Виды безработицы, их форма и специфика проблемы занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выяснить особенности проявления безработицы в России, провести анализ этих особенностей. Задачами исследования будет являться изучение понятия безработицы, видов безработицы, причин возникновения, особенностей занятости в России и способов борьбы с безработицей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие и сущность безработицы………………………………………….5
1.1. Сущность безработицы….…….………………………………………………….5
1.2. Причины безработицы………..…………………………………………….……12
1.3. Основные показатели, характеризующие безработицу…………….…………16
1.4. Социальные и экономические последствия безработицы……….……………18
Глава 2. Анализ уровня безработицы в России……………….…………….………22
2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы ………………………………………..……………………22
2.2. Проблема безработицы в США ……………………………..………………..25
2.3. Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими
методами…………………………………………………………………………...28
Глава 3. Современные способы борьбы с безработицей…………….….…….30
3.1 Методы борьбы с безработицей..............................................................30
3.2. Борьба с безработицей в России………………………...………………………31
Заключение……………………………………………………………………………34
Библиографический список…………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая - копия - копия.docx

— 126.75 Кб (Скачать)

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В  некоторых регионах для безработных  были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Организованные общественные работы в  основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

В 2011 году в России выделено 6,2 миллиарда рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

В 2009 году минимальное пособие  по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее  могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают  социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных  стимулов к труду. Повышенные пособия  увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в 2011 должна стать  организация стажировок для выпускников  вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую выплачивают стажерам невысокую заработную плату

Принято решение выделять субсидии в размере 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек  прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов  человек.

Вышеуказанные меры предоставляются  только гражданам, зарегистрированным в службах занятости.

Некоторые экономисты считают, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса» , так как кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег и выгоды. Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Статистика:

5.4 миллиона человек —  общая безработица в России;

1.6 миллиона безработных  зарегистрировано в центрах занятости;

189 тысяч человек прошли  переобучение в 2009 году;

95 тысяч человек нашли  работу по программе поддержки  малого бизнеса;

Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %.

Таким образом, мы видим, что государство проводит комплекс мер по уменьшению уровня безработицы, некоторые из них, возможно, не совсем эффективны, но благодаря тому, что выдвигаются новые предложения, новые проекты можно сказать о частичном решении проблемы безработицы в России.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В данной работе был проведен анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском и американском рынках труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы. При исследовании проблемы безработицы в России и США была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008–2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования

в экономике в результате кризисных явлений. Основной проблемой в структуре российской безработицы является ее скрытый характер, а также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009  году была принята антикризисная программа президента,  направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.  Произведенный анализ позволяет отметить,  что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране. 

Низкий уровень безработицы  в России в большей мере связан с действующей системой регистрации  безработицы, низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых  рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной  рабочей силы на рынок труда.

   Положение на рынке труда тесно связано с демографической ситуацией в стране. Возрастная структура населения России такова, что, несмотря на постоянное сокращение в последние годы общей численности населения, численность трудоспособного населения растет. Сокращение рабочих мест в большинстве отраслей экономики и рост численности населения в трудоспособном возрасте также сказываются на повышении уровня безработицы.

        Недостатком политики по борьбе с безработице в России является ее краткосрочная направленность,  осуществляемая в основном за счет выплаты пособий. Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период. Политика по борьбе с безработицей в США происходит эффективнее, поскольку она способна не только снизить уровень безработицы до естественного уровня,  но и обеспечить устойчивый экономический рост.

         Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение инфраструктурных  проектов как основного способа снижения безработицы;

2) снижение налогового  бремени в момент кризиса как  способ поддержания малого бизнеса;

3) индивидуальный подход к каждому безработному, предоставление каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы,  а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая достойное вознаграждение за свой труд.

4) дифференциация уровня  пособия по безработице в зависимости от наличия в семье безработного детей и иждивенцев.

    Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. Проблема безработицы и занятости должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой государством социально-экономической политики. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры,  форм,  создание условий для развития человеческого капитала страны и совершенствование экономических отношений занятости.

 

 

Библиографический список

 

1. Автономов В.С. Введение в экономику – М.: Вита-Пресс, 2005. – С.166-168

2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

3. Закон Российской Федерации  от 27.12.2009 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений  в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

4. Иванкин Н.К. Управление трудовыми ресурсами – Омск: ОмГТУ,2010. – 92с.

5. Капелюшников Р.И. Конец российской модели рынка труда? – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. – С.7-10

6. Макаров,  Н.  Безработица в России 2010-2011  статистика,

мониторинг численности  безработных в стране /  Н.  Макаров.  – 2010  г.  -

[Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru (дата обращения 21.03.2012).

7. Официальный сайт //  Федеральная служба государственной

статистики. [Электронный  ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 21.03.2012)

8. Плакса,  В.И.  Безработица:  теория и современная российская

практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2006. – 262 с.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 г. № 926 «О размерах  минимальной  и максимальной величин пособия  по безработице на 2010 год»

10. Самуэльсон П.Э. Экономика М.: ООО “И.Д.Вильямс”,2010. – С.1174

11. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 октября 2006г.

12. Фролова Т.А.  Макроэкономика: конспект лекций – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 87с.

13. Экономика. Основы экономической теории. - / Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс,2008. – С.87-98

14. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория – М.: ИД “Форум”: ИНФРА – 2009. – С.214-217

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложения

1 Американский экономист Артур Оукен в 60-е гг. XX в. Возглавлял Совет экономических консультантов при президенте США.

2 Источник Росстат

 


Информация о работе Виды безработицы, их форма и специфика проблемы занятости в России