Рыночная система, как известно,
состоит из рынка товаров (услуг)
и рынка факторов производства.
Факторами производства являются
труд, капитал, земля и предпринимательство.
Для того чтобы функционирование
этих факторов приобрело рыночный
характер, необходимо их свободное
обращение в экономике, регулируемое
спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.
Рынок капитала в форме торговли
продукцией производственно-технического
назначения стал складываться
в нашей стране еще в конце
80-х годов в процессе либерализации
материально-технического снабжения.
Однако наиболее существенный компонент
этого рынка – это обращение акционерного
капитала, или фондовая торговля, - смог
появиться, естественно, только в первой
половине 90-х годов параллельно с акционированием,
приватизацией и началом выпуска корпоративных
ценных бумаг (это акции, облигации и другие
документы, удостоверяющие право собственности
на определенную часть имущества компании
и дающие право на получение части ее дохода
).
Различают, как известно, биржевой
и внебиржевой оборот ценных
бумаг.
Торговля
акциями и облигациями на бирже предусматривает
довольно жесткую регламентацию и высокие
требования к надежности ценных бумаг.
Поэтому на российских биржах сейчас обращается
только 10-20% выпущенных акций и облигаций.
Однако этот показатель выше, чем в других
странах СНГ, что свидетельствует о быстром
развитии рынка капитала в России.
Рост котировок связан с хорошими
перспективами многих российских
компаний, а также с убежденностью
участников рынка в том, что
стоимость компаний резко возрастет после экономически
обоснованной переоценки их имущества,
включая земельные участки. Так, в конце
1997г котировки акций упали, когда вслед
за мировым финансовым кризисом западные
инвесторы стали выводить капиталы из
России. Вторая волна падения котировок
пришлась на конец января 1998г, когда цена
акций ведущих российских нефтяных компаний
пошла вниз в ответ на падение мировых
цен на нефть.
Несмотря на сложности в становлении
рынка капитала, этот быстрорастущий
рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по
мере нормализации экономического положения
и улучшения финансового состояния предприятий.
О потенциале роста этого рынка свидетельствует
то, что сейчас в России ежедневный оборот
торговли корпоративными ценными бумагами
составляет 20-30млн.долл., тогда как в США
этот показатель примерно в 10 раз выше.
Рынок труда, в отличие от
рынка капитала, имеет значительно
большую социальную составляющую.
Это означает необходимость учитывать
и регламентировать социальные
аспекты взаимоотношений между работниками
и работодателями, используя для этого
экономические, законотворческие и судебные
возможности государства. Работники в
нашей стране не имеют защиты в лице сильных
и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата
в нашей стране в15-20 раз ниже средней зарплаты
в Западной Европе.
В этом состоит один из парадоксов
российской экономики, потому
что двукратный спад ВВП за
последние восемь лет должен
был бы сопровождаться значительно
большим сокращением занятости.
Это объясняется, во-первых, отсутствием массовых
банкротств и увольнений на предприятиях,
несмотря на резкое сокращение производства,
во-вторых, широким распространением вторичной
занятости, когда работник официально
числится на работе и формально не считается
безработным, арендатор на самом деле
зарабатывает в другом месте, чаще всего
в мелком бизнесе. По официальным оценкам
в теневой экономике занято примерно 7
млн. чел., что составляет 12-13% самодеятельного
населения.
Третий фактор производства – земля – совокупность всех ресурсов,
предоставляемых природой. К ним относятся
не только земля, но и полезные ископаемые.
В результате нерешенным остался
центральный вопрос реформирования
аграрных отношений в России.
В настоящее время этот вопрос решается путем предоставления земельного
участка в долгосрочную аренду с правом
выкупа.
Что касается других факторов
производства природного характера
– полезных ископаемых, то большинство
из них тоже остаются в государственной
собственности, но их добыча и переработка осуществляются
частными компаниями. Речь идет, например,
о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются
с государством путем уплаты специальных
налогов, после чего извлеченные полезные
ископаемые поступают в их собственность.
Сейчас в центре внимания государственных
органов и добывающих компаний находятся
соглашения о разделе продукции. Принципы
раздела установлены специальным законом.
Но поскольку предметом соглашений чаще
всего являются нефть и газ, реализация
которых на рынке приносит огромную прибыль,
пропорции раздела в каждом конкретном
случае устанавливаются в результате
напряженной борьбы между сторонами.
Наконец, последний фактор производства
– предпринимательская инициатива.
Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила
заниматься бизнесом миллионам граждан.
Однако реальная степень развития рыночных
отношений в сфере предпринимательства
зависит от многих дополнительных причин.
В России по-прежнему широко распространен
разрешительный порядок создания юридического
лица, поскольку для многих видов деятельности
нужна государственная лицензия. Официальный
перечень насчитывает около 80 лицензионных
видов деятельности.
В настоящее время на российском
фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы:
. сберегательные отделения
коммерческих банков
. негосударственные пенсионные
фонды
. страховые компании
. паевые инвестиционные
фонды.
При этом процесс формирования
инвестиционных институтов российского
фондового рынка отличается некоторыми
особенностями, в частности, наличием
ограничительных рамок развития конкретного
направления инвестиционной деятельности,
что дифференцирует уровень привлекательности
институциональных инвесторов по показателям
надежности, ликвидности и доходности.
На сегодняшний день наиболее
привлекательным с точки зрения
надежности и ликвидности вложений
выглядит накопление средств
страховой компании. Именно это
институциональная структура обеспечивает
возвратность инвестиций обязательным резервированием средств
самой компанией. Вложения компенсируют
потери при наступлении страхового случая,
что является условием сохранности и ликвидности
средств. Однако доходность вложений в
страховые компании по сравнению с другими
структурами ниже.
Таким образом, по критериям
надежности и эффективности инвестиции
среди российских институциональных
инвесторов на первом месте
стоят страховые компании, что
подтверждается и количественными
показателями функционирования
данного институционального инвестора. (следует отметить,
что финансовый кризис оказал весьма негативное
воздействие на деятельность страховых
компаний, объемы привлеченного ими капитала
в долларовом исчислении значительно
сократились.) На втором месте по условиям
инвестирования находятся коммерческие
банки.
Заключение
Центральная проблема любой современной
экономики – это обеспечение
экономического роста. Но без
четких правил и их точного
выполнения невозможно решить
ни одной проблемы. Если в казну
не платят налогов, нельзя помочь социально
незащищенным. Если все вокруг пронизано
коррупцией, нельзя построить цивилизованный
рынок. Арендатор если чиновник зависит
от капитала, невозможен никакой экономический
прогресс.
Сегодня необходимо создать благоприятную среду как для предпринимателей,
так и для наемных работников. Федеральные
и региональные органы власти должны завершить
формирование государственных и частных
институтов рыночной инфраструктуры,
содействовать их эффективному функционированию
и координации деятельности. Права собственности
подлежат четкому юридическому определению
и практическому осуществлению, финансовые
институты нуждаются в строгом и эффективном
государственном регулировании, механизм
налогообложения призван соблюдать принцип
посильности налоговых обязательств.
Очень важно
обеспечить эффективную правовую защиту
государством частной собственности и
бизнеса от вымогательства и рэкета со
стороны криминальных структур, минимизацию
процедур и издержек лицензирования нового
бизнеса, надлежащую государственную
ответственность за регистрацию прав
частной собственности и сделок по ее
передаче, проведение открытых и честных
конкурсов и аукционов по продаже государственной
собственности и распределению государственных
заказов. Полномочия Федеральной комиссии
по ценным бумагам нужно расширить так,
чтобы она могла требовать от эмитентов
полного раскрытия информации, пресекать
обман и махинации, гарантировать акционерам
защиту их прав и соблюдение корпоративного
(акционерного) права.
Последнее
необходимо совершенствовать с тем, чтобы
исключить самоуправство менеджеров и
директоров, обеспечить их подконтрольность
наблюдательным советам из представителей
акционеров и трудовых коллективов, не
допускать участия правительственных
чиновников в бизнесе в качестве директоров
или членов наблюдательных советов и лоббирования
корпоративных интересов через правительство.
Особого внимания требует внедрение
современных методов бухгалтерского
учета и аудита. Надо заставить
участников рынка раскрывать властям свои
действительные расходы и доходы. В этой
связи целесообразно расширить возможности
и компетенцию Счетной палаты РФ в обеспечении
соблюдения принятых стандартов отчетности,
надзора за административными нарушениями
и злоупотреблениями, в принятии мер по
наказанию виновных. От ее внимания не
должны ускользать попытки искусственного
раздувания трансакциоиных издержек,
создания излишних посреднических звеньев
в процессе движения товаров и услуг на
формирующемся в России рынке.
Список использованной литературы
1. Кэмпбелл Р. Макконнелл,
Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы,
проблемы и политика. М, Республика,
2002, С.47, 118
2. Нуреев Р. М. основы экономических теорий:
Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2006.- 447с.
3. Экономика зарубежных стран: капиталистические
и развивающиеся страны.
Учебное пособие для экон. спец.
вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др.Москва,
Высш. шк. , 2000.