навыками использования графических методов и оптимизационных расчётов, Чаянов ещё студентом освоил аналитический аппарат маржинализма. Однако этот аппарат был использован Чаяновым для фиксации целого ряда эмпирических фактов и зависимостей, которые не укладывались в рамки обычного представления об основах организации частнохозяйственного предприятия, т.е. в рамки «предпринимательских правил», и требовали для своего объяснения иной теоретической модели.

    Информация о работе Вклад российских экономистов в экономическую науку