Вклад российских экономистов в экономическую науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….2
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР……………..3
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………...9
2. Экономико-математическая школа
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР…………………..18
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли………...23
Заключение…………………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

kursovaia_rabota.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Такой стала  чаяновская модель безнаемного семейно-трудового крестьянского хозяйства. Оно отличалось от капиталистического тем, что в нём и голова, управляющая хозяйством, и рабочие руки принадлежат одному и тому же человеку. Поэтому мотивация хозяйственной деятельности крестьянина не является «мотивацией предпринимателя, получающего в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее мотивацией рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение работы». Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989. С.203.

Пределы продукции  трудового хозяйства определяются не стремлением к максимизации денежного  дохода на единицу затрат труда, а  трудопотребительным балансом-соразмерностью напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи. Поэтому, с одной стороны, крестьянские хозяйства часто функционируют с номинально негативной прибылью и, тем не менее, выживают за счёт «самоэксплуатации», что невозможно для капиталистических предприятий; в этом источник «исключительной устойчивости крестьянского хозяйства». С другой стороны, если в зависимости от улучшения рыночной конъюнктуру или более рентного положения хозяйства каждая единица труда начинает давать большую выработку, то общая выработка хозяйства растёт с меньшей скоростью и число реализуемых единиц труда падает. В данном случае крестьянин как рабочий, воспользовавшись благоприятным положением хозяйства и своими рентными доходами, заставляет крестьянина как предпринимателя предоставить ему лучшие условия труда в смысле сокращения годового рабочего времени вопреки естественному стремлению предпринимательства расширить объём хозяйственной работы для использования удачной конъюнктуры.

Один из парадоксальных, объяснённых Чаяновым, - готовность малоземельных крестьянских хозяйств платить за дополнительную землю для того чтобы полнее задействовать трудовые ресурсы земли - арендную плату, гораздо превосходящую размер капитализированной земельной ренты.

Ещё один исторический феномен, проанализированный Чаяновым с позиции семейно-трудовой теории,- способность крестьянских хозяйств при фиксированной трудоинтенсификации уплачивать очень высокие проценты по занятым капиталам. Но в противоположность земельному рынку здесь нет влияния на среднемировой уровень процента на капитал, поскольку объём кредитного оборота крестьянского хозяйства весьма незначителен по сравнению с оборотами банковских и других форм кредита. Выяснив категориальное своеобразие семейно-трудового хозяйства в его статистике, Чаянов исследовал и динамику этого хозяйства, в которой решающую роль придавал изменению численности и половозрастного состава семьи, соотношения числа едоков и работников. Демографический процесс нарастания семей определяет эластичность «земельного режима», сжимающийся и разжимающийся хозяйственной деятельности. В отличие от промышленности, где концентрация производства началась по горизонтали (укрупнение предприятия и вытеснение других, более мелких), в сельском хозяйстве развертывается вертикальная концентрация, при которой, однако, большая часть дохода, создаваемого фермерским хозяйством, присваивается финансовым, торговым и инфраструктурным капиталом, а риск предприятия в значительной степени перекладывается с владельца капитала на фермера.

Свой план «кооперативной коллективизации» Чаянов изложил в «Записке о современном  состоянии сельского хозяйства  СССР по сравнению его с довоенным  положением и положением сельского  хозяйства капиталистических стран», составленной по запросу В.Молотова.

В декабре 1929г., в дни 50-летнего юбилея Сталина, ставшего первой крупномасштабной компанией культа «великого вождя и теоретика», прошла Первая Всесоюзная конференция аграрников-марксистов. За неделю до неё Чаянов вынужден был опубликовать «покаянное письмо» с признанием ошибочности своих взглядов. Но это не помогло.

Возникшая по призыву Чаянова в  год полувекового юбилея раскрепощения  русских крестьян организационно-производственная школа просуществовала менее 20 лет  до нового - колхозно-совхозного закрепощения и исчезла в «пропасти великого перелома». А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев, Н.П. Макаров, А.А. Рыбников вместе с Н.Д.Кондратьевым, Л.Н.Юровским и ещё 9 экономистами, включая и критика организационно-производственной школы Л.Н. Литошенко, были осуждены по процессу Трудовой крестьянской партии. Около тысячи человек были арестованы «за принадлежность к ТПК» в других городах СССР. Осужденные были приговорены к различным срокам тюрьмы и ссылки. Покончил жизнь самоубийством самый молодой приверженец школы - Геннадий Студенский.

Лишь в 1987 г. было официально пересмотрено «дело ТПК» и реабилитированы  экономисты организационно-производственной школы, а в 1988 г. было широко, хотя и  большим налётом притворной помпезности, отмечено столетие со дня рождения А.В. Чаянова, чье имя к этому времени снискало мировое признание.

Научный путь оганизационно-производственной школы привел к созданию фундаментального направления в экономической теории - учения о некапиталистических системах хозяйствования, которое во многом объясняет экономическое поведение любых организаций, не ставящих целью своей деятельности получение прибыли.

Направления научного поиска данной школы в аграрной экономике были широки и разнообразны. Они включали в себя всё, что касалось организации  крестьянского хозяйства и крестьянской жизни. Организационно-производственной школе удалось создать и развить семейно-трудовую теорию устойчивости крестьянского хозяйства. Она стала значительным вкладом в мировую экономическую науку начала XX века.

Сущность позиции представителей организационно-производственной состояла в том, что в сельском хозяйстве кооперативная концентрация производства оказывается более экономически выгодной, если дальше отстоит подлежащая кооперированию сфера аграрной деятельности от непосредственной работы крестьянина с биологическими организмами. Правильность представлений этих учёных опытом развития сельского хозяйства в развитых странах мира в начале и середине XX века и в развивающихся странах по многим позициям - вплоть до настоящего времени.

В связи с изучением вопросов организации крестьянского хозяйства и развития кооперации находилось и такое направление научного поиска ученого, как теория дифференциальных оптимумов крестьянского хозяйства. Творческое наследие представителей организационно-производственной школы остается актуальным и в настоящее время.

 

 

1.2 А.Н. Челинцев и  его вклад в развитие мировой  экономической мысли

Крупнейший русский ученый в  области организации и экономии сельского хозяйства России и  СССР - Александр Николаевич Челинцев.  Занимает особое место в плеяде ученых и практиков, сыгравших выдающуюся роль в развитии экономической, сельскохозяйственной и статистической науки конца XIX - 30-х гг. XX вв. Огромен диапазон его научных работ, в которых разработаны вопросы организации и экономики крестьянского хозяйства, его производства и потребления, кредитов и рыночных отношений, сельскохозяйственной кооперации. С этими проблемами тесно связаны работы по сельскохозяйственной географии, урожайности сельскохозяйственных культур, животноводству, сельскохозяйственному районированию и планированию, статистике. Им были заложены основы «организационно-производственной школы» (1904 г.) в аграрной науке. Позже, в 1920-х гг. ведущим представителем и фактически главой этого научного направления стал А.В. Чаянов.

А.Н. Челинцев родился 3 августа 1874 г. в  г. Волынске Саратовской губернии в  семье торгового служащего. Среднее  образование будущий ученый получил  в широко известном в России Мариинском земледельческом училище (Саратовская  губерния), которое окончил в 1895 г.

По окончании воинской службы в 1896 г. он поступил на работу статистиком  в Саратовскую губернскую земскую  управу и вольнослушателем в Ново-Александрийский  институт сельского хозяйства и  лесоводства (бывшая Люблинская губерния). Совмещение работы и учебы было вызвано тяжелым материальным положением в семье после смерти отца.

Окончив экстерном институт и получив  звание агронома 1-го разряда, Александр  Челинцев в ноябре 1900 г. был назначен на должность учителя экономии, технологии, огородничества и садоводства в родном ему Мариинском училище. Здесь он увлекся исследовательской работой. В 1901 - 1904 гг. вышли в свет его первые научные труды: «Садоводство г. Хвалынска», «Очередные задачи с.х. экономии», «Поденная плата рабочим в сельском хозяйстве России» и другие, которые вызвали интерес у научной общественности.

В 1904 - 1906 гг. А.Н. Челинцев был откомандирован в Германию и Францию для изучения курса декоративного садоводства  в высших школах Далема и Версаля.В  это же время Саратовским губернским жандармским управлением было возбуждено «Дело о преступной пропаганде среди учеников Мариинского земледельческого училища», по которому в распространении нелегальной литературы и антиправительственной пропаганды наряду с учениками обвинялась и группа преподавателей, в том числе и А.Н. Челинцев. В феврале 1905 г. дело было закрыто по настоянию администрации училища.

По возвращении из-за границы  он получил место учителя в  Уманском среднем училище садоводства  и земледелия (Киевская губерния), продолжил научные поиски в области садоводства и организации сельского хозяйства.

Совет профессоров Ново-Александрийского института в декабре 1908 г. пригласил  способного преподавателя на работу в институт, где он, будучи избран сначала доцентом, а затем и  адъюнкт-профессором, в течение десяти лет читал лекции по садоводству, плодоводству и огородничеству, сельскохозяйственной экономии и статистике.

