Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества 14
3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 23
4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» 30
Заключение 38
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Усиление соц. направленности.docx

— 83.90 Кб (Скачать)
  • доставка товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам, сложившимся в районных центрах;
  • доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;
  • реализация хлеба по цене ниже среднерыночной;
  • отпуск товаров в долг пайщикам и населению;
  • отпуск товаров в долг учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства;
  • продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
  • обеспечение занятости населения общественно полезным трудом и др.

При любых погодных условиях (в дождь, пургу), по бездорожью работники  потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные  и небольшие населенные пункты, в  том числе и такие, в которых  проживает по 10– 15 человек. В этих селах и поселках кооператоры продают товары по тем же ценам, что в районных центрах. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков и обслуживаемое население без продовольственных и других товаров повседневного спроса. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьмут на себя частные предприниматели.

В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений, развития разнообразных бытовых услуг личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.

Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал для  того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Большое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий  и организацию культурного досуга.

Таким образом, применение кооперативных  принципов в деятельности потребительской  кооперации усиливает ее социальную направленность. Многоотраслевая хозяйственная  деятельность потребительской кооперации имеет чётко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и  обслуживаемого населения.

 

 

4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации»

 

Благодаря организуемым Центросоюзом РФ ежегодным научно-практическим конференциям идет реформа потребительской кооперации России.

Идеи, выдвинутые конференциями, прочно входят в сознание работников потребкооперации, находят одобрение  и поддержку у пайщиков, представителей исполнительной и законодательной  власти, всех жителей села. Вместе с  тем работа по их реализации не везде  ведется одинаково успешно.

В целях активизации социально-экономической  деятельности потребительской кооперации, обеспечения ее конкурентоспособности  и устойчивого развития в интересах  пайщиков, всего сельского населения  Российская научно-практическая конференция "Усиление борьбы с бедностью - стратегия  и социальная миссия потребительской  кооперации" рекомендует кооперативным  организациям:

  • в области повышения роли магазина, укрепления его статуса как, центра хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации:
  • в каждом магазине - приемозаготовительном пункте обеспечить, закупку всех видов сельскохозяйственной продукции, выращенной населением в собственных хозяйствах. Для этого вести книги данных о сельских подворьях, использовать их информацию при планировании и организации закупок;
  • содействовать сельским жителям в развитии личных подсобных хозяйств, расширять торговлю семенами, удобрениями, кормами для животных, сельскохозяйственным инвентарем, средствами малой механизации труда, организовать прокат сепараторов, зернодробилок, сельхозинвентаря;
  • по заявкам населения открывать при магазинах пункты сепарирования, молока, организовать дробление зерна, заточку инструментов. В магазинах, расположенных в крупных населенных пунктах, практиковать ус пути по прокату, ритуальные услуги, производить раскрой тканей, ремонт одежды, обуви, бытовой техники, зарядку газовых баллонов, предоставлять услуги местной и междугородней телефонной связи и другие;
  • возродить работу по изучению спроса населения на товары и услуги, проводить рекламные мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж, реализацию продукции кооперативного производства, вести учет заказов на товары длительного пользования, строительных материалов, организовать их доставку на дом;
  • шире использовать практику удлиненного и круглосуточного режима работы магазинов;
  • совершенствовать работу магазина как центра кооперативного участка, укрепляя живую связь с пайщиками, знать их нужды, интересы, состояние здоровья и материальное положение, оказывать материальную и моральную поддержку наиболее нуждающимся;
  • обеспечить в каждом магазине броскую рекламу товаров кооперативного производства, полную информацию о предоставляемых услугах и тех преимуществах, которые дает жителям села потребительская кооперация, выполняя свою социальную миссию;
  • особое внимание обратить на благоустройство территории, прилегающей к магазинам, широко практиковать создание детских игровых площадок, зон отдыха;
  • в сотрудничестве со службой занятости привлекать школьников для доставки товаров на дом инвалидам, больным, престарелым жителям;
  • способствовать возрождению самобытности российской деревни путем организации неформального общения жителей в праздничные дни, храмовые праздники;
  • проводить в магазинах разъяснительную работу по привлечению заемных средств населения, пропагандировать преимущества займа денег местному потребительскому обществу;
  • расширить полномочия заведующих магазинами в принятии управленческих решений, в том числе по уценке товаров;
  • совершенствовать формы оплаты труда, руководствуясь принципом, что каждый вид работы должен быть достойно оплачен, внедрять оплату труда продавцов от заработанных магазином доходов,

В области развития традиционных и новых видов деятельности:

сохранять и развивать  внутренние рынки потребительских  обществ и их союзов за счет увеличения объемов кооперативной промышленности, сферы услуг, сельскохозяйственного  производства, промысловой деятельности малого кооперативного предпринимательства;

  • повысить долю продукции собственного производства в товарообороте до 40 и более процентов, обеспечив ей рекламу как экологически чистой и безопасной;
  • в целях повышения конкурентоспособности кооперативной торговли повысить роль оптового звена в централизации закупок и снабжении товарами потребительских обществ;
  • переводить крупные и средние продовольственные магазины в областных и районных центрах на самообслуживание, применяя в первые месяцы работы относительно низкую торговую надбавку, разнообразные способы выкладки товаров, снижающие уровень издержек и повышающие вероятность незапланированных, импульсных покупок;
  • полностью обеспечивать потребности жителей села в хлебе и хлебобулочной продукции, развивать переработку закупленного у населения мяса, молока, овощей, дикорастущих плодов и ягод. В каждой сельскохозяйственной области иметь 2-3 молочных завода;
  • в каждом сельскохозяйственном районе организовать подсобные хозяйства потребительских обществ. Приобретать или брать в аренду сельхозугодий для выращивания картофеля и овощей, зерновых культур и трав, создавать животноводческие фермы, пасеки. Расширить практику откорма крупного рогатого скота и свиней населением на договорной взаимовыгодной основе, обеспечивая регулярное поступление мяса и мясопродуктов в магазины и на переработку;
  • развивать услуги, в том числе льготные, по вспашке огородов, заготовке сена, дров, ветеринарному обслуживанию, выпасу скота, прокату сельскохозяйственного инвентаря;
  • активизировать с учетом накопленного опыта работу по открытию новых рабочих мест в рамках Соглашения между Министерством труда и социального развития РФ и Центросоюзом РФ по организации общественных работ в организациях потребительской кооперации;
  • оказывать содействие пайщикам и обслуживаемому населению в организации промысловой деятельности. Разработать систему стимулирования сельских жителей по сбору дикорастущих грибов и ягод, лекарственных трав, развитию охоты и рыболовства, изготовлению предметов домашнего обихода и другой индивидуальной трудовой деятельности;
  • во взаимодействии со службами занятости и использованием средств федерального бюджета на эти цели осуществлять временное трудоустройство подростков и детей, оставшихся без попечения родителей. На каникулах и в свободное от учебы время привлекать их к заготовкам дикорастущей продукции и лекарственного сырья, доставке товаров населению, сезонной торговле и другим работам;
  • активнее создавать малые производства. С учетом потребностей населения организовать работу зернодробилок, крупорушек, столярных мастерских, наладить изготовление гвоздей, гончарных изделий;
  • развивать деятельность предприятий питания, использовать их производственные мощности для обеспечения магазинов кулинарными изделиями, полуфабрикатами, расширить прием заказов населения на изготовление кондитерских изделий, обслуживание семейных торжеств, прокат посуды, столового белья;
  • активизировать работу по созданию новых и расширению действующих механизированных комбинатов, кузнечно-сварочных производств, пилорам, цехов по изготовлению срубов, печей, решеток, оград, бань, бочек, предметов домашнего обихода и другой продукции;
  • изыскивать возможности открытия магазинов и отделов по торговле запчастями, автозаправочных станций и мастерских по ремонту автомобилей и т. д.
  • В области совершенствования управления кооперативной деятельностью, повышения качества и культуры управления:
  • применять гибкую ценовую политику, устанавливая в отдельных магазинах, в зависимости от ситуации разный, в том числе пониженный размер торговой надбавки, поощряя активность покупателей в совершении покупок;
  • в районном и областном звене управления систематически обобщать информацию о ресурсах сельских подворий для повышения обоснованности плановых заданий и организации закупок сельскохозяйственной продукции;
  • разработать и реально применять систему льгот для пайщиков как один из эффективных методов конкурентной борьбы;
  • выработать собственный кооперативный стиль в оформлении объектов, создать и активно применять собственную торговую марку, широко использовать кооперативную символику и тексты рекламного содержания, отражающие преимущества и ценности потребительской кооперации;
  • повысить уровень аналитической работы, разработать систему оценки эффективности управления кооперативными организациями не только по показателям хозяйственно-финансовой деятельности, но и по результатам выполнения социальных программ, культуры управления., духовности н морального облика руководителей;
  • усилить роль планирования в процессе управления, обеспечить во всех кооперативных организациях разработку социальных программы совершенствовать планирование работы магазинов, учитывая расширь их функций;
  • повысить требования к профессионализму руководителей, специалистов кооперативных организаций в принятии управленческих решений. Ввести персональную ответственность за понесенные организацией убытки и упущенную выгоду в результате некомпетентности действий работников аппарата управления;
  • повышать культуру управления, совершенствовать обучения руководителей и специалистов в области психологии управления. В целях в университетах потребительской кооперации создать кафе психологии управления, которые будут координировать работу по подготовке таких специалистов;
  • активнее вести работу с молодежью по привлечению к труду, закреплению в потребительской кооперации, вводить молодых работников в состав советов и правлений потребительских обществ, включать в cписок резерва на замещение должностей руководителей и специалистов.

В области формирования кооперативной  идеологии, распространения кооперативной  культуры, возрождения духовности:

  • обеспечить подготовку кадров в соответствии с современными требованиями, перестроить содержание учебного процесса в кооперативных учебных заведениях, подготовить новые учебники и пособия, сформировать непрерывную систему переподготовки н повышения квалификации работников потребительской кооперации, преподавателей учебных заведений;
  • широко пропагандировать кооперативную идеологию и культуру через печать, беседы в магазинах-центрах кооперативных участков, выступления работников потребобществ и активных пайщиков в сельских школах, создание школьных и студенческих потребительских обществ;
  • обеспечить своевременное и полное информирование пайщиков, сельских жителей о деятельности кооперативных организаций России, оформить подписку на газету для пайщиков "Российская кооперация" на каждый магазин, каждый трудовой коллектив, активным пайщикам, проживающим в населенных пунктах, обслуживаемых автолавками. Рекомендовать подписаться на газету всем работникам потребительской кооперации;
  • воспитывать у работников чувство гордости за принадлежность к потребительской кооперации, преданность кооперативным идеям, глубокое осознание социального предназначения потребкооперации, духовность, неравнодушие к людским бедам и горестям, стремление облегчить их жизнь;
  • в целях объединения усилий по борьбе с бездуховностью информировать священнослужителей Русской православной церкви, других конфессий о проводимой потребительской кооперацией работе по укреплению нравственного здоровья сельского населения, приглашать священнослужителей для участия в проводимых кооперативными организациями мероприятиях, предложить свои услуги по реализации духовной литературы, икон, свечей, и организации поминальных трапез и др. Выделять или передавать незадействованные объекты потребительской кооперации для нужд церкви. В народных библиотечках иметь духовную литературу;
  • вести разъяснительную и просветительскую работу с детьми, в разных формах объясняя и пропагандируя содержание кооперативных ценностей, их связь с общечеловеческими ценностями; предусмотреть меры поощрения победителей соответствующих конкурсов среди школьников;
  • учитывая, что основным примером кооперативной идеологии является, прежде всего, руководитель организации, предъявлять повышенные требования к его нравственному облику, поведению в рабочей и неформальной обстановке, соответствия его действий кооперативным принципам.

С целью приведения всех без исключения организаций потребительской  кооперации к современным требованиям  продолжить работу научно-практической конференции, в республиках, областях, районах в форме семинаров, слетов, совещаний не базе передовых организаций.

 

 

 

Заключение

 

В Законе о потребительской  кооперации – социально ориентированная  система. Это означает, что, во – первых, она реализует социальную миссию, во – вторых, социальной миссии отдает приоритет.

Социальная миссия включает такие присущие кооперации черты, как  демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, предоставление работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие другие.

Следует отметить, что кооперация как самобытная, социально ориентированная  система имеет определенные преимущества перед другими экономическими системами:

  • Собственная социальная база – пайщики.
  • Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации.
  • Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов.
  • Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятий торговли и массового питания).

В сложившихся условиях возрастают роль и значение кооперации в целом  и потребительской кооперации как  составной ее части, так как она  выступает как форма объединения  населения и берет на себя часть  функций государства, в частности, социальную защиту населения.

На основе выше изложенного  можно сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на произошедшие в мире социально– экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, «несущей конструкцией» трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.
  2. Потребительская кооперация своим содержанием, организационно– правовой формой и функциональным назначением призвана играть важную роль в социально– экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.
  3. Рассмотрение социальной миссии потребительской кооперации и ее взаимосвязи с хозяйственными процессами позволило придти к выводу, что между ними нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и других форм доходов населения; сложившейся системы ценообразования; организации межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности граждан.

Информация о работе Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации