Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система
индексации сложилась в 60–70-х гг.
в большинстве стран Западной
Европы. Обычно индексация осуществляется
как на общегосударственном уровне
(на основе соответствующего законодательства),
так и на уровне отдельных предприятий
через коллективный договор. Система
индексации предусматривает
В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.
Важным направлением в
социальной политике при решении
вопросов защиты личных доходов является
поддержка беднейших слоев
Для отнесения определенных
категорий населения к числу
имеющих право на получение социальной
помощи, используются показатели, определяющие
уровень (порог) бедности. Сама бедность
в социальной практике измеряется с
помощью прожиточного минимума. Последний
выражается в двух видах: социальный
и физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальных норм
удовлетворения физических потребностей,
включает затраты на минимальные
духовные и социальные запросы. Он представляет
собой совокупность товаров и
услуг, выраженных в стоимостной
форме и предназначенных для
удовлетворения потребностей, которые
общество признает необходимыми для
сохранения приемлемого уровня жизни
(при этом предполагается, что бедные
имеют более или менее
В основе применяемого в России
с 1997 г. физиологического минимума лежит
набор из 25 основных продуктов питания,
который рассчитывается исходя из годовых
норм потребления, необходимых для
мужчины трудоспособного
Динамика средней заработной платы и стоимости прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в табл. 8.
Таблица 8
Динамика средней заработной платы и прожиточного минимума в России
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Средняя заработная плата, тыс. р. |
6.0 |
59,6 |
217,8 |
484,3 |
805,4 |
964,3 |
1,051 |
1,520 |
Величина прожиточного минимума, тыс. р. |
1,6 |
15,4 |
58,5 |
191,9 |
253,8 |
412,9 |
0,736 |
0,908 |
Отношение количества минимальных наборов к средней заработной плате |
3,5 |
3,8 |
3,7 |
2,5 |
3,2 |
2,3 |
1,4 |
1,7 |
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.
Основным инструментом оценки,
прогнозирования и
Практикуются два рода
бюджетов: нормативные, которые являются
результатом специальных
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
Минимальный потребительский
бюджет (МПБ) представляет собой социальный
минимум средств, необходимый для
обеспечения нормальной жизнедеятельности
человека. В России МПБ составлен
на основе более 200 видов товаров
и услуг, в том числе 80 продуктов
питания. Затраты на непродовольственные
товары в МПБ включают расходы
на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду,
культтовары. В МПБ включены также
расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых
услуг, транспорта, уплату налогов и
сборов. Структура минимального потребительского
бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные
товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы
– 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном
уровне воспроизводство семьи и
характеризует границу
Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:
I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;
II группа – малообеспеченные
семьи, душевой доход в
III группа – обеспеченные
семьи, душевой доход в
IV группа – состоятельные
семьи, душевой доход в
V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.
Таким образом, социальная политика
– это политика государства, направленная
на смягчение неравенства в
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных
2. Уменьшение нежелательных,
обусловленных рынком различий
между богатыми и бедными при
возникновении доходов и
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование
общественно- политического
Следует отметить, что возможности
решения тех или иных задач
социальной политики определяются ресурсами,
которые могут направить
Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты
Социальная защита — это
такие отношения, которые позволяют
индивидам, находящихся под их покровительством,
сохранять свои позиции в обществе.
Социальная защита — это охранительная
функция либо политического, либо социального
союза. Поэтому социальная защита есть
свойство любого объединения людей.
Наиболее значительными объединениями
в данном случае являются государство
и профессиональные союзы. Социальная
защита со стороны государства пользуется
преимуществом только в том моменте,
что социальная защита, находящаяся
в руках государства, обладает всеобщим
характером. В силу того, что социальную
защиту могут осуществлять и другие
объединения людей кроме
Основная структура социальной политики датского государства всеобщего благосостояния
Основные средства социальной политики |
Носители социальной политики |
Области социальной политики |
Налоги |
Государство |
Несчастный случай, проф. заболевания, болезни |
Забота о материнстве и детстве | ||
Прожиточный минимум |
||
Сборы с работодателей |
Страхование от безработицы: |
|
Организации: региональные кассы по безработице. |
||
Налоги |
Круг обеспечиваемых: все члены профсоюза. |
Безработица |
Взносы |
Пенсионное страхование, основная пенсия финансируется за счет налогов, дополнительная — за счет добровольных взносов |
Возраст |
С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.
1.3. Основные
направления социальной
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.