Теории инвестиций. Инвестиционный климат в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиция – это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное (т.е. текущее и будущее) потребление. Инвестиция – это весьма сложное, неоднозначно трактуемое и, в принципе, трудно реализуемое в практической плоскости понятие (речь идет о рациональной, обоснованной инвестиции, а не о примитивном вложении средств абы куда в надежде, что непременно повезет и вложение окупится сторицей).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Инвестиции: понятие, классификация и роль…………………………………4
1.1 Понятие инвестиций…………………………………………………………..4
1.2 Классификация форм и видов инвестиций………………………………….6
1.3 Роль инвестиций в экономике……………………………………………….9
2 Инвестиционная деятельность………………………………………………..11
3 Основные составляющие инвестиционного климата РФ…………………...13
3.1Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски……………………13
3.2 Понятие и особенности инвестиционного климата……………………….15
4Тенденции экономического развития России………………………………...19
5Инвестиционный рынок: конъюнктура 1 квартала 2007 года………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Теории инвестиций. Инвестиционный климат в России.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Бюджетная политика и федеральный  бюджет. В соответствии с предварительными оценками за 4 месяца 2007 г., федеральный бюджет был исполнен с профицитом  в размере 5,9% ВВП. Вместе с тем, доходы федерального бюджета (21,2% ВВП) оказались значительно ниже, чем в соответствующем периоде 2006 годе (24,3%). Эта разница объясняется снижением налоговых сборов в топливно-энергетическом секторе в условиях более низкой цены на нефть, а также снижением поступлений от НДС в процентном отношении к ВВП. В настоящее время  правительство работает над изменениями в Закон о федеральном бюджете на 2007 год, которые предусматривают повышение расходов как минимум на 0,8% ВВП. Дополнительные расходы предполагается финансировать из двух источников: (а) доходы, полученные от реализации оставшихся активов НК «ЮКОС» в федеральный бюджет в части погашения долгов компании  перед бюджетом, и (в)  разовый трансферт в бюджет из Стабилизационного фонда. Существенная часть этого дополнительного финансирования будет, по-видимому, направлена на капитализацию специализированных государственных институтов развития, в том числе Банка развития, Венчурного фонда и Фонда реформирования ЖКХ.

     После принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс, правительство  РФ утвердило и внесло в Государственную думу первый трехлетний (2008-2019) среднесрочный федеральный бюджет РФ. Трехлетние бюджетные планы были составлены с учетом докладов о результатах и основных направлениях деятельности министерств, федеральных агентств и федеральных  служб, что стало первым шагом на пути создания системы бюджетного планирования, ориентированного на результат. Кроме того, изменены правила управления сверхдоходами от реализации  нефти и газа. В соответствии с новыми правилами Стабилизационный фонд разделяется на Резервный фонд, призванный защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы.

     Доходы  и занятость. В полном соответствии с экономическим ростом, реальные располагаемые доходы и уровень реальной заработной платы населения росли еще более быстрыми темпами в январе- апреле 2007 года. По официальным оценкам, этот рост составил 11,5% и 18,5% соответственно. Почти во всех секторах экономики темпы роста оплаты труда превысили 15%. Самыми быстрыми темпами рола заработная плата в государственном секторе, торговле и строительстве (окола 22-23%). Эти тенденции роста зарплат в сочетании с продолжающимся повышением реального курса рубля позволяют предположить, что в 2007 году среднемесячная заработная плата в долларовом выражении  превысит 500 долларов США.

     Несмотря  на высокий и увеличивающийся  спрос на рабочую силу в России и незначительный рост трудоспособного  населения, уровень безработицы  с 2005 года остается  практически  неизменным, 7,2-7,6%. Вероятно, что эта безработица может носить либо структурный характер (связанный с процессом реструктурирования), либо сосредоточена в   отдельных регионах. Действительно, безработица особенно сосредоточена в бедных аграрных республиках Южного федерального округа. Данные по регистрируемой безработице позволяет предположить, что безработица на юге России приблизительно в три раза превышает средний уровень безработицы в Центральном, Северо-Западном и в Приволжском федеральных округах и почти в два раза превышает соответствующий показатель по Сибири и Дальнему Востоку.

5 Инвестиционный рынок: конъюнктура 1 квартала 2007 года

     В 1-ом квартале 2007 года, по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года в инвестиционной сфере можно  отметить следующие основные тенденции:

- высоким  темпом продолжил увеличиваться объем инвестиций в основной капитал;

- общий  объем финансовых вложений в  абсолютном выражении вырос, при  этом доля долгосрочных вложений  по-преимуществу меньше, чем доля краткосрочных; 
- сохранялось неравномерное распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности с преобладанием транспортной  отрасли и связи;

- в структуре  инвестиций в основной капитал  по источникам финансирования  доля привлеченных средств увеличилась  в основном  за счет бюджетных средств;

-  в  территориальной структуре инвестиций  в основной капитал наибольший удельный вес сохранился у Центрального федерального округа;

- значительно  быстрее рос объем работ, выполненных  в строительстве;

- ускорился  темп ввода жилья;

- несколько  увеличивалась в общем объеме  инвестиций в основной капитал  доля инвестиций на строительство  жилья,  а также зданий и  сооружений;

- темп  роста цен на строительную  продукцию превысил уровень соответствующего  периода предыдущего периода  предыдущего года на 0,9 процентного пункта;

- общий  объем иностранных инвестиций, поступивших  в нефинансовый сектор экономики  РФ, увеличился в 2,8 раза, при этом  объем прямых иностранных инвестиций  вырос в 2,5 раза.

     Общий объем инвестиций в нефинансовые активы  в действующих ценах в 1 квартале 2007 года составил 663,4 млрд рублей, в том числе объем инвестиций в основной капитал – 655,7 млрд, из которых 33,7 млрд – инвестиции из-за рубежа.

     Развитие  экономики России за данный период характеризовалось значительным ростом инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился в 1 квартале 2007 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года  на 20,1%.

     Факторами, способствующими проявлению данной тенденции, являются: улучшение ситуации с заимствованиями государства на внешнем рынке (из-за изменения структуры внешнего долга в пользу более эффективного предпринимательского сектора), сохранение тенденций развития в основных видах экономической деятельности, благоприятная конъюнктура финансовых рынков, подъем страны в кредитных рейтингах до инвестиционной позиции, благоприятная внешнеторговая конъюнктура, некоторое замедление темпа инфляции, рост реальных денежных доходов населения, замедление роста цен производителей промышленной продукции.

     Укрепление  рубля, благоприятная  таможенная политика и развитие особых экономических  зон значительно повлияли на эффективности  импорта машин и оборудования из стран дальнего зарубежья.

     Сдерживающее  влияние на инвестиционную деятельность в 1 квартале 2007 года оказывали следующие факторы: медленное внедрение системы гарантирования банковских вкладов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции, продолжающийся рост издержек производства в основном из-за ускоренного роста цен на грузоперевозки и на строительную продукцию, некоторое сокращений инвестиционных программ в ряде крупных нефтяных компаний. Невыполнение Федеральной адресной инвестиционной программы в течение ряда лет также сдерживает привлечение средств частных инвесторов.

     В региональной структуре инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2007 года было отмечено  увеличение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года во всех федеральных  округах. Наиболее высокий темп роста  наблюдался в Сибирском федеральном округе (137,4%), где увеличение объема инвестиций обеспечили Иркутская и Томская области, Агинский Бурятский автономный округ.

     В общем объеме инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2007 года наибольший удельный вес был у Центрального (24,1%) и Уральского (18,8%) федеральных округов. Около половины инвестиций в основной капитал Центрального федерального округа приходилось на Москву (47,2%).

     В структуре  поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 1 квартале 2007 года существенных изменений не произошло. Основной поток инвестиций (91,1% общего объема) иностранные инвесторы направляли в следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 34,2% (в первом квартале 2006 – 33,4%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 32,1% (18,6%), обрабатывающее производство – 13,7% (25,2%), транспорт и связь – 11,1% (8%).

     Объем прямых иностранных инвестиций увеличился по сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года в 2,5 раза. Значительный объем ПИИ был направлен в такие виды экономической деятельности как добыча полезных ископаемых (78,5%), обрабатывающее производство (7,1%), финансовая  деятельность (5,2%), операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг.

     Объем портфельных инвестиций иностранных  инвестиций увеличился по сравнению  с  1  кварталом 2006 года на 14,2%. Значительная часть портфельных инвестиций поступила  в виде вложений в акции и паи, треть поступила в «финансовую деятельность»

     В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2007 года было предусмотрено выделение государственных  инвестиций на строительство 3332 объектов, в счет годового лимита профинансировано из федерального бюджета 37,7 млрд руб государственных инвестиций, из них на стройках социального комплекса – 18,4  млрд, транспортного комплекса – 15,2 млрд, агропромышленного комплекса – 611,7 млн, строительного комплекса – 2,3  млн рублей. Начиная с 2006 года наряду с федеральной целевой программой и внепрограммной частью Федеральной адресной инвестиционной программы формируются новые механизмы распределения государственных инвестиционных расходов – проекты Инвестиционного фонда и приоритетные национальные вопросы.  Средства этого фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, элементов российской инновационной системы, а также для проведения институциональных преобразований. Механизм, заложенный в основу функционирования Инвестиционного фонда, позволяет на рубль государственных затрат привлекать несколько рублей частных инвестиций, а отдача в виде дополнительных налогов многократно превышает вложение государства.

       Одобренные проекты подразделяются на две группы:

     - проекты, направленные на промышленное  развитие территорий и освоение  новых месторождений полезных  ископаемых; 
- «дорожные проекты», направленные на повышение качества транспортных услуг,  устранение инфраструктурных ограничений для развития экономики, укрепление межрегиональных связей, повышение мобильности населения.

                                              Заключение

     В настоящее время в России для  увеличения темпа экономического роста необходима интенсификация инвестиционной активности, то есть темп роста инвестиций в основной капитал должен опережать темп роста реального ВВП. В свою очередь высокая инвестиционная активность возможна только в условиях стабильной, прогнозируемой, а еще лучше – стабильно низкой инфляции. Большую ответственность за поддержание относительно высокого уровня инфляции несет та часть российской экономики, которая относится к инфраструктурным монополиям. Значительный вклад в рост цен вносит ЖКХ, три крупнейшие монополии – газовая, энергетическая и транспортная, каждый год существенно поднимающие тарифы на свои услуги. Без решения этой части проблемы снизить инфляцию будет трудно.

     Импорт  инвестиций в экономику России значительно  меньше, чем экспорт капитала из России. Проведенный количественный анализ поступлений иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности России как объекта привлечения иностранных инвестиций существенно выше уровня, обеспечиваемого в настоящее время поступающим зарубежным капиталом.

     В целом объем иностранных инвестиций  не отвечает основным показателям, характеризующим  экономику России: объем производства и емкость национального рынка, обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами, наличие квалифицированной рабочей силы и др.

     Структура по видам экономической деятельности и региональная структура также  являются неудовлетворительными. Приоритетными  для иностранных инвесторов остаются торговля  и добыча полезных ископаемых, что способствует формированию неэффективной структуры российской экономики. Региональная структура подтверждает, что основная  часть иностранных инвестиций сосредоточена в небольшом числе регионов и не способствует выравниванию их социально-экономического развития.

Список  литературы:

1. Антология экономической классики: в 2-х т. – М.: ЭКОНОВ- Ключ, 1993;

2. Доклад Всемирного банка об экономике России (июнь 2007 г.). // Общество и экономика. 2007. №5-6. С 74-112;

3. Долан Э.ДЖ., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992;

4. Игонина Л.Л Инвестиции: учебн. пособие. – М: Экономистъ, 2005;

Информация о работе Теории инвестиций. Инвестиционный климат в России