Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества 14
3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 23
4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» 30
Заключение 38
Список используемой литературы 42
В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.
Потребительская
кооперация стремится использовать
свой огромный экономический потенциал
для того, чтобы помочь людям заработать
средства для удовлетворения материальных
и иных потребностей. Большое внимание
организации потребительской
Таким образом, применение
кооперативных принципов в
На последующих
уроках потребительская кооперация
как крупная социально
На научно– практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проходивших во всех регионах России в конце 2000 г., Председатель Совета Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков предложил схему, которая характеризует потребительскую кооперацию как социально ориентированную систему (таблица 1).
В предложенной
схеме четко выделена хозяйственная
(коммерческая) деятельность потребительской
кооперации и показано содержание ее
социальной миссии, определяющей особенность
потребительской кооперации как
социально ориентированной
Таблица 1
Потребительская кооперация — социально ориентированная система
Хозяйственная деятельность |
Социальная миссия |
|
– пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов:
|
Таким образом можно сделать выводы что:
Потребительская кооперация является социально ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально – экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.
Кооперативные ценности и принципы определяют демократический характер системы потребительской кооперации, усиливают социальную направленность ее деятельности в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.
ФЗ РФ «О потребительской кооперации (потребительских их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил пайщиков в статусе социальной базы системы. Закон определяет понятие «пайщика» как гражданина или юридического лица внесшего вступительный и паевой взносы, принятого в потребительское общество в предусмотренном уставом порядке и являющегося его членом. Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ.
Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати лет, и (или) юридические лица.
Пайщики имеют право:
– участвовать в деятельности общества и управлении им.
– избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;
– приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства
– получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания
– завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;
– пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;
– пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;
– быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;
– получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
– получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;
– обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;
– обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;
– добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.
Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.
Таким образом, пайщики, вступив в потребительское общество приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества. Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:
– соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;
– выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;
– оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Исходя из принципа идентичности, пайщики выступают в трех ипостасях. Они являются основателями капитала собственности участниками в принятии решений и субъектами рыночных отношений покупателями товаров или услуг, сдатчиками сельскохозяйственных продуктов, сырья, кредиторами. Возникает дезинтеграция. Она происходит, когда в кооперативе появляются члены – юридические лица, за счет которых увеличивается его капитал. Дисбаланс инициирован также самим фактом существования потребительских кооперативов в течение жизни нескольких поколений, так как пайщики сегодняшнего дня не участвовали в первоначальном образовании капитала. Наиболее яркая форма дезинтеграции для России – вытеснение пайщиками работников, тех членов кооператива, которые не связаны с кооперацией, а также реальное отстранение профессиональными менеджерам выборных представителей.
Между пайщиками, работниками
(даже если они пайщики), выборными
представителями пайщиков и профессиональными
менеджерами возникает
В такой ситуации повышается роль советов как представительных органов и, в первую очередь, председателей советов, основным предназначение которых – соблюдение интересов пайщиков. Многочисленность пайщиков, их значительная рассредоточенность по территории и слабая коммуникабельная связь между населенными пунктами осложняют членское управление. Много раз возникала, но не нашла разумного решения в нашей стране идея семейного членства. Семейное членство в кооперативном движении легче всего реализуется там, где законодательно закреплено субъектом хозяйственных отношений домашнее хозяйство.
Участие пайщиков в деятельности
потребительского общества в основном
связано с экономической
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
– покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
– внесение паевых взносов и вкладов потребительское общество;
– поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
– труд в потребительском обществе.
Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.
Механизм взаимодействия
экономических интересов
Рис.1.Механизм взаимодействия между пайщиками
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:
Потребительское общество,
стремясь выполнить социальную миссию,
заинтересовано в том, чтобы пайщики
активно участвовали в
Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение экономического участия
пайщиков в значительной степени
зависит от условий, созданных государственными
органами и организациями
Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности.
По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков– вкладчиков, пайщиков– покупателей, пайщиков– поставщиков, пайщиков– работников'.
Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).
Пайщики– вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками– вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.
Потребительское общество имеет от пайщика– вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.
Информация о работе Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации