Современные модели экономического развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:
- структурообразующие критерии;
-социально-экономические (содержательные) критерии;
-объемные и динамические критерии.

Оглавление

Введение
1. Типы и модели экономических систем
2. Модели в рамках систем
2.1.Модели смешанной экономики
2.1.1. Шведская модель
2.1.2. Американская модель
2.1.3. Германская модель
2.1.4. Японская модель
2.2. Модели административно-командной системы
2.2.1. Китайская модель
2.3. Модели социально рыночной экономики
2.3.1. Польская модель
2.3.2 Венгерская модель
2.3.3. Российская переходная модель
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

 

2.3.3. Российская модель  переходной экономики

          Переходная экономика по своей  природе есть особое состояние  в эволюции экономики, когда  она функционирует именно в  период перехода общества от  одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.

         Основные черты переходной экономики  как особенного ее состояния  по сравнению с состоянием  той или другой, но определенной  ступени обусловлены в целом  характером изменений в этот  период.

          Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.

          Дело в том, что во всякой  системе в процессе ее функционирования  постоянно происходят различные  изменения. Но они выступают  как своеобразное средство реализации  цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

          Переходная экономика характерна  изменениями иного порядка. Они  не просто временно нарушают  устойчивость системы, с тем  чтобы через другие изменения  система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

          Вторая черта, вытекающая из  первой, - альтернативный характер  развития переходной экономики.  Конечно, альтернативность эта  имеет определенные границы, но  означает, что итоги развития  переходной экономики могут быть  варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

           Третья черта – появление и  функционирование особых переходных  экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

             Четвертая черта - особый характер  противоречий в переходной экономике. 
             Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.

         Пятая черта – историчность  переходной экономики. Эта историчность  связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером  условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны. 
Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально- экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. 
Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг.

         Представить полную периодизацию  пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла  пока лишь часть пути к рыночной  экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

         Первый этап – это макроэкономическая  стабилизация и либерализация  экономики. Основное содержание  этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

           Второй этап – это переход  к экономическому росту. Первые  признаки оживления в нашей  стране возникли в первом полугодии  1997г, но они были еще слабы  и неустойчивы.

          Третий этап – это этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложилась современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникает саморазвивающаяся рыночная система и начали формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

          Среди многочисленных изменений,  происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый,  неизбежный характер и поэтому  могут рассматриваться как закономерности.

Их пять:

. изменение роли государства;. макроэкономическая стабилизация;

. приватизация;

. трансформационный спад;

. интеграция в мировое  хозяйство.

         Исторический путь нашей страны  в сочетании с универсальными  конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально- регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

       Сущность  административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

         Этот процесс протекает во  взаимодействии с формированием  рынка. В переходный период  рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

          Наиболее видимым проявлением  изменения роли государства в  экономике в первые годы трансформации  была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

         Воздействие государства на формирование  институциональной среды выражается  прежде всего в законотворчестве  и контроле за соблюдением  законов.

        Корпус рыночного хозяйственного  права должен включать как минимум четыре основные части:

1)права собственности;

2)контрактные отношения  (договоры между экономическими  агентами);

3)порядок начала и  окончания хозяйственной деятельности;

4)поддержание конкурентной  среды.

         В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

          Наша страна вступила в период  трансформации при отсутствии  или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

         В результате приватизации основная  часть государственной собственности  перешла к новым владельцам. Чаще  всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет  акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированы, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

          Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:

. руководствуются рыночным  принципом максимизации прибыли;

. свободны и независимы  в принятии экономических решений.

           В отличие от развитого рыночного  хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

           В переходный период эти монополии  сохранились и даже укрепили  свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота  – это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

           В России это отсутствие рынка  земли. Эта черта специфична  для переходного периода именно  в нашей стране и связана  с особо сложной и противоречивой  историей аграрных отношений  в России. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

          Однако другое проявление институциональной  полноты характерно для всех  постсоциалистических государств  – это отсутствие рыночной  селекции в форме закрытия  несостоятельных предприятий (банкротств).

           В России и в других странах  с переходной экономикой в  самом начале рыночных реформ  были приняты законы о несостоятельности  и банкротстве и созданы специальные  государственные ведомства для  претворения этих законов в  жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

           В постсоциалистический период  распространение неплатежей первоначально  было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.

              Вторая особенность постсоциалистического  рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

            Так, товарный рынок и рынок  услуг в России мало отличаются  от аналогичных сегментов рыночной  системы в западных странах  по насыщенности товарами и  услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

            Но другие сегменты рынка –  рынок капитала, труда и земли  – развиты значительно слабее. Так, кредитование производства  коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не урегулированы юридические аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями (они по-прежнему опираются на старый КзоТ- Кодекс законов о труде ). За исключением отдельных регионов России, легальный рынок земли вообще отсутствует.

Информация о работе Современные модели экономического развития общества