Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Необходимо правильно
понимать смысл, значение социального
страхования - как основного механизма
социальной защиты работников в условиях
рыночной экономики. Именно на этой основе
социальное страхование может стать
реальной базой достижения социальной
стабильности и согласия. Все это
свидетельствует о
1. В первой модели страховые
начала не развиты. Размер
2. Отличительная черта
второй модели - страхуемые и страхователи
делают взносы, однако расчеты
с ними не учитывают степени
вероятности наступления того
или иного страхового события,
т.е. социального риска.
3. Третья модель строится,
исходя из страхования
Система социального страхования
строится на определенных принципах. Во-первых,
оно имеет законодеятельную основу.
Во-вторых, оно обязательно для
лиц, работающих в условиях риска (впрочем,
страхование может
Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.
Важнейшим направлением политики
пенсионного страхования
В обязанности государства
входит обеспечение функционально
- способной системы институтов страхования
на случай болезни. Например, обеспечение
в случае заболевания почти для
90% граждан ФРГ гарантируется
путем установленной законом
системы страхования на случай болезни.
Около 10% граждан застрахованы частным
образом. Заболевший во время болезни
дохода не теряет. Работодателей закон
обязывает продолжать выплату заработной
платы в течение шести
Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.
Социальная защита работников,
как важнейшее направление
Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:
социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
государственные гарантии связанные
с социальной защитой при одновременной
самостоятельности и
заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
экономическую и социальную
свободу работников в области
труда - выбор профессии с приемлемыми
уровнями социальных и профессиональных
рисков, возможность получения
личную ответственность
работников за сохранение своего здоровья,
работоспособности и
многоуровневость и
многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
многоаспектность и
Социальная политика в
области заработной платы должна
реализовываться
В некоторых случаях политика
заработной платы предусматривает
введение предельного уровня последней
и сохранение его в течение
определенного отрезка времени.
Возможно также использование
Социальная политика на рынке
труда. Государственная политика в
этой области делает особенно отчетливым
переход системы чистого
Социальная политика применительно
к рынку связана прежде всего
с возможностями государства
влиять на спрос на рабочую силу.
Кроме того, воздействие на этот
рынок идет с помощью корректировки
правовых норм, касающихся использования
в стране иностранной рабочей
силы. Регулирование может
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Жилищная политика.
Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это
направление социальной политики проводится
путем выделения из бюджета средств
для оказания помощи работникам, арендующим
жилье. Однако есть и альтернативные
варианты: государство в состоянии
поощрять самостоятельное жилищное
строительство. При этом используются
различные возможности. Например, территориальные
органы власти сами создают относительно
дешевые комплексы жилья и
сдают их в наем семьям с низкими
доходами. Еще один путь социальной
поддержки в этой области предполагает
использование жилья, построенного
частными строительными кооперативами.
Роль государства в этом случае сводится
к тому, что оно бесплатно
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы согласования.
В настоящее время все
большую общественную поддержку
получает точка зрения в пользу реализации
целенаправленной экономико-политической
стратегии всеобъемлющего перехода
к постиндустриальному и