Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества 14
3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 23
4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» 30
Заключение 38
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Усиление соц. направленности.docx

— 83.90 Кб (Скачать)

Пайщики– покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

Значит, покупка товаров  в потребительском обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах и услугах  на более выгодных для них условиях.

Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и  услуг означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своему кооперативу  гарантированный сбыт товаров и  услуг. Пайщики– покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.

Увеличение объемов продажи  товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение  дохода.

Пайщики– поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков– товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.

Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у  пайщиков. В этом случае пайщики– товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции — консервов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков– поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики – это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента.

Развитие народных промыслов  значительно расширяет ассортимент  продукции, закупаемой у членов потребительских  обществ.

Пайщики– работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

Потребительское общество предоставляет  пайщикам рабочие места и использует их труд для осуществления социально– экономической деятельности. За труд пайщикам– работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика– работника.

Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской  кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий.

Обоснование преимуществ  экономического участия пайщиков в  деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения  между пайщиками– вкладчиками, пайщиками– покупателями, пайщиками– поставщиками, пайщиками– работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

Взаимоотношения между пайщиками и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических и социальных интересов

Пайщики как члены  потребительского общества заинтересованы: в получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и услуг, а также в сбыте продукции на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.

Потребительские общества заинтересованы в экономическом участии в  деятельности потребительского общества пайщиков– вкладчиков, пайщиков– поставщиков, пайщиков– сдатчиков, пайщиков– работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению дохода потребительским обществом.

Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками и  потребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые и  экономические условия.

 

 

 

3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.

В 90– е гг. XX столетия – период формирования в стране рыночной экономики – потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объёмы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы) .

В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь  нашла свой самобытный путь выживания  и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков.

Организации потребительской  кооперации – местные организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.

Потребительская кооперация – социально ориентированная система рыночной экономики.

1. Направления социальной  линии: проявляются в следующем:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Оказание социальной поддержке пайщикам.

Реализация товаров и  услуг по единым ценам (в рыночных центрах глубинных пунктах);

  • Организация надомного труда;
  • Отпуск товаров в долг.

2. Развитие инфраструктуры  села:

Развитие бытовых и  других видов услуг;

  • Благоустройство территорий (детские площадки, зоны отдыха);
  • Доставка товаров отдаленные населенные пункты;
  • Товароснабжение бюджетных учреждений;
  • Организация работ местных рынков.

3. Возрождение духовно– нравственных основ деятельности потребительской кооперации:

–  Борьба с бездуховностью и сотрудничество с религиозными организациями;

  • Пропаганда ценностей и принципов;
  • Организация досуга сельского населения (открытие детских кафе, проводятся выставки детского рисунка), кружки художественной самодеятельности;
  • Создание народных библиотек (около 18 тысяч), создание частных столов (около 25 чайных столов), воспитание нравственности из молодежи и учащихся образовательных учреждений (чтение курса "Основы кооперации");
  • Пропаганда идей нравственности через популярную прессу (жизнь потребительских кооперативов) .

Принят код потребительской  кооперации по формированию идеологии "духовно– нравственного возрождения".

4. Социальная защита работника  потребительской кооперации.

  • Это выплаты социального характера (различная материальная помощь);
  • Санитарно– курортный отдых;
  • Обучение работников системы в образовательных учебных заведениях;
  • Оказание материальной помощи;
  • Представление рабочих мест.

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской  кооперации. Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16– летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с Законом "О потребительской кооперации" пайщик – это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный и паевой взносы и принятый в члены потребительского общества. И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками при создании или при вступлении в действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или юридические  лица выступают учредителями потребительского общества, т. е. они сами его создают. Потребительское общество считается  созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной  регистрации – включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.

При вступлении в действующее  потребительское общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет  потребительского общества заявление  в письменной форме. В заявлении  гражданина должны быть указаны его  фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные  пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении. В заявлении  юридического лица должны быть указаны  его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Совет потребительского общества обязан в течение 30 дней рассмотреть  поступившее заявление и вынести  решение.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса

Прекращение членства не освобождает  гражданина (юридическое лицо) от ответственности  по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором  он состоял пайщиком. В соответствии с Законом "О потребительской  кооперации. . . " пайщики имеют право быть принятыми на работу в потребительское общество в первоочередном порядке по сравнению с гражданами, не являющимися пайщиками. По признаку трудового участия в потребительском обществе пайщики делятся на две группы:

  • пайщики, работающие в организациях потребительской кооперации;
  • пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации.

В соответствии с Законом  РФ "О потребительской кооперации. . . " минимальное число пайщиков– учредителей ограниченно и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно. В то же время количество рабочих мест ограниченно. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе – это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации.

Таким образом, потребительское  общество – членская организация. Члены потребительского общества – пайщики – образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительского общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит, и всей системы потребительской кооперации.

Взаимоотношения между пайщиками  и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических  и социальных интересов.

Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы: в получении  дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и  услуг, а также в сбыте продукции  на выгодных условиях; в рабочих  местах и в социальной защите.

Удовлетворение культурных потребностей пайщиков – важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из– за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности.

В то же время многие организации  потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием  культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых  получили звание народных. Кроме того организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные  торжества, встречи с интересными  людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные  праздники, туристические поездки  и другие мероприятия.

Следует отметить, что в  настоящее время потребительская  кооперация усиленно реализует принцип  заботы об обществе, который проявляется  в значительной социальной поддержке  пайщиков и обслуживаемого населения.

В условиях проводимых реформ снизилась покупательная способность  сельского населения из– за низких заработных плат и пенсий, несвоевременных их выплат, увеличения безработицы.

Неплатежеспособными стали  многие предприятия сельского хозяйства (акционерные общества, товарищества, совхозы, колхозы) и учреждения социальной сферы (больницы, школы, дома инвалидов, детские сады, интернаты) .

В этих условиях организации  потребительской кооперации оказывают  следующие вилы социальной поддержки  пайщиков и обслуживаемого населения:

Информация о работе Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации