Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

Билеты по дисциплине «Экономическая теория»

Оглавление

Билеты:
1. Сущность и основные черты предприятия
2. Виды и формы предпринимательской деятельности
3. Организационные формы предприятий
4. Экономическое содержание, виды издержек производства
5. Классификация издержек производства
6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
8. Воспроизводство: сущность, виды, типы
9. Издержки производства, их виды и пути снижения
10. Спрос и предложение на рынке труда
11. Предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции
12. Предприятия в условиях чистой монополии
13. Предприятия в условиях олигополии
14. Бизнес-план: сущность, разделы
15. Малый и средний бизнес, их развитие в России
16. Предприятие (фирма) и его функции. Организационные формы предпринимательской деятельности
17. Процесс производства и его факторы
18. Национальное богатство и факторы его роста
19. НТП и НТР, их содержание и роль
20. Финансовая политика и ее роль
21. Экономические кризисы, их причины, антицикличное регулирование
22. Финансы и их функции
23. Инвестиции в экономику, источники и роль в развитии экономики
24. Частная и общее равновесие: их сущность. Классическая и кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия
25. Проблемы экономического роста в России, его типы и показатели
26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг
28. Национальный доход и его распределение
29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта
30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка
31. Инвестиционная деятельность государства
32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация
33. Методы государственного регулирования национальной экономики
34. Кредитно–денежная политика Центрального Банка
35. Методы социальной поддержки населения
36. Доходы и их классификация. Уровень и качество жизни, прожиточный уровень и его определение
37. Кейнсианская модель общего равновесия
38. Классическая модель общего равновесия
39. Цикличность экономического роста
40. Сущность налогов, их регулирующая и контролирующая функция
41. Экономические системы и их основные признаки
42. СОП и его формы. ВОП и КОП
43. Совокупный спрос и совокупное предложение, и факторы, влияющие на них
44. Переходный период и его сущность. Пути перехода к рыночной экономике
45. Модель воспроизводства К.Маркса, условия реализации СОП при простом и расширенном воспроизводстве
46. Роль государства в рыночной экономике
47. Основные факторы экономического роста
48. Содержание переходной экономики

Файлы: 1 файл

Билеты по эк.теории.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-го сектора превышает  доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем  в экономики, и наблюдается пик  развития, то налоговые поступления  увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг, которые мы покупаем у остального мира, называется  внешним торговым балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство  продает друг. странам больше, чем покупает у них, то оно имеет  активное дефицит внешне-торгового бюджета.

Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и международные займы (задолженность другим государствам и международным кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем выше  расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается для инвестиций и для потребления населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.              Национальный доход и его распределение

НД – это часть СОП за вычетом потребленных средств производства.

НД = СОП – Фв,   НД = ПП + НП

НД – это чистый продукт общества

Факторы, влияющие на рост НД:

  1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства
  2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий поскольку возможности роста численности ограничены

НД состоит из 2 фондов

  фонд потребления – это часть, которая направлена на удовлетворение потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы

  Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства, на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной сферы.

ЧНП – исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных налогов (таможенные пошлины).

ЧНП – это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы определять нац. доход по рын. ценам.

ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны с использованием только своих факторов производства. Различают:

Номинальный ВВП – это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного года.

Реальный ВВП – это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с помощью дефлятора.

Дефлятор – это индекс цен на все товары, услуги, используемый для соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины.

Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель «личный доход»

ЛД – это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.              Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта

Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг.

Экспорт – вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках.

Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны.

Реэкспорт – ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а вывоза в третьи страны.

Внешнеторговый баланс страны – вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту и импорту.

Внешнеторговый оборот страны – общая сумма экспорта и импорта.

Сальдо внешнеторгового оборота – разность между суммой экспорта и суммой импорта.

Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние на всю экономическую ситуацию в стране.

Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест, увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в стране.

Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к уменьшению ЧВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.              Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка

Международное разделение труда (МРТ) – это высшая ступень территориального разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Международное разделение труда является объективной основой становления  и развития международного обмена.

Масштаб и глубина МРТ определяется 2 факторами:

  1. различия в природно-климатических условиях и наличие природных ископаемых
  2. уровень развития производительных сил в странах-участницах МРТ

Мировой рынок – это исторически сложившаяся на базе промышленного производства и МРТ система торгово-экономических и финансово-кредитных отношений между странами. Он становиться ареной столкновения интересов различных государств и их хозяйствующих субъектов, конкурентной борьбы между ними, что предопределяет порой его нестабильность, а также высокую степень подвижности и изменение рыночной конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.              Инвестиционная деятельность государства

В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Непосредственно она находит свое выражение в гос. секторе, в котором накопление капитала на гос. предприятиях опред-ся соотв. нормативами. Одновременно гос-во, обладая поступлениями в бюджет либо определенную их часть непосредственно инвестирует в производство, транспорт, связь, инфраструктуру, жилье, развитие соцсферы, либо участвует в совместных проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора экономики.

  Изменяя инв. политику путем непосредственного наращивания или сокращения гос. капиталовложений, гос-во оказывает воздействие на общую экон. конъюнктуру в стране, развитие нац. экономики. Активизация инв. деятельности в гос. секторе провоцирует спрос на инв. товары, рабочую силу и в частном секторе.

  Гос-во, осуществляя собственные автономные инвестиции, имеет возможность вызывать мультипликационный эффект увеличения общ. продукта.

  создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов

  снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, и на доходы от реализации ожидаемой продукции

  льготное кредитование, выдача субсидий

  привлечение иностранного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.              Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация

Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность.

Приватизация -  ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой  рын. эк-ой.  Особенно приватизация важна для переходного периода.  Разгосударствление эк-ки - это многогранный процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия.  и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.

Сущ 2 направления развития эк-ки:

1)      путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность предприятий

2)      путем разгосударствления собственности.

Разг. с-ти  может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций.

Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.

Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.

Приват-ия - процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право непосредственного управления ими.

Финансовые источники приватизации:

1)      средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)

2)      заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг)

3)      личные средства

Объекты приватизации

1)      Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий.  Оборудования, здания, сооружения и т.д.

2)      Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.

Субъекты приватизации:

1)      граждане РФ

2)      юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности

3)      Трудовые коллективы гос-ых предприятий

4)      Иностранные инвесторы

5)      Лица без гражданства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.              Методы государственного регулирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно-кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных эффектов предпринимательской деятельности.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхова­ние на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией отходов про­изводства. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема несправедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Каналы регулирования:

  1. Налоговая, инвестиционная политика; таким путем должна создаваться рациональная структура производства. Существенным моментом финансовой политики является фискальная функция (налогообложение), она призвана обеспечить доходы бюджета, но она не должна душить, а стимулировать производство.
  2. Финансирование научно- технических программ (целевые программы)
  3. Дотация нерыночным секторам экономики (здравоохранение, образование, наука, культура)
  4. Особая значимость соц. политики. Гос-во разрабатывает и осущ-ет соцпрограммы, которые охватывают наиболее социально важные отрасли, обращают внимание на соц. слои общества.

Целью государственного регулирования национальной экономики является

  1. Эк-ская и соц. стабильность
  2. Укрепление сущ. строя внутри страны и за рубежом
  3. Адаптация к изменяющимся условиям сущ. строя

 

 

 

 

 

 

 

34.              Кредитно-денежная политика Центрального Банка

Центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми полномочиями и функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются: эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства; регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Резервные требования - часть резервов коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на специальных счетах центрального банка.  Денежный мультипликатор - экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение денежной массы или спроса на деньги, увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Численно мультипликатор больше единицы и равен отношению единицы к предельной склонности потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного валового внутреннего продукта к изменению объема инвестиций.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"