Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть рынок труда, проанализировать необходимость его регулирования.
В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:
- в первой главе рассмотреть рынок труда и условия его функционирования,
- в второй главе проанализировать необходимость регулирования рынка труда,
- в третьей главе описать перспективы развития рынка труда.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Рынок труда: условия функционирования и модели………………………..…4
2. Необходимость регулирования рынка труда……………………………….…..9
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда…………………………...…..9
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России…………………………………………………………………….…...……11
2.3 Правовое регулирование рынка труда………………………………….....16
3. Перспективы развития рынка труда……………………………..…………….19
Заключение………………………………………………………………………....24
Библиографический список …………………………………………………..…..25
Приложение………………………………………………………………………...26
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.
2.3 Правовое регулирование рынка труда
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде.
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях. Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учётом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующее:
· признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
· учёт интересов работников и работодателей, государственная защита
их интересов;
· гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета
личности перед интересами производства;
· учёт особенностей специфических категорий трудящихся и характера
отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
· установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто с не отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантируемые государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
Глава 3. Перспективы
развития рынка труда
16 февраля 2007 г. Правительство РФ приняло Концепцию развития рынка труда на 2007-2011 гг. Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. Премьер-министр РФ М. Фрадков возлагает на концепцию большие надежды и утверждает, что сделан первый, хотя и запоздалый шаг в направлении стимулирования и развития рынка труда.
На ближайшие три года план-минимум таков:
- перераспределение работников по территории страны, корректировка объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям;
- изменение отношения к высшему образованию;
- исправление дисбаланса в структуре занятости за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь, по заказам работодателя;
- совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости;
повышение минимального размера оплаты труда (на начало 2007 года он составлял 4,9 тыс. рублей) до уровня прожиточного минимума для трудоспособного гражданина;
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в России речь в основном идет о защите интересов работодателя и государства, тогда как в фокусе беспокойства западной общественности — сам работник с его страхами и незащищенностью перед лицом глобальных процессов. Эта характерная особенность проявляется по всем направлениям. В качестве примера можно рассмотреть работу национальных служб занятости. Если в некоторых странах Запада законодательство обязывает работодателей заявлять о своих вакансиях, то в России «служба занятости населения имеет право... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе» (1, ст.27).
Что касается принципов работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным стандартам. «Государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (1, ст.12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (1, ст.26 п.1). Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.
Вопросы профессиональной подготовки в западных странах также находится под контролем государства. Несомненно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, однако на Западе к этому вопросу относятся очень щепетильно, так как осознают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто формируется в контексте сложившейся ситуации, без элемента стратегического прогнозирования (в качестве примера можно привести «кризис перепроизводства» юристов и экономистов, возникший под влиянием тенденций 90-х гг. ХХ века).
Существующая сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. Наконец, у государственной службы занятости все еще нет собственных квалифицированных кадров для учебно-курсовой сети, опытных инструкторов и преподавателей. При этом из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.
Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».
Как известно, любая модернизация может быть проведена двумя способами: по горизонтали и по вертикали. С одной стороны, сами работодатели могут сделать свои вакансии более привлекательными, предлагая разнообразные курсы, стажировки, предоставляя персоналу возможность переподготовки и повышения квалификации. Однако выстраивание концепции взаимодействий в рамках отрасли было и остается задачей государства.
На мой взгляд, рынок труда необходимо рассматривать без отрыва от остальных сфер жизни общества. В частности, современный демографический кризис в России, равно как и проблемы миграционной политики, непосредственно влияют на состояние сферы занятости.
По
прогнозам с 2005 по 2015 год естественная
убыль трудоспособного
Современное состояние рынка труда в России.
Основные проблемные места современного рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:
1. Повышение уровня безработицы.
2. Деформация структуры занятости.
За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ. Нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Еще до распада Советского Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься как удел неспособной молодежи. Ныне же средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, — предпенсионный, и в ближайшее время не стоит ждать чудес.
3. Миграция.
Число легализованных мигрантов за последнее время значительно выросло и на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ.
4. Трудоустройство молодежи.
Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются разнообразные мероприятия:
- компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных «ученических» рабочих мест;
- открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству;
- социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;
- широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);
- создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;
В
контексте перечисленных
во-первых, необходимо наладить систему комплексного информирования населения о существующих возможностях решения проблемы занятости;
во-вторых,
следует проводить
Информация о работе Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели