Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Функционирование пенсионной
системы, в сущности, не изменилось.
Также в основном выплачиваются
из государственного бюджета, но деньги
проходят через Пенсионный фонд. Система
пенсионного обеспечения не поставлена
на определённый уровень. Отчисления из
зарплаты в Пенсионный фонд не изменились
в процентном отношении, что не в
полной мере компенсирует затраты на
выплаты пенсий. Создание пенсионных
вкладов в коммерческих банках не
получило массового распространения,
из-за нестабильности в экономической
сфере. Большинство банков не имеет
прочного запаса средств и не известно
будет ли существовать этот банк через
пять-десять лет. Система социального
обслуживания в основном встала на
новый уровень в своём
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.
Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
стабилизация финансового
положения государственных
погашение задолженности работникам по заработной плате;
расширение источников финансирования социальных услуг;
внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.
2.4. Результаты
реализации социальной
В результате реформ социально-трудовая
сфера приобрела новое
— становление и развития
нового сектора экономики и
— образование нового источника
доходов - предпринимательского и дохода
от собственности в самых
Множественность форм трудовой
активности, особенно развитие индивидуальной
трудовой деятельности, привело к
возрастанию самозанятости
Политика искусственного
поддержания сложившегося уровня занятости
или медленные темпы роста
безработицы, осуществляемая на основе
применения льготных режимов кредитования
и дотирование нерентабельных производств,
неизбежно приводит к появлению
и воспроизводству высокой
Существование большой скрытой
безработицы обусловлено
Зависимость сферы занятости
от макроэкономической ситуации и изменением
в структуре производства в экономике
рыночного типа определяет подчинённое
положение политики на рынке труда
по отношению к политике финансово-
экономических структур правительства
России. Социальный его “блок” (включающий
Министерство труда РФ, Федеральную
службу занятости, Федеральную миграционную
службу и т. д.) практически не обладает
возможностями прямо влиять на масштабы
занятости и безработицы. К его
прерогативам относятся лишь нормативное
обеспечение и оперативное
Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.
Хуже всего положение
лиц, длительное время не работающих.
В настоящее время отсутствует
чёткое законодательство относительно
тех лиц, кто по истечении 12 или 15
месяцев не имеют работы ни работы,
ни право на получение пособия. В
то же время наблюдается ярко выраженная
тенденция роста средней
Регистрация и учет безработных
в органах ФСЗ — сегодня
главная её функция, которую, несмотря
на её важность, никак нельзя рассматривать
в качестве инструмента активной
политики на рынке труда. ФСЗ разработала
ряд мер, содержащихся в ежегодных
программах содействия занятости населения.
Однако как набор этих мер, так
и их эффект ограничены. Например, идея
поддержания или создание рабочих
мест не более чем декларация, если
она противоречит проводимой структурной
политики и складывающийся экономической
конъюнктуре. Фонд занятости не способен
поддержать малый и средний бизнес,
если в том или ином регионе
нет необходимых экономических
условий. Система профессиональной
подготовки и переподготовки работников
не может быть эффективна хотя бы потому,
что не ориентируется на потребности
современного производства, В настоящее
время процессы, происходящие на рынке
труда, носят стихийный, неорганизованный
характер и что реальное влияние
на них ФСЗ минимально. Особые надежды
с точки зрения стабилизации рынка
труда возлагались на реализацию
идеи социального партнёрства и
регулирование занятости на основе
коллективных и индивидуальных трудовых
договоров. Первым опытом в этом направлении
стало Генеральное соглашение на
1992 г., заключённое между
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных
программ осуществляется не только за
счет государственных средств, но и
за счет местных бюджетов, средств
предприятий, организаций, населения.
Определенную роль в социальной защите
населения могут сыграть
В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Индексация осуществляется
путем регулирования
Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.
Заключение
Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему:
успешное решение проблем
выхода из глубочайшего социально - экономического
кризиса, повышения уровня и качества
жизни невозможно без умелого
использования эффективных
Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.
Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Япония, которые от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни населения.
Второй. Социальная сфера, отрасли
услуг и духовного
Третий. Социальная сфера
становится все более эффективным
полем приложения капитала. Спрос
на услуги здравоохранения, образования,
культуры, искусства в развитых странах
растет опережающими темпами, увеличивается
доля вложенного в эти сферы капитала,
приносящего высокие прибыли. В
начале 90-х годов продажа
На этом фоне мирового прогресса,
сложившиеся в России, в связи
с переходом к рынку, тенденции
представляются уродливыми и противоестественными.
А именно: обнищание десятков миллионов
работающих, пенсионеров и членов
их семей, уменьшение вложений в социальную
сферу, сокращение рождаемости и
средней продолжительности