В 1908 - 1913 гг. Челинцев , ставший уже ученым широкого профиля, опубликовал работы: «Улучшенная зерновая система земледелия в крестьянском хозяйстве нечерноземной России», «К вопросу о русско-германском торгово-промышленном договоре», «Погубернские избытки и недостатки ржи, пшеницы, овса, ячменя и муки ржаной и пшеничной в 1909 г. для Европейской России», «Обзоры русской литературы по с.х. за 1908 - 1913 гг.», «Очерки сельскохозяйственной экономии» и другие. Все они напрямую связаны с коренными преобразованиями в аграрном секторе экономики России. Обращает на себя внимание тот факт, что они написаны в разгар проводившейся в стране столыпинской аграрной реформы, когда вопросы районирования, повышения производительных сил сельского хозяйства и его новой ячейки - индивидуального крестьянского хозяйства - приобрели общероссийское звучание. Его оригинальная научная работа «Сельскохозяйственные районы России как стадии эволюции сельского хозяйства и культурный уровень сельского хозяйства в них», которая имела большое значение и влияние на последующие исследования вопросов рационального размещения и углубленной специализации сельскохозяйственного производства страны, оказалась актуальной на многие десятилетия вперед.

С 1914 г., по признанию самого ученого, основным направлением его научных поисков стала выработка курса организации сельскохозяйственного производства для «крестьянского хозяйства мелкого размера, кооперативно объединенного», в противоположность курсу профессора А.И. Скворцова, отвечающего на запросы крупного капиталистического (помещичьего) хозяйства, а также в противовес заграничным курсам.

Отдельно следует отметить научно-организаторскую работу А.Н. Челинцева. Он участвовал в работе съездов естествоиспытателей и врачей (Москва), по селекции и семеноводству (С.-Петербург), на съездах в Киеве и Вильно по вопросам экспорта сельскохозяйственной продукции и пересмотра торгового договора с Германией, выработке планов заготовок мясного скота. Принял активное участие в организации и проведении сельскохозяйственной переписи 1916 г.

Исключительно важное место заняла разработка программы аграрного  устроения деревни, от правильности которой в значительной степени зависело дальнейшее экономическое развитие страны. Поэтому русская общественная и экономическая мысль с исключительным вниманием отнеслась к этой проблеме государственного строительства в новых условиях. Следует отметить, что еще в 1916 г. Экономический совет Союза городов предпринял попытку «привлечь научные, экономические силы страны к разработке общественной программы по важнейшим вопросам экономической политики».

Для осуществления поставленных задач  Экономический совет на своем заседании 9 июня 1916 г. решил «обратиться к виднейшим теоретикам России» с просьбой составить на определенные темы предварительные сообщения, которые должны содержать конкретные практические предложения, дать материал для всестороннего их обсуждения в собраниях Экономического совета при участии экономистов-практиков России. В письме профессору Челинцеву за подписью председателя Экономического совета Э. Мануилова предлагалось подготовить сообщения «Об общем направлении развития производительных сил России» и «Об условиях производства, и сбыта главнейших продуктов во время войны».

По приглашению Временного правительства (с мая по октябрь 1917 г.) А.Н. Челинцев работал управляющим Отделом  сельской экономии и статистики Министерства земледелия, участвовал в разработке принципов аграрной реформы. 21 июня Ученый комитет министерства единогласно избрал его своим членом.

Гражданская война, в которой он не поддерживал ни одну из сторон, застала  ученого на Кубани во время руководимой  им экспедиции «по исследованию казацко-крестьянского сельскохозяйственного производства».

1 марта 1920 г., по договоренности  с посольством Сербии о преподавательской  работе в Белградском университете, он покинул Россию, выехав морем  из Новороссийска.

В творческом плане югославский период жизни А.Н. Челинцева (1920 - 1923 гг.) был весьма результативен. Он был назначен штатным профессором Сельскохозяйственного факультета Белградского университета, где читал лекции по географии, статистике, организации и экономии сельского хозяйства. Он сразу же включился в активную научно-исследовательскую работу: продолжал исследования, начатые им в России, так как условия в аграрном секторе Югославии соответствовали условиям дореволюционной России. Получив командировку от университета, он объездил практически всю Югославию, проделал ряд исследований организации и техники крестьянского сельского хозяйства страны, изучил статистические материалы. В итоге им был разработан учебный курс сельскохозяйственной статистики Югославии, написано несколько научных работ, подготовлены и сделаны доклады в Русском академическом обществе в Белграде, в том числе доклад «Сельскохозяйственные районы Сербии».

Его работа «Мировой рынок фермерских продуктов и его связь с  эволюцией фермерской системы» вызвала  интерес научной общественности. В декабре 1922 г. профессор Челинцев получил письмо от вице-президента Департамента сельского хозяйства в Вашингтоне, В.О. Стина, с предложением опубликовать данную работу в журнале Исторического общества при департаменте, которое занималось изучением актуальных проблем сельского хозяйства и содействовало публикации исследований в этой области. Уже позже, в 1947 г., в своей лекции «Федеративная народная республика Югославия» А.Н. Челинцев использовал многое из наработанных им материалов в 1920 - 1923 гг. для восстановления и развития сельскохозяйственного производства в послевоенной Югославии.

Информация о работе Вклад российских экономистов в экономическую науку