Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества 14
3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 23
4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» 30
Заключение 38
Список используемой литературы 42
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм
взаимодействия экономических
3. Социальная
защита пайщиков и
4. Рекомендации
Российского научно-
Заключение 38
Список используемой литературы 42
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.
Одной из значимых социально-экономических
систем, решающей эти проблемы, является
потребительская кооперация России.
Потребительская кооперация как
социально-ориентированная
Потребительская кооперация
России, как народная некоммерческая
организация, проявляет социальную
инициативу и берет на себя социальную
ответственность, а главное —
реализует это в повседневной
работе с людьми. Развиваясь в соответствии
со своими демократическими основами,
потребительская кооперация представляет
собой инструмент самоорганизации
и духовно-нравственного
Актуальность темы обусловлена
тем, что потребительская кооперация
приобретает в настоящее время
не только теоретическое, но и исключительно
важное практическое значение. Поэтому
необходимо изучить ее основы, чтобы
определить, какую роль она играет
в социально-экономическом
Основная задача
современной экономической
Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации — потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).
Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации:
Потребительская
кооперация — система потребительских
обществ и их союзов разных уровней,
созданных в целях
В этом определении четко выражена социальная миссия — главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.
Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):
– потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — пайщиков;
– потребительские
союзы созданы с целью
Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.
Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко – удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.
Социальная миссия
– это главная цель, предназначение,
философия и смысл
Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.
Социальная миссия
требует от органов управления потребительских
обществ и потребительских
Конкретная социальная
миссия потребительской кооперации
(потребительских обществ и их
союзов) позволяет пайщикам и работникам
хозяйственных предприятий (магазинов,
заготовительных пунктов, производственных
цехов и др.) лучше понять социальную
роль своих организаций и
Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.
Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.
Все организации
системы потребительской
В то же время применительно к российской практике в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:
– добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;
– демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;
– обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;
– взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;
– ограничение размеров кооперативных выплат;
– доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
– наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;
– забота о повышении культурного уровня пайщиков.
Принципы добровольности
вступления в потребительское общество
и демократичности управления выделены
в законе потому, что в условиях
советской власти они нарушались:
часто вступление граждан в кооператив
было принудительным, руководители кооперативных
организаций назначались
Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.
В Законе «О потребительской
кооперации...» введены
Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.
Принцип доступности
информации о деятельности потребительского
общества для всех пайщиков способствует
развитию демократии и повышению
доверия пайщиков к руководителям
потребительских обществ. Особое значение
имеют издание и
Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален.
Удовлетворение культурных потребностей пайщиков — важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из– за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные торжества, встречи с интересными людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные праздники, туристические поездки и другие мероприятия.
Следует отметить,
что в настоящее время
В этих условиях
организации потребительской
–доставка товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам, сложившимся в районных центрах;
–доставка товаров
на дом по заявкам населения, в
первую очередь инвалидам и
–реализация хлеба по цене ниже среднерыночной;
–отпуск товаров в долг пайщикам и населению;
–отпуск товаров в долг учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства;
–продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
–обеспечение
занятости населения
При любых погодных
условиях (в дождь, пургу), по бездорожью
работники потребительских
Информация о работе Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации