Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего формирования, связанным с переходом к новому качеству жизни. Развиваются важнейшие системы - экономическая, социальная, культурная, духовная. Это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики 5
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества 14
3. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 23
4. Рекомендации Российского научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» 30
Заключение 38
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Усиление соц. направленности.docx

— 83.90 Кб (Скачать)

В условиях безработицы  неизмеримо возрастает роль потребительской  кооперации в обеспечении занятости  населения, особенно сельского, общественно  полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.

Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал  для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Большое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий  и организацию культурного досуга.

Таким образом, применение кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации усиливает  ее социальную направленность.

На последующих  уроках потребительская кооперация как крупная социально ориентированная  система рыночной экономики будет  рассмотрена подробнее.

На научно–  практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проходивших во всех регионах России в конце 2000 г., Председатель Совета Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков предложил схему, которая характеризует потребительскую кооперацию как социально ориентированную систему (таблица 1).

В предложенной схеме четко выделена хозяйственная (коммерческая) деятельность потребительской  кооперации и показано содержание ее социальной миссии, определяющей особенность  потребительской кооперации как  социально ориентированной системы.

 

Таблица 1

Потребительская кооперация — социально  ориентированная система

Хозяйственная

деятельность

Социальная миссия

  • торговля
  • общественное питание
  • закупки сельскохозяйственной продукции
  • производство товаров
  • платные услуги
  • капитальное строительство – сельскохозяйственное производство
  • транспорт
  • образовательные и санаторно– курортные и медицинские услуги

 

 

 

 

 

 

– пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов:

  • добровольность и открытое членство
  • демократический членский контроль
  • экономическое участие членов
  • автономия и независимость
  • образование, повышение квалификации и информация
  • сотрудничество между кооперативами
  • забота об обществе
  • обучение пайщиков, повышение их информированности, формирование общественного сознания
  • борьба с бедностью, создание новых рабочих мест
  • моральная и материальная помощь инвалидам, пенсионерам
  • содействие развитию личных подсобных хозяйств населения
  • выполнение требований Закона «О потребительской кооперации...», уставов кооперативных организаций
  • привлечение в потребкооперацию молодежи, повышение роли женщин в органах управления и контроля

 

Таким образом можно сделать выводы что:

Потребительская кооперация является социально ориентированной  системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально – экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.

Кооперативные ценности и принципы определяют демократический характер системы потребительской кооперации, усиливают социальную направленность ее деятельности в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

 

2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества

 

ФЗ РФ «О потребительской кооперации (потребительских их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил пайщиков в статусе социальной базы системы. Закон определяет понятие «пайщика» как гражданина или юридического лица внесшего вступительный и паевой взносы, принятого в потребительское общество в предусмотренном уставом порядке и являющегося его членом. Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ.

Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати  лет, и (или) юридические лица.

Пайщики имеют право:

– участвовать в деятельности общества и управлении им.

– избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;

– приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства

– получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания

– завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;

– пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;

– пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;

– быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;

– получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

– получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;

– обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;

– обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;

– добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.

Общее собрание общества может  устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.

Таким образом, пайщики, вступив  в потребительское общество приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества. Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:

– соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;

– выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;

– оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Исходя из принципа идентичности, пайщики выступают в трех ипостасях. Они являются основателями капитала собственности участниками в  принятии решений и субъектами рыночных отношений покупателями товаров  или услуг, сдатчиками сельскохозяйственных продуктов, сырья, кредиторами. Возникает  дезинтеграция. Она происходит, когда  в кооперативе появляются члены  – юридические лица, за счет которых увеличивается его капитал. Дисбаланс инициирован также самим фактом существования потребительских кооперативов в течение жизни нескольких поколений, так как пайщики сегодняшнего дня не участвовали в первоначальном образовании капитала. Наиболее яркая форма дезинтеграции для России – вытеснение пайщиками работников, тех членов кооператива, которые не связаны с кооперацией, а также реальное отстранение профессиональными менеджерам выборных представителей.

Между пайщиками, работниками (даже если они пайщики), выборными  представителями пайщиков и профессиональными  менеджерами возникает дисбаланс  в отношениях по поводу кооперативного: собственности, распределения доходов, программ социального экономического развития.

В такой ситуации повышается роль советов как представительных органов и, в первую очередь, председателей  советов, основным предназначение которых – соблюдение интересов пайщиков. Многочисленность пайщиков, их значительная рассредоточенность по территории и слабая коммуникабельная связь между населенными пунктами осложняют членское управление. Много раз возникала, но не нашла разумного решения в нашей стране идея семейного членства. Семейное членство в кооперативном движении легче всего реализуется там, где законодательно закреплено субъектом хозяйственных отношений домашнее хозяйство.

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью  общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются:

– покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

– внесение паевых взносов и вкладов потребительское общество;

– поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;

– труд в потребительском обществе.

Пайщики могут принимать  и другое участие в хозяйственных  операциях потребительского общества.

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 1).

 

Рис.1.Механизм взаимодействия между пайщиками

Интересы пайщиков как  членов потребительского общества заключаются  в следующем:

  • покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
  • получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
  • сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков– товаропроизводителей ;
  • предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
  • социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики– работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики  активно участвовали в экономической  деятельности потребительского общества:

  • покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
  • вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
  • поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также  заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками  и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое  участие пайщиков и экономическая  деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов  между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия  пайщиков в значительной степени  зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской  кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между  пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии  пайщиков, так как это участие  способствует более эффективной  работе потребительского общества и  получение дохода от хозяйственной  деятельности.

По экономическому участию  всех пайщиков можно разделить на пайщиков– вкладчиков, пайщиков– покупателей, пайщиков– поставщиков, пайщиков– работников'.

Все пайщики принимают  участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

Пайщики– вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками– вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

Потребительское общество имеет  от пайщика– вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.

Информация о работе Усиление социальной направленности в деятельности потребительской кооперации