Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Файлы: 1 файл

Поиск по рефератам.docx

— 85.75 Кб (Скачать)

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного  потребления на уровне 1991 года, повысив  потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном  введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных  задач – необходимо повышать размеры  оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы  социального страхования, относящихся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение  жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния”  отводится трансфертам. Трансферт  – это безвозмездная передача части доходов или имущества  индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что  при помощи трансфертов могут  перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности  для того, чтобы дать хорошее образование  своим детям. Но одновременно возникает  проблема, связанная с дилеммой эффективности  и справедливости, которая заключается  в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории  бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение  доходов вообще и трансферты, в  частности, меняют экономическое поведение  людей. Люди часто стараются так  изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к  труду при помощи государственной  поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким  образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут  подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого  ”пирога”.

Некоторые направления, реформы в сфере  образования, здравоохранения, жилья.

За последние десять лет  в сфере образования произошли  следующие изменения:

изменился рынок труда  – заказчик стал диктовать жесткие  требования к выпускнику;

все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;

происходит активная адаптация  к новой обстановке самой системы  образования.     

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное  бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и  региональное неравенство в доступе  к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается  доля платного образования, население  постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования  должна реально разделить бюджетные  потоки – часть из них будет  покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень  и качество образования. На платные  образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей  платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или  иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке  более 30% бедных семей бесплатно  получают школьные учебники. Почти  каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или  иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей  школьного возраста полагают что  не смогут оплатить обучение детей  в вузе. Необходимо ввести государственный  заказ на высшее образование путем  предоставления грандов и образовательных  кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.    

В сфере здравоохранения  все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг  – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о  ставшей традиционной частной стоматологической  практике, но и об оплате диагностических  обследований, консультации врачей. Платное  лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных  оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда  расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов  населения, многие отказываются от лечения  по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали  быть дефицитными, но для многих они  не доступны из-за высоких цен. По этому  до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для  бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового  обеспечения это право для  большинства “льготников” оказалось  формальным. Ситуация ухудшается, что  выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.  

Из подобного положения  существует два выхода: - либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной мед. помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного  мед. страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

радикальный означает пересмотр  государственных гарантий, окончательный  переход к обязательному мед. страхованию, реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с  населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной  долевой оплате мед. помощи за счет средств бюджета и обязательного  медицинского страхования на основе единых тарифов.  

Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья  – давление платежей за жилье сильнее  на те семьи, которые находятся в  худших жилищных условиях. Задолженность  чаще встречается у семей с  более низким жилищным статусом: живущих  на меньшей площади, в неприватизированных  и коммунальных квартирах. Почти  все едины в том, что к должникам  за жилье нужен избирательный  подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие  политики, проводимой за последние  годы в сфере оплаты жилья и  коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит  от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов  и со стоимостью жизни. Социально  защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате.

2.3. Социальные  проблемы современной России

Состояние социальной сферы  государства все еще нельзя назвать  удовлетворительным и не в ближайшее  время произойдут перемены, ведущие  к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

К результатам социальной политики в России можно отнести  выделение некоторого процента бюджетных  средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты  минимальны. Разрыв между минимальным  размером оплаты труда и средней  заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с  мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие  приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная  дума России постоянно принимают  законы о повышении минимальной  зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются  или выполняются не повсеместно  и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств  в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются  на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может  не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная  остановка предприятий ведёт  к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую  экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в  частности формируется бюджет. А  отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большинство  социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни  общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки  правительства улучшить жизнь населения  является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного  места жительства можно бесплатно  накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без  одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения  не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим  явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим  заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который  позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Социальные программы  России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв  общества.

К числу мер общего характера  относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся  в высших и средних учебных  заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей  не велики, они составляют около  одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях  существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно  и этих пособий. Пособия этого  вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий  являются местный бюджет, но средств  местного бюджета катастрофически  не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют  реальным ценам на товары. Но эти  пособия всё же являются “подпиткой”  для семьи, где не работают, находятся  в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также  они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать  ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением  ребёнка.

При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. Также  существует не большое пособие для  женщин, ожидающих ребёнка, материально  поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование  новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым  случаям ухода за инвалидами и  престарелыми, детьми инвалидами, которое  составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население  редко прибегает к уходу с  работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних  случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим  малолетних детей. Это пособие выплачивается  из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с  выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи  с ликвидацией организации. Эти  пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты  женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они  не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это  особая форма выплат. Эти пособия  в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания  звания” безработного и выплаты  этого пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов  ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем  не менее, при существующем уровне цен  прожить на данные выплаты крайне сложно.

Информация о работе Социальная политика государства