Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

Билеты по дисциплине «Экономическая теория»

Оглавление

Билеты:
1. Сущность и основные черты предприятия
2. Виды и формы предпринимательской деятельности
3. Организационные формы предприятий
4. Экономическое содержание, виды издержек производства
5. Классификация издержек производства
6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
8. Воспроизводство: сущность, виды, типы
9. Издержки производства, их виды и пути снижения
10. Спрос и предложение на рынке труда
11. Предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции
12. Предприятия в условиях чистой монополии
13. Предприятия в условиях олигополии
14. Бизнес-план: сущность, разделы
15. Малый и средний бизнес, их развитие в России
16. Предприятие (фирма) и его функции. Организационные формы предпринимательской деятельности
17. Процесс производства и его факторы
18. Национальное богатство и факторы его роста
19. НТП и НТР, их содержание и роль
20. Финансовая политика и ее роль
21. Экономические кризисы, их причины, антицикличное регулирование
22. Финансы и их функции
23. Инвестиции в экономику, источники и роль в развитии экономики
24. Частная и общее равновесие: их сущность. Классическая и кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия
25. Проблемы экономического роста в России, его типы и показатели
26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг
28. Национальный доход и его распределение
29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта
30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка
31. Инвестиционная деятельность государства
32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация
33. Методы государственного регулирования национальной экономики
34. Кредитно–денежная политика Центрального Банка
35. Методы социальной поддержки населения
36. Доходы и их классификация. Уровень и качество жизни, прожиточный уровень и его определение
37. Кейнсианская модель общего равновесия
38. Классическая модель общего равновесия
39. Цикличность экономического роста
40. Сущность налогов, их регулирующая и контролирующая функция
41. Экономические системы и их основные признаки
42. СОП и его формы. ВОП и КОП
43. Совокупный спрос и совокупное предложение, и факторы, влияющие на них
44. Переходный период и его сущность. Пути перехода к рыночной экономике
45. Модель воспроизводства К.Маркса, условия реализации СОП при простом и расширенном воспроизводстве
46. Роль государства в рыночной экономике
47. Основные факторы экономического роста
48. Содержание переходной экономики

Файлы: 1 файл

Билеты по эк.теории.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.

С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между общими доходами от продажи товаров и издержками производства.

В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.

Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.              Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный механизм стихийного регулирования пропорций об­щественного производства. Она порождается объективны­ми условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.

Совершенная  конкуренция  это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одна из моделей - монополия, для которой характер­ны:

  Единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

  Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

  Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной конкуренции является моно­полистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

Существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

Продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и непохожими условиями их продажи;

Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Моделью несовершенной конкуренции является олиго­полия, для которой характерны:

1        наличие нескольких фирм;

2        тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный); контроль над ценой;

3        наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

4        неценовая конкуренция, особенно при дифференциа­ции цен.

Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широ­кие возможности дифференциации отраслевого продукта,

Методы конкурентной борьбы. В современных усло­виях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лише­ние конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискри­минации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борь­бы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для посто­янных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.              Воспроизводство: сущность, виды, типы

Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Процесс воспроизводства включает в себя следующие четыре фазы: производство, распределе­ние, обмен и потребление.

Производство - это исходный пункт, в котором со­здается продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в жизни общества. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на приспособление предметов природы с целью удовлетворения материальныхпотребностей.

Распределение - фаза воспроизводства, где происходят распределение. Во-первых, распределение результатов общественного про­изводства; во-вторых, ресурсов, или факторов производства.

Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда.

Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза вос­производства. Различают личное и производственное (про­изводительное) потребление.

Все фазы воспроизводства взаимосвязаны, взаимодей­ствуют, находятся в единстве.

Различают: индивидуальное воспроизводство относится к отд. предприятиям, эк. объектам.

Общественное воспроизводство охватывает всю совокупность эк. объектов данного общества (в масштабе всего н/х). При этом общ. производство – это непростая сумма инд. производств; это совокупность той взаимосвязи, в которой находятся действительно все инд. эк. объекты.

Простое и расширенное воспроизводство. При про­стом воспроизводстве – это когда масштабы производства не меняются, а весь прибавочный продукт идет на потребление. Факторы производства остаются неизменными. Простое воспроизводство было типично, характерно для докапита­листических систем. При капитализме оно выступает как основа, момент расширенного воспроизводства. Расширен­ное воспроизводство – это когда масштабы производства растут, а часть прибавочного продукта идет на производственные цели (капитализируется, т.е. превращается в капитал). Превращение части приб. стоимости в капитал Маркс называл накопление капитала. Иногда в обществе имеет место суженное (убывающее) воспроиз­водство. Это происходит тогда, когда сокращаются масштабы производства, это может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов.

Два типа расширенного воспроизводства: экстен­сивный и интенсивный. Первый осуществляется за счет вовлечения дополнительных трудовых и природных ресур­сов, основных и оборотных фондов без изменения их технической основы, однако за счет него нельзя увел-ть нац. доход на душу населения, поэтому преобладает второй тип. Он осуществляется за счет НТП, организации труда, совершенство­вания средств производства и роста производительности труда.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.              Издержки производства, их виды и пути снижения

Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:

5)        Уровень цен

6)        Величина прибыли

7)        Конкурентоспособность

8)        Положение на рынке

В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату.

Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.

Классификация издержек производства:

Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).

Издержки производства в зависимости от:

4)        Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.

Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.

5)        Для измерения издержек на производство еденицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы ( если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)

6)        В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.

Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.

Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:

Явные – те фактические затраты на производство продукции

Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

7)        С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.

Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.

Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.

8)        С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.

Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.

Факторы, влияющие на издержки производства:

а)    цены на ресурсы, их повышение увел-ет издержки производства, поэтому понижается совокупное предложение;

б)    рост производительности труда увел-ет объем производства и совокупное предложение;

в)    правовое регулирование (налоги, субсидии), если увеличиваются налоги, то совокупное предложение сокращается;

г)    предпринимательские способности

 

 

 

10.              Спрос и предложение на рынке труда

Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отно­шений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-по­литической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является поня­тие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения стра­ны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производст­ва товаров и услуг. Численность экономически активного насе­ления включает занятых и безработных. К занятым относятся лица: работающие по трудовому дого­вору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, про­ходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по во­просам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"