Теневой сектор и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 04:47, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в какой-либо стране представляет собой синтез легальной и нелегальной экономической деятельности. В некоторых странах (Российская Федерация, Украина, Беларусь, страны Восточной Европы и Латинской Америки) теневая экономика функционирует наряду с легальной и по своему размаху практически ей не уступает. Как свидетельствуют аналитические наблюдения экономистов, масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Ее размеры можно лишь уменьшить, но полностью ликвидировать практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая, ненаблюдаемая – но суть этого явления не меняется. К теневой экономике относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.47 Кб (Скачать)

В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытие информации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информацией происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, что материалы, которыми они располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.

Сейчас по инициативе России создана Евразийская региональная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В нее входят 7 стран-членов этой региональной группы, и достаточно много стран и международных организаций являются наблюдателями. Здесь единые интересы, которые заключаются в том, чтобы во всех этих странах ЕАГ были использованы в полной мере рекомендации международных организаций и ФАТФ, и Организации Объединенных Наций, и Всемирного банка, и Международного валютного фонда в части выполнения международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Очень важно, чтобы во всех 7 странах были приняты законы, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы образованы подразделения финансовой разведки, такие как Росфинмониторинг в России.

Россия принимает самое активное участие в работе ЕАГ. Был создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга в Москве, где проводится обучение кадров на финансовой постоянной основе. Правительство выделило для этого значительные ресурсы, и страны, которые являются наблюдателями, также могли бы более эффективно принимать участие в тех вопросах, которые сегодня решает Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преодоление параллельных форм организации экономики в России - длительный и сложный процесс. За годы радикально-либерального реформирования они превратилась в массовую, самовоспроизводящуюся и весьма жизнеспособную систему, с очень сильным запасом инерционности. Излишне активные действия против теневых форм способны вызвать сопротивление не только теневиков-хозяйственников, но и части населения. Экономические и социальные результаты тотального наступления на теневую экономику могут оказаться прямо противоположными декларируемым. Сокращение удельного веса теневой деятельности - это не предпосылка дельнейшего развертывания реформ, а их результат, достижение которого наиболее эффективно в случае замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. А это возможно лишь тогда, когда объектом воздействия будет не столько теневая экономика, сколько условия её порождающие, иными словами воздействие должно быть не на уровне последствий, а на уровне причин.

Непосредственное же воздействие на теневые формы организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые «не интересны» для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.

Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции – нечего говорить о решении этой проблемы. Теневая экономика в России будет существовать всегда. Представить без неё нашу страну невозможно. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.

Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.

Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитвать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина С.Е. Роль государства в сокращении теневого сектора в переходный период/ С. У. Белкина // Налоговый вестник. 2003. №5. С.45-48.
  2. Видяпин В.И. Экономическая теория / В.И. Видяпин, Г.Г. Журавлева. – М.: Инфра-М, 2005.
  3. Волков Ю.Л., Совершенствование общероссийской системы финансового мониторинга / Ю.Л. Волков, Н.Ю. Танющева // Деньги и кредит. 2007. №10.
  4. Гамза В.А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие / В.А. Гамза // Финансы и кредит. 2007. №35.
  5. Гинсбург В., Мичел. P. Макроэкономическая политика в неформальном секторе / В. Гинзбург, Р. Мичел. –М.: Юнион, 1985.
  6. Губанов С. Рост отсталости и отсталость роста / С. Губанов // Экономист. 2005. № 3. С. 13-29.
  7. Дмитриев Ю.И. Теневая составляющая экономики России / Ю.И. Дмитриев // Вестник ПАГС им П.А. Столыпина. 2004. №7. С.49-56.
  8. Елисеева И.И. Определение объемов торговой деятельности на основе макроэкономических показателей / И.И. Елисеева // Вопросы статистики. 2004. №4. С.18.
  9. Завельский М.Г.Системный анализ актуальных проблем экономики / М.Г. Завельский // сб. науч. трудов Института системного анализа РАН. – М.: Эдиториал УРСС. 2004.
  10. Кирьянов М. Актуальные аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем / М. Кирьянов // Банковское дело. 2007. №4.
  11. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР / Т.И.Корягина // Вопросы экономики. 1990. № 3 . С. 33.
  12. Красавина М.Н. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению / М.Н. Красавина // Деньги и кредит. 2005. №6. С.62-68.
  13. Чепурин М.Н Курс экономической теории / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – М.: Инфра-М, 2002.
  14. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2002.
  15. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России / Д.Макаров // Вопросы экономики. 1998. № 3.
  16. Осаковский В. Влияние реформирования ЕСН на теневую экономику: негласный сговор и конфликт интересов / В.Осаковский // Вопросы экономики. 2005. №5.  С.89-99.
  17. Семина Г. Роль теневых экономических отношений в хозяйственной жизни общества / Г. Семина // Экономика и управление. 2003. №3. С. 105-106.
  18. Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики России / М. Тарасов // Проблемы теории и практики управления. 2004. №4. С. 32-37.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теневой сектор и его влияние на экономику