Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть рынок труда, проанализировать необходимость его регулирования.

В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:

- в первой главе рассмотреть рынок труда и условия его функционирования,

- в второй главе проанализировать необходимость регулирования рынка труда,

- в третьей главе описать перспективы развития рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

1. Рынок труда: условия функционирования и модели………………………..…4

2. Необходимость регулирования рынка труда……………………………….…..9

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда…………………………...…..9

2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России…………………………………………………………………….…...……11

2.3 Правовое регулирование рынка труда………………………………….....16

3. Перспективы развития рынка труда……………………………..…………….19

Заключение………………………………………………………………………....24

Библиографический список …………………………………………………..…..25

Приложение………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Экон.теория.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

    

    2.3 Правовое регулирование  рынка труда

    Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде.

    Условия трудовых отношений, возникающих в  процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.

    Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать  равноправие, взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю.

    Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях. Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

    Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

    С учётом изложенного к основным принципам  регулирования трудовых отношений можно отнести следующее:

    · признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;

    · учёт интересов работников и работодателей, государственная защита

их интересов;

    · гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета

личности перед интересами производства;

    · учёт особенностей специфических категорий трудящихся и характера

    отдельных видов работ при разработке механизма  регулирования трудовых отношений;

    · установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

    В заключение следует отметить, что  само по себе наличие должным образом подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто с не отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантируемые государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

Глава 3. Перспективы развития рынка труда 

    16 февраля 2007 г. Правительство РФ приняло Концепцию развития рынка труда на 2007-2011 гг. Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. Премьер-министр РФ М. Фрадков возлагает на концепцию большие надежды и утверждает, что сделан первый, хотя и запоздалый шаг в направлении стимулирования и развития рынка труда.

    На  ближайшие три года план-минимум  таков:

    - перераспределение работников по территории страны, корректировка объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям;

    - изменение отношения к высшему образованию;

    - исправление дисбаланса в структуре занятости за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь, по заказам работодателя;

    - совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости;

    повышение минимального размера оплаты труда (на начало 2007 года он составлял 4,9 тыс. рублей) до уровня прожиточного минимума для трудоспособного гражданина;

    Обращает  на себя внимание то обстоятельство, что  в России речь в основном идет о  защите интересов работодателя и  государства, тогда как в фокусе беспокойства западной общественности — сам работник с его страхами и незащищенностью перед лицом глобальных процессов. Эта характерная особенность проявляется по всем направлениям. В качестве примера можно рассмотреть работу национальных служб занятости. Если в некоторых странах Запада законодательство обязывает работодателей заявлять о своих вакансиях, то в России «служба занятости населения имеет право... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе» (1, ст.27).

    Что касается принципов работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным стандартам. «Государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (1, ст.12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (1, ст.26 п.1). Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.

    Вопросы профессиональной подготовки в западных странах также находится под контролем государства. Несомненно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, однако на Западе к этому вопросу относятся очень щепетильно, так как осознают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто формируется в контексте сложившейся ситуации, без элемента стратегического прогнозирования (в качестве примера можно привести «кризис перепроизводства» юристов и экономистов, возникший под влиянием тенденций 90-х гг. ХХ века).

    Существующая  сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. Наконец, у государственной службы занятости все еще нет собственных квалифицированных кадров для учебно-курсовой сети, опытных инструкторов и преподавателей. При этом из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.

    Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».

    Как известно, любая модернизация может быть проведена двумя способами: по горизонтали и по вертикали. С одной стороны, сами работодатели могут сделать свои вакансии более привлекательными, предлагая разнообразные курсы, стажировки, предоставляя персоналу возможность переподготовки и повышения квалификации. Однако выстраивание концепции взаимодействий в рамках отрасли было и остается задачей государства.

      На мой взгляд, рынок труда необходимо рассматривать без отрыва от остальных сфер жизни общества. В частности, современный демографический кризис в России, равно как и проблемы миграционной политики, непосредственно влияют на состояние сферы занятости.

    По  прогнозам с 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения  в РФ составит 9 млн. человек. Ожидается  также естественная убыль населения вследствие длительной тенденции к старению во всех федеральных округах, хотя и с уменьшением ее интенсивности. В любом случае даже явные позитивные демографические сдвиги не смогут дать результаты в короткие сроки. По мнению ряда экспертов, России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. Некоторые авторитетные ученые даже высказывают тезис, что «любая миграция является благом для страны». На наш взгляд, это опасное заблуждение. В погоне за экономической выгодой не следует забывать о необходимости сохранения традиционного этнокультурного баланса страны. Для будущего важно не только количество, но и качество иностранной рабочей силы.

    Современное состояние рынка  труда в России.

    Основные  проблемные места современного рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:

    1. Повышение уровня безработицы.

    2. Деформация структуры занятости.

    За  последние годы сократилось число  занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ. Нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Еще до распада Советского Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься как удел неспособной молодежи. Ныне же средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, — предпенсионный, и в ближайшее время не стоит ждать чудес.

    3. Миграция.

    Число легализованных мигрантов за последнее  время значительно выросло и  на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ.

     4. Трудоустройство молодежи.

    Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются  разнообразные мероприятия:

    - компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных «ученических» рабочих мест;

    - открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству;

    - социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;

    - широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);

    - создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;

    В контексте перечисленных проблем  можно выделить следующие стратегии  их решения:

    во-первых, необходимо наладить систему комплексного информирования населения о существующих возможностях решения проблемы занятости;

    во-вторых, следует проводить целенаправленную информационную работу по нейтрализации негативных стереотипов в отношении сферы образования и трудоустройства;

Информация о работе Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели