2.3.3. Российская модель
переходной экономики
Переходная экономика по своей
природе есть особое состояние
в эволюции экономики, когда
она функционирует именно в
период перехода общества от
одной исторической ступени к другой. Переходная экономика
характеризует как бы ''промежуточное''
состояние общества, переломную эпоху,
эпоху экономических, политических и социальных
преобразований. Отсюда и особый характер
переходной экономики, отличающей ее от
''обычной'' экономики той или другой ступени.
Основные черты переходной экономики
как особенного ее состояния
по сравнению с состоянием
той или другой, но определенной
ступени обусловлены в целом
характером изменений в этот
период.
Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной
экономики.
Дело в том, что во всякой
системе в процессе ее функционирования
постоянно происходят различные
изменения. Но они выступают
как своеобразное средство реализации
цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно
в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика характерна
изменениями иного порядка. Они
не просто временно нарушают
устойчивость системы, с тем
чтобы через другие изменения
система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения
развития в переходной экономики, можно
сказать, носят ''безвозвратный'' характер.
Они призваны усиливать неустойчивость
существующей системы, с тем чтобы в итоге
она постепенно уступила свое место другой
экономической системе.
Вторая черта, вытекающая из
первой, - альтернативный характер
развития переходной экономики.
Конечно, альтернативность эта
имеет определенные границы, но
означает, что итоги развития
переходной экономики могут быть
варианты. Это вытекает из природы переходной экономики,
в которой перемешаны элементы старого
и нового состояний, а также из многообразия
факторов, воздействующих на процесс развития
в этот период.
Третья черта – появление и
функционирование особых переходных
экономических форм. В этом также проявляетя
''смешанность'' старого и нового в этот
период. Переходная форма, неся в себе
''смешанное'' содержание, уже выражает
противоречие с традиционными системными
формами, служит своеобразным сигналом
о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта - особый характер
противоречий в переходной экономике.
Это противоречия не функционирования,
а развития, то есть нового и старого, противоречия
различных, стоящих за теми и другими субъектами
отношений, слоев общества. Изменения, на которые
направлена переходная эпоха, в экономическом
аспекте всегда носят революционный характер:
речь идет о смене экономических систем.
Но и в социально-политическом плане переходные
эпохи часто сопровождаются столь резким
обострением противоречий, что связаны
с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность
переходной экономики. Эта историчность
связана с двумя обстоятельствами.
Во-первых, с историческим характером
условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит
от традиционной к индустриальной рыночной
экономике, другое – современные переходные
процессы. В этих случаях различны и исходные
состояния, и конечные результаты, и противоречия
в обществе, поскольку различны и его экономический
строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых,
историчность переходной экономики зависит
от особенностей региона, а также и от
отдельной страны. К примеру, неодинаково
переходные процессы протекают в условиях
восточной или западной цивилизации, зависят
они от конкретного уровня развития каждой
страны.
Экономические реформы постсоциалистического
периода как в России, так и в Восточной
Европе обнаруживают известную цикличность.
Ранний период активных преобразований
сменяется, чаще всего под влиянием нарастания
социально- экономической напряженности,
замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление
проблем, порожденных недостаточной реформированностью
экономики, вызывает к жизни новый этап
энергичной трансформации. Так произошло
и в России.
Активные реформы 1992-1996гг уступили место
эволюционному развитию рыночных институтов
в 1994-1996гг.
Представить полную периодизацию
пока невозможно, поскольку Россия,
как и другие страны, прошла
пока лишь часть пути к рыночной
экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить,
что постсоциалистическая трансформация
должна пройти через три этапа.
Первый этап – это макроэкономическая
стабилизация и либерализация
экономики. Основное содержание
этого этапа – подавление инфляции,
устранение наиболее резких дисбалансов в
денежно-кредитной сфере и укрепление
рубля. В России первый этап начался в
январе 1992г с либерализации цен и завершился
в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию,
создать основные правовые и организационные
институты рыночной экономики и завершить
первый (ваучерный) этап приватизации.
Второй этап – это переход
к экономическому росту. Первые
признаки оживления в нашей
стране возникли в первом полугодии
1997г, но они были еще слабы
и неустойчивы.
Третий этап – это этап завершения постсоциалистических
реформ, когда сложилась современная структура
экономики с преобладанием наукоемких
производств и информационных услуг, возникает
саморазвивающаяся рыночная система и
начали формироваться институты социального
партнерства. Этот этап переходного периода
продлится, видимо до конца первого десятилетия
XXI в.
Среди многочисленных изменений,
происходящих в переходной период,
некоторые носят необходимый,
неизбежный характер и поэтому
могут рассматриваться как закономерности.
Их пять:
. изменение роли государства;.
макроэкономическая стабилизация;
. приватизация;
. трансформационный спад;
. интеграция в мировое
хозяйство.
Исторический путь нашей страны
в сочетании с универсальными
конечной целью социально-экономическими тенденциями
свидетельствует о том, что постсоциалистической
трансформации для России является смешанная
либерально- регулируемая экономика с
сильно выраженными социальными функциями
государства.
Сущность
административно-командной системы составляло всевластие
государства. В рыночной экономике оно
занимает совсем иное положение и выполняет
совсем иные функции.
Этот процесс протекает во
взаимодействии с формированием
рынка. В переходный период
рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому
проведение реформ требует не только участия
рыночных институтов, но и организующей
силы государства.
Наиболее видимым проявлением
изменения роли государства в
экономике в первые годы трансформации
была экономическая либерализация. Фактически
она сводилась к отказу государства от
монополии на ведение тех или иных видов
хозяйственной деятельности. Например,
государство разрешило всем субъектам
рынка устанавливать цены (либерализация
цен), покупать и продавать валюту (либерализация
валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные
операции (либерализация внешней торговли).
Всем памятен Указ президента о свободе
торговли, который разрешил заниматься
торговой деятельностью – от уличной
торговли до образования торговых компаний
– любым физическим и юридическим лицам.
Воздействие государства на формирование
институциональной среды выражается
прежде всего в законотворчестве
и контроле за соблюдением
законов.
Корпус рыночного хозяйственного
права должен включать как минимум четыре основные
части:
1)права собственности;
2)контрактные отношения
(договоры между экономическими
агентами);
3)порядок начала и
окончания хозяйственной деятельности;
4)поддержание конкурентной
среды.
В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить
особые экономико-правовые процедуры,
регулирующие переход к рынку (например,
приватизация).
Наша страна вступила в период
трансформации при отсутствии
или крайней слабости формальных
(и неформальных) основ для экономической деятельности в
условиях рынка.
В результате приватизации основная
часть государственной собственности
перешла к новым владельцам. Чаще
всего это акционерные общества,
в которых контрольный пакет
акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим
юридическим лицам. Отношения между новыми
владельцами обычно бывают неустойчивыми
и запутанными. Права собственности неспецифицированы,
то есть не определены границы правомочий
каждого владельца. Это называется размытостью
прав собственности. Поэтому предстоит
пройти еще долгий путь урегулирования
противоречий, взаимной ''притирки'' новых
собственников и юридического оформления
четко определенных прав собственности,
прежде чем появятся настоящие частные
собственники.
Тем не менее уже
сегодня изменение характера собственности
привело к важным изменениям в функционировании
российских предприятий, компаний и других
экономических организаций. В их экономической
деятельности явственно проявляются черты
субъектов рынка. Это выражается в том,
что большинство экономических организаций:
. руководствуются рыночным
принципом максимизации прибыли;
. свободны и независимы
в принятии экономических решений.
В отличие от развитого рыночного
хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом
и соответственно слабым развитием конкурентной
среды. Это прямое наследие административно-
командной системы, когда монополии создавались
целенаправленно под флагом борьбы с''параллелизмом''
и ''дублированием''. Поэтому производство
однородной продукции, особенно сложных
технических изделий, обычно концентрировалось
на одном-двух предприятиях, которые снабжали
своей продукцией всю страну.
В переходный период эти монополии
сохранились и даже укрепили
свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода
административно-командной экономики
в переходный период монополии испытывают
гораздо меньшую степень контроля и регулирования
государства. Антимонопольная политика
– наиболее слабое звено экономической
политики во всех постсоциалистических
государствах, что в огромной степени
связано с объективными трудностями контроля
над монополиями. Ведь почти все крупные
и средние российские предприятия – монополисты.
Институциональная неполнота
– это отсутствие или крайне слабое развитие
некоторых важных институтов рынка.
В России это отсутствие рынка
земли. Эта черта специфична
для переходного периода именно
в нашей стране и связана
с особо сложной и противоречивой
историей аграрных отношений
в России. В большинстве других постсоциалистических стран
такой проблемы нет.
Однако другое проявление институциональной
полноты характерно для всех
постсоциалистических государств
– это отсутствие рыночной
селекции в форме закрытия
несостоятельных предприятий (банкротств).
В России и в других странах
с переходной экономикой в
самом начале рыночных реформ
были приняты законы о несостоятельности
и банкротстве и созданы специальные
государственные ведомства для
претворения этих законов в
жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми
причинами такого положения являются
несовершенство правовой базы и процедуры
банкротств, загруженность судов. Но на
самом деле причина глубже. Она состоит
в том, что в переходный период основная
масса предприятий переживает глубокий
кризис, и добросовестное применение законодательств
о несостоятельности обернулось бы закрытием
большинства предприятий и массовой безработицей.
В постсоциалистический период
распространение неплатежей первоначально
было обусловлено крайней искаженностью цен, резким
и неравномерным подорожанием топлива,
материалов, полуфабрикатов и готовой
продукции и объективной неспособностью
предприятий рассчитаться друг с другом
в этих условиях. Позднее основным источником
неплатежей стало государство, которое
из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться
по госзаказам, что ведет к распространению
долгов по ''технологической цепочке''
в виде неплатежей.
Вторая особенность постсоциалистического
рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты
рынка развиты неравномерно.
Так, товарный рынок и рынок
услуг в России мало отличаются
от аналогичных сегментов рыночной
системы в западных странах
по насыщенности товарами и
услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим
формам компаний и других организаций,
действующих на этих рынках.
Но другие сегменты рынка –
рынок капитала, труда и земли
– развиты значительно слабее.
Так, кредитование производства
коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через
продажу корпоративных ценных бумаг (акций
и облигаций) и другие формы перелива капитала
занимают пока незначительное место в
финансировании производства. Очень низка
мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной
занятости на большинстве предприятий
(за исключением ''нового'' частного бизнеса),
а также отсутствия возможностей переезда
работников из трудоизбыточных в трудодефицитные
регионы. Не урегулированы юридические
аспекты взаимоотношений между работниками
и работодателями (они по-прежнему опираются
на старый КзоТ- Кодекс законов о труде
). За исключением отдельных регионов России,
легальный рынок земли вообще отсутствует.