Виды безработицы, их форма и специфика проблемы занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выяснить особенности проявления безработицы в России, провести анализ этих особенностей. Задачами исследования будет являться изучение понятия безработицы, видов безработицы, причин возникновения, особенностей занятости в России и способов борьбы с безработицей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие и сущность безработицы………………………………………….5
1.1. Сущность безработицы….…….………………………………………………….5
1.2. Причины безработицы………..…………………………………………….……12
1.3. Основные показатели, характеризующие безработицу…………….…………16
1.4. Социальные и экономические последствия безработицы……….……………18
Глава 2. Анализ уровня безработицы в России……………….…………….………22
2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы ………………………………………..……………………22
2.2. Проблема безработицы в США ……………………………..………………..25
2.3. Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими
методами…………………………………………………………………………...28
Глава 3. Современные способы борьбы с безработицей…………….….…….30
3.1 Методы борьбы с безработицей..............................................................30
3.2. Борьба с безработицей в России………………………...………………………31
Заключение……………………………………………………………………………34
Библиографический список…………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая - копия - копия.docx

— 126.75 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННООЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Государственный университет  Министерства

финансов Российской Федерации»

Омский филиал

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

Студентки: Широкорад Дарьи Вячеславовны

Группа № 1У2      Курс: 1

Тема: « Виды безработицы, их форма  и специфика проблемы занятости  в России »

 

 

 

 

                Факультет: финансово-учетный

                Специальность (направление): экономика

                Отделение: очно-заочное

                Научный руководитель: Корнеенкова Т.П

 

 

 

 

 

 

_______________

Дата поступления 

Работы в деканат 

_________________

Допуск к защите

Подпись преподавателя 

________________

Защита работы

Оценка 

Подпись преподавателя 


          

 

 

 

 

 

Омск – 2011/2012 уч.год.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Понятие и сущность безработицы………………………………………….5

1.1. Сущность безработицы….…….………………………………………………….5

1.2. Причины безработицы………..…………………………………………….……12

1.3. Основные показатели, характеризующие безработицу…………….…………16

1.4. Социальные и экономические  последствия безработицы……….……………18

Глава 2. Анализ уровня безработицы  в России……………….…………….………22

2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы ………………………………………..……………………22

2.2. Проблема безработицы в США ……………………………..………………..25

2.3. Методы борьбы с безработицей в США в сравнении  с российскими

методами…………………………………………………………………………...28

Глава 3. Современные способы борьбы с безработицей…………….….…….30

3.1 Методы борьбы с безработицей..............................................................30

3.2. Борьба с безработицей  в России………………………...………………………31

Заключение……………………………………………………………………………34

Библиографический список…………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из самых  сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

На различных этапах развития человеческого общества эффективность  использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу  были свойственны полная занятость  всего трудоспособного населения  общины и одновременно перенаселение  отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве  имела место полная занятость  всех рабов и перенаселение свободных  граждан, часть которых становилась  колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных.

   Безработица представляет  собой макроэкономическую проблему, оказывающую сильное воздействие  на каждого человека. Высокая  безработица – это и экономическая  и социальная проблема. Экономическая, так как представляет собой растраченные впустую ценные ресурсы. Социальный аспект связан с тем, что безработица заставляет страдать оставшихся без работы людей. Поэтому проблема безработицы является предметом политических дискуссий, что подчеркивает большую актуальность проблемы безработицы на сегодняшний день. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Экономисты изучают безработицу  для определения ее причин, а также  для совершенствования мер государственной  политики, влияющих на занятость. Некоторые  из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность  их будущего трудоустройства. Программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Большинство экономистов считает, что ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Сложность и неоднозначность  ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор данной темы курсовой работы. Цель данной курсовой работы выяснить особенности проявления безработицы в России, провести анализ этих особенностей. Задачами исследования будет являться изучение понятия безработицы, видов безработицы, причин возникновения, особенностей занятости в России и способов борьбы с безработицей.

Предмет исследования данной темы рынок труда, объектом является сама безработица.

Разработанность темы исследования обусловлена работами В.С.Автономов, С.И.Иванов, Р.И.Капелюшников, П.Э.Самуэльсон, Н.К.Иванкин, Т.А.Фролова, Р.Г.Янбарисов. 

Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Понятие и сущность безработицы

 

1.1. Сущность безработицы

 

Экономическая теория изучает  безработицу, рассматривая её как одну из главнейших характеристик рынка  труда. В настоящее время безработица  присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Одно из первых объяснений безработицы дано Т.Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышает темпы роста производства. Данная теория признана несостоятельной, так как в современных развитых странах с низкой рождаемостью также имеется безработица.

Марксистская теория рассматривает  безработицу как исторически  преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности  на средства производства. Появление  безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности  капитала. Последствиями безработицы  являются абсолютное и относительное  обнищание наемных работников.

Неоклассическая школа представлена трудами Д.Гилдера, А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р. Холда и др. За основу взяты положения классической теории А.Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.

Основные идеи кейнсианской школы можно свести к следующему:

  • при данном уровне инвестиций и денежной заработной платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находиться в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;
  • основные параметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на труд и уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг;
  • в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, склонность к сбережению; побуждение к инвестициям; предпочтение ликвидности;
  • главный, решающий фактор формирования занятости — инвестиции оптимальных размеров. На этом пути хороши все средства, но особенно результативна с точки зрения перспектив и расширения занятости организация разнообразных общественных работ, вплоть до строительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и закапывания канав;
  • должна быть гибкая политика заработной платы.

Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь  безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.

Институциональная социологическая  школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных  проблем, создания служб занятости  и других социальных институтов.

В последние годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи  безработицы и инфляции, денежного  обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения  на труд. Разработка стратегии и  тактики государственного регулирования  занятости, поддержка безработных  ведется с применением методов  экономико-математического моделирования  и графического анализа (кресты Маршалла, кривые Филлипса, кривая Бевериджа и др.).

Развитие рыночной экономики  происходит неравномерно: периоды оживления  деловой активности чередуются со спадами. Это отражается на изменении численности занятого в стране населения. Парадокс, состоит в том, что и в периоды подъемов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Даже в 1944 году в США, когда шестая часть рабочей силы была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, а рабочая неделя составляла 6 или 7 дней вследствие острой нехватки рабочих рук, 1,2% желающих трудиться не могли найти работу.

В чем причины подобных явлений? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость? Для ответа на эти вопросы, необходимо рассмотреть структуру населения страны. Прежде всего, следует сказать, что не все население является трудоспособным и, значит, не все люди могут участвовать в производстве товаров и услуг. Поэтому следует различать трудоспособное и нетрудоспособное население. К нетрудоспособному населению относятся лица моложе 16 лет; лица, находящиеся в длительной изоляции от общества (места заключения, специальные лечебные учреждения);  лица, выбывшие из состава рабочей силы (достигшие пенсионного возраста – женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет, а также студенты и антисоциальные элементы). Законодательство России и большинства других стран запрещает использовать на производстве труд детей. Однако не все трудоспособные намерены участвовать в производстве. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения, или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким образом, экономически активное население или совокупная рабочая сила, - это часть населения страны, имеющая возможность и желание трудиться. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, в частных фирмах или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая  работает по найму, занимается частным  бизнесом, находится на государственной  службе или учится.

Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим  в России законам, занятыми считаются  граждане:

    • работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
    • отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;
    • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
    • проходящие службу в Вооруженных Силах и органах внутренних дел;
    • обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

   Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить  по той или иной причине.

Российское законодательство признает безработными граждан, которые:

    • не имеют работы и заработка;
    • зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы (в России – не реже двух раз в месяц) проходит  перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях;
    • готовы приступить к работе.

Информация о работе Виды безработицы, их форма и специфика проблемы занятости в России