Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:38, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории, изучить ее методы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.
Применить теоретические знания при выполнении тестовых заданий.
1. Предмет экономической теории
2. Метод и функции экономической теории
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по экономической
теории на тему:
«Экономическая
теория как наука»
Выполнила:
студентка 1 курса
вечерней группы(1)
Круглова М.С.,
зачетная
книжка № 08УББ02716
Проверила:
Медушевская
И.Е.
Пенза,
2009 г.
План работы:
Введение ………………………………………………………
Тесты …………………………………………………………………...15
Заключение …………………………………………………………....16
Список использованной
литературы… …………………………........18
Введение.
Актуальность темы контрольной работы «Экономическая теория как наука» обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не могут дать однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки. Экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
Цель контрольной работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории, изучить ее методы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Предмет экономической теории.
Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучающие структуру, отдельные элементы, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.
Все науки находятся во взаимодействии, они дополняют друг друга и, в конце концов, составляют целостность гуманитарных наук, т. е. наук, которые имеют предметом своего изучения не отдельного человека, а всю совокупность людей, начиная со времени, когда человек выделился из животного мира и стал жить сознательно, целеустремленно.
Общей методологической базой этой системы является экономическая теория – общественная наука, исследующая отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в мире редких ресурсов. Выполняя функцию базы, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает сущность и характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и всей их совокупности на уровне национальной экономики.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, то есть наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограничены, и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен, преступность, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и т.п.). Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет данной науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
Существует несколько определений предмета экономической теории:
- это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
Множество определений так или иначе отражают основной смысл термина «экономической теории», итак, экономическая теория изучает экономическое поведение субъектов, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.
В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, объединения, ассоциации и прочие функциональные образования, домохозяйства (семья) и отдельный человек.
В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономические явления в развитии называются экономическими процессами. Причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Они используются экономическим субъектом для достижения положительных результатов деятельности.
Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства:
1. «Что производить?» Решение этой задачи определяет ассортимент потребления, а, следовательно, удовлетворение потребностей, как личных, так и производственных.
2. «Как производить?» Привлечение ресурсов обусловливает отношения между экономическими субъектами в сфере производства и обмена.
3. «Для кого производить?» Решение этой задачи определяет структуру социальных и производственных потребителей и формирует первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Составляющими
современной экономической
Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.
С точки зрения масштабов изучаемого объекта, различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика – такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм, отраслей.
Макроэкономика – занимается изучением национальной экономической системы в целом и определением возможных путей оптимизации национальной экономики.
Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования некоторые проблемы входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.
Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.
Говоря об экономической теории как науке следует отметить, что она выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.
Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и т. п.).
Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование).
В-третьих,
межотраслевых или «пограничных» (экономическая
география, история экономики, демография,
статистика, теория менеджмента, регулирование
и т. п.).
2. Метод и функции экономической теории.
Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности). В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: субъективистский, неопозитивистско-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический.
Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.
В
экономической теории применяются
два противоположных