Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть рынок труда, проанализировать необходимость его регулирования.

В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:

- в первой главе рассмотреть рынок труда и условия его функционирования,

- в второй главе проанализировать необходимость регулирования рынка труда,

- в третьей главе описать перспективы развития рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

1. Рынок труда: условия функционирования и модели………………………..…4

2. Необходимость регулирования рынка труда……………………………….…..9

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда…………………………...…..9

2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России…………………………………………………………………….…...……11

2.3 Правовое регулирование рынка труда………………………………….....16

3. Перспективы развития рынка труда……………………………..…………….19

Заключение………………………………………………………………………....24

Библиографический список …………………………………………………..…..25

Приложение………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Экон.теория.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    в-третьих, необходимо провести переподготовку специалистов служб занятости и других профильных подразделений, непосредственно работающих с населением, направленную на развитие навыков эффективной коммуникации;

    в-четвертых, способствовать повышению активности общественных организаций в области  решения проблемы занятости (им доверяет достаточно большое количество населения  — 10%);

    в-пятых, повысить контроль над качественным составом миграционных потоков, фильтрация которых будет способствовать изменению отношения россиян к трудовым мигрантам в лучшую сторону.

    Таким образом, одна из причин низкой эффективности политики на рынке труда — это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.

    Поэтому отечественная политика в сфере  занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.

    Если  отвлечься от благих пожеланий и  стратегических ориентиров, можно сделать  вывод, что последствиями реализации предложенного варианта Концепции  для работодателя и соискателя вакансий может стать:

    - возрождение некой формы госзаказа на специалистов (хотя механизм ее внедрения еще не определен);

    - косвенное ограничение свободы выбора частных образовательных и карьерных стратегий.

 

     Заключение

    В заключении хочу сказать, что рынок  труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей законодательного регулирования трудовых отношений.

    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

    Что касается, степени вмешательства  государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам  с развитой рыночной социально ориентированной  экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

    В нашей же экономике рано говорить о построении эффективной социальной экономики. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

    Библиографический список:

    1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации"

    2. Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. -- Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;

    3. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2004, 784 с.

    4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М: Соцэкгиз, 1962. 684 с.

    5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.

 

Приложение

Текущая ситуация на зарегистрированном рынке труда и  деятельность органов  государственной  службы занятости  Новосибирской области  

(оперативная  информация на 03.03.10 г.)

С 1 января по 2 марта 2010 года в государственные бюджетные учреждения Новосибирской области центры занятости населения (далее - центры занятости) обратились за содействием в поиске подходящей работы 15,2 тыс. чел. С 1 января по 2 марта 2010 года были признаны безработными 10,1 тыс. чел., за последнюю неделю - 1,6 тыс. чел.

По информации предприятий, поступившей в центры занятости, с 1 января по 2 марта 2010 года были уволены в связи с ликвидацией  организации либо сокращением численности  или штата работников 3351 человек, из них 1967 человек трудоустроено, 808 человек были признаны безработными.

Согласно  распоряжению руководителя департамента труда и занятости населения, во всех организациях, представивших  информацию о планируемом увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности более 10% от среднесписочной численности (или более 15 человек), центрами занятости проводятся все необходимые мероприятия в соответствии с законодательством о занятости, в том числе:

- консультирование работников кадровых служб организаций по вопросам законодательства о труде и занятости, ответственности за нарушение трудовых прав работников, о формах взаимодействия со службой занятости по сохранению персонала;

- контрольные мероприятия по соблюдению работодателями законодательства по отношению к работникам (во взаимодействии с государственными инспекторами труда и профсоюзными организациями);

- предоставление работникам на территории самих организаций государственных услуг в области занятости населения, в том числе по содействию в трудоустройстве в случае увольнения. При этом используются такие формы как ярмарки вакансий, индивидуальное консультирование с направлением на существующие вакансии в других организациях, открытие в крупных организациях постоянных консультационных пунктов.

Трудоустройство. С 1 января по 2 марта 2010 года при содействии центров занятости нашли работу (доходное занятие) 8,4 тыс. чел. С начала 2010 года на общественные и временные работы трудоустроено 2,5 тыс. чел., в том числе 1074 гражданина, находящихся под угрозой увольнения (занятых неполное рабочее время). 19 человек организовали собственное дело.

С начала 2010 года трудоустроено на стажировку 11 выпускников учреждений профессионального  образования в целях приобретения ими опыта работы.

Обучение. К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 1,3 тыс. безработных граждан, по программе опережающего обучения - 44 работника, находящихся под угрозой увольнения.

Вакансии. С 1 января по 2 марта 2010 года зарегистрировано 17,9 тыс. вакансий. Основная доля вакансий, заявленных за последнюю неделю, приходится на обрабатывающие производства - 28,6%; оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 23,6%; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 12,6%; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 6,8%; здравоохранение и предоставление персональных услуг - 6,2%; образование - 5,0%; строительство - 4,8%; транспорт и связь - 3,3%; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение - 2,7%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 2,4%; гостиницы и рестораны - 1,9%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,7%; финансовую деятельность - 0,4%. На 03.03