Современные модели экономического развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:
- структурообразующие критерии;
-социально-экономические (содержательные) критерии;
-объемные и динамические критерии.

Оглавление

Введение
1. Типы и модели экономических систем
2. Модели в рамках систем
2.1.Модели смешанной экономики
2.1.1. Шведская модель
2.1.2. Американская модель
2.1.3. Германская модель
2.1.4. Японская модель
2.2. Модели административно-командной системы
2.2.1. Китайская модель
2.3. Модели социально рыночной экономики
2.3.1. Польская модель
2.3.2 Венгерская модель
2.3.3. Российская переходная модель
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

          В Японии  низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1 % от валового национального продукта Японии. В США она составляет около 7% ВНП, в Великобритании — свыше 5, в ФРГ — более 3, а в СССР (по подсчетам зарубежных специалистов) этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%. Недавно в Советском Союзе были наконец обнародованы цифры расходов на оборону. Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно развитых стран Запада и вступления ее в период «экономической зрелости», темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться. Впрочем, замечает С. Окита, достижение «зрелости» не всегда означает снижение жизнеспособности, особенно принимая во внимание внедрение новейших технологий, успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.

В течение 50—70-х годов японцы буквально  «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции»  страны. Приток этой технологии направлялся  прежде всего на техническое обновление тяжелой промышленности — машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии. Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный пример — это приобретение 
«Сони корп.» у американской компании «Вестерн электрик» неограниченного права на производство транзисторов за... 25 тыс. иен (сегодня — это стоимость одного среднего по классу транзисторного приемника). При этом очень важно подчеркнуть, что японцы весьма эффективно использовали иностранные патенты и лицензии, незамедлительно их внедряя и осваивая. Вот один из примеров такого подхода. Первые образцы продукции нефтехимической промышленности были выпущены с помощью ввезенных из-за рубежа оборудования и технологии в 1958 г., а к концу 1963 г. Япония по производственным мощностям в этой отрасли догнала ФРГ и уступала только Соединенным Штатам.

           Япония  добилась не менее впечатляющих успехов в развитии своей черной металлургии, главным образом за счет внедрения, передовой советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы потому, что в советской металлургии собственные разработки и изобретения применяются в гораздо меньшей степени, чем в Японии.

           Таким  образом, японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня  жизни населения (в том числе  уровня заработной платы) от  роста производительности труда.  За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

 

2.2. Модели административно-командной  системы.

2.2.1. Китайская модель.

       Утверждается, что китайская экономика растет  так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых темпов роста ВВП на душу населения показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста 
         Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики — низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией. Более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ. Однако статистические данные по удельному весу занятых в сельском хозяйстве показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5%, значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

          Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад.

         Лишь в конце 70-х годов произошел  перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

           Успехи китайской экономики обусловлены  примененной моделью экономического  реформирования. В отличие от  России, где осуществлялись, как  утверждается, либеральные реформы  (т.н. шоковая терапия), в Китае  реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

         Социальная политика. Доля лиц,  получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

          Благодаря как уменьшению числа  лиц, получающих поддержку из  бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

           В результате сокращения расходов  на пособия по безработице  в Китае заметно уменьшились  стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое ~ с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53%.

         В тезисах настоящей работы  совершенно очевидно определяется  место Китая в мировой экономике. Еще 20 лет тому назад, Китай будучи «голодным», в настоящее время «кормит» не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям.

                 К 2005 году Китай достигнул  оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники.

              За короткий период Китай превратился  в экономически развитую страну  и занял достойное место в мировой экономике

 

2.3. Модели социально-рыночной  экономики.

2. 3.1. Польская модель

        Экономика Польши вступила в  полосу реформирования почти  одновременно с нашей страной.  Тем не менее, Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

         Особое влияние на рынок ценных  бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капиталов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

• Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE.

• Предложены обширные изменения  и дополнения к закону «Об облигациях». Получено одобрение правительства, идет обсуждение в Сейме. Новый вариант  закона предусматривает введение новых  типов облигаций и более гибкие процедуры их выпуска.

• PSEC готовит изменения  к закону «О торговле крупными пакетами акций».

Изменения направлены, главным  образом, на защиту прав меньшинства  акционеров при поглощениях и  на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.

• «Закон о товарных биржах» подготовлен к рассмотрению Парламентом.

Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

• Подготовлены и одобрены правительством поправки к закону «О бухгалтерском учете». Эти поправки представляют собой важный шаг на пути приближения польской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета. 
• Экономический комитет Совета министров обсуждает закон «О предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши». 
Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста .

          Следует особо отметить роль  государства в процессе экономического  реформирования. Правительству Польши  в ходе преобразований удалось  сохранить контроль над ситуацией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руководство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики. Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации. Приватизация реализовывалась тремя методами:

1. Прямая приватизация  осуществляется государственными  органами.

Затрагивает малые и  средние предприятия 

2. Косвенная приватизация осуществляется после коммерциализации государственных предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний через механизм публичного предложения (public offering), открытого письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами. Наиболее часто используется при приватизации крупных, рентабельных и экономически значимых предприятий с большим количеством работников.

3. Метод ликвидации  применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).

           Следует особо отметить степень интенсивности процесса реформ по группам предприятий: сначала приватизация коснулась области мелкого и среднего бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь процессу приватизации подверглись крупные предприятия. Для их приватизации сначала нужно было создать соответствующие условия.  Поэтому и сейчас, несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство сохраняет контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями.

          Процесс приватизации продолжается до сих пор. По мере «роста» рынка приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках государства крупнейших предприятий. В свою очередь приватизация крупнейших государственных предприятий будет способствовать резкому увеличению ликвидности и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации двух крупнейших государственных институтов — РеКаО SA и TelekomunikacjaPolska SA (Polish Telecom) — польский фондовый рынок вышел в бесспорные лидеры среди стран Центральной и Восточной Европы по капитализации.

Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего  роста, можно заключить, что польский фондовый рынок становится все более  и более привлекательным для  крупных институциональных инвесторов. Центральным специализированным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом «О публичном обращении ценных бумаг» и трастовых фондах Организационная структура PSEC включает в себя:

Информация о работе Современные модели экономического развития общества