Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:38, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории, изучить ее методы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.
Применить теоретические знания при выполнении тестовых заданий.
1. Предмет экономической теории
2. Метод и функции экономической теории
Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.
Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.
В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.
В XX в. методы диалектики познания сложных систем дополнились математическими методами. С течением времени экономическая теория перешла от сбора фактов к экономико-математическому анализу. В нем устойчивое место заняло предварительное осмысление экономических явлений и механизмов при помощи ряда взаимосвязанных абстрактных величин, которое получило название моделирование.
Сконструированный образ, описанный по определенным правилам и на определенном языке, называется экономической моделью. Она отражает конкретные, специфические стороны и свойства экономической системы, взаимодействие, противостояние, взаимодополнение и нейтральность ее составных частей.
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяют специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическую статистику.
Вместе с тем за последнее столетие нередко наблюдалось чрезмерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводило к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов.
Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении достаточно продолжительного периода — 10, 20 и более лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.
Опираясь на серьезные научные работы, экономическая теория стала играть все большую роль в познании и преобразовании хозяйственной деятельности. В связи с этим рассмотрим функции экономической теории:
Эмпирическая функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.
Познавательная функция состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человеческого общества, вскрыть законы и тенденции экономического развития, т.е. это изучение сущности экономических явлений и процессов.
Теоретико-
Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому все учебные программы предусматривают изучение её законов и принципов. Экономические знания позволяют людям самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и т. д.).
Практическая функция, или, как её ещё называют, прагматическая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства., т.е. это использование научных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономики в целом.
Все большее значение в современных условиях приобретает прогнозно-прагматическая функция, предполагающая разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.
Методологическая функция заключается в исследовании экономической философии бытия.
Так
же существует и критическая
функция, заключающаяся в выявлении
достижений и недостатков различных форм
производства. При этом устанавливается,
когда каждый исторически определенный
вид хозяйственных отношений, выполнив
свою прогрессивную роль, начинает устаревать
и тормозить развитие производства. Так
произошло с экономическими связями
при рабстве и феодализме.
Тесты:
1. Среди основных функций экономической теории нельзя найти:
а) познавательную;
б) практическую;
в) эстетическую;
г) теоретико-методологическую.
Ответ: в).
Основными функциями экономической теории являются: познавательная, теоретико-методологическая и практическая.
2. Если экономическая теория не дает рекомендаций, но объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи, то это:
а) позитивная экономическая теория;
б) нормативная экономическая теория;
в) макроэкономическая теория;
г) микроэкономическая теория.
Ответ: а).
Позитивная экономическая теория опирается на факты и отвечает на вопрос «Что есть?».
3. В каком случае государство выступает как субъект микроэкономики:
а) когда государство проводит антимонопольную политику;
б) когда
на рынке функционирует
в) когда государство регулирует денежное обращение;
г) ни в одном из перечисленных случаев.
Ответ: б)
Государство
играет двоякую роль в экономике.
С одной стороны, в лице государственных
органов и учреждений, разрабатывает
законодательство, по которому организована
жизнь всего общества. С другой
стороны, в лице государственных предприятий,
осуществляет предпринимательскую деятельность,
является собственником.
Заключение.
Таким
образом, в процессе решения основных
экономических задач между
На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.
Основным методом исследования в экономической теории является диалектика. Ведь чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую из них, то есть провести анализ. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением, какое они имеют в данной структуре, носит название синтеза. Анализ и синтез как составные части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций, позволяющих изучить и исследовать часть предмета, не принимая при этом в процессе анализа во внимание другие составляющие.
Усложняющаяся
экономическая жизнь и
Познавательную – изучение сущности экономических явлений и процессов;
Теоретико-методологическую – выявление сущности явлений и процессов и общих принципов поведения экономических субъектов;