Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть рынок труда, проанализировать необходимость его регулирования.

В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:

- в первой главе рассмотреть рынок труда и условия его функционирования,

- в второй главе проанализировать необходимость регулирования рынка труда,

- в третьей главе описать перспективы развития рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

1. Рынок труда: условия функционирования и модели………………………..…4

2. Необходимость регулирования рынка труда……………………………….…..9

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда…………………………...…..9

2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России…………………………………………………………………….…...……11

2.3 Правовое регулирование рынка труда………………………………….....16

3. Перспективы развития рынка труда……………………………..…………….19

Заключение………………………………………………………………………....24

Библиографический список …………………………………………………..…..25

Приложение………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Экон.теория.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Спрос на рынке труда представляет собой  совокупность спроса на ресурсы труда  страны при любой цене на них.

    Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

    Спрос на рынке труда зависит от:

    •  деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

    •  технического уровня производства;

    •  ситуации в инвестиционной сфере;

    •  сложившегося уровня заработной платы;

    •  налоговой политики.

    Предложение на рынке труда зависит от :

    •  демографической ситуации (численности  и половозрастного состава населения);

    •  внутренней и внешней миграции трудоспособного  населения;

    •  уровня заработной платы;

    •  альтернативной стоимости труда, возможности  получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

    К основным рычагам саморегулирования  рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

    На  рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.

    Повышение общего уровня труда реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.

    Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищённости населения.

    Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

    В процессе саморегулирования рынка  труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.

    Предприниматель будет стремиться туда, где норма  прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.

    Доход фирмы является экономической основой  её инвестиционной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его колличественно-качественный состав.

    Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда  на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников даёт ему прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

    Таким образом механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъёме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наёмных работников за счёт быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечно итоге ведут к росту безработицы.

    Цена  труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причём под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путём в течение какого либо периода.      

2.2 Государственное  регулирование рынка  труда и его необходимость в России. 

    Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственно воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

    Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству.

    В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения.

    Они связаны с практическим воплощением  в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих раз странах Запада. Их взгляды исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей.

    Выходом из положения является, как считают  неоклассики, известное  дерегулирование рынка труда, т. е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

    Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли (4, с. 246).

    Но  в работах Дж. М. Кейнса эта теория подвергалась критике. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции (3, с. 315).

    Применительно к сегодняшним российским условиям регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

    Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости. Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

    Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

    Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

    Обострение  проблемы занятости в этом случае просто неизбежно (См. приложение). Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

    Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

    · появление рыночного ориентированного, защищённого государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

    · привлечение внутренних и иностранных  инвестиций;

    · обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально технической базы.

    Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учётом личного трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определённого регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

    Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

    Для обеспечения занятости населения  велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно соперничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

    Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющимися как в старых, так и новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

Информация о работе Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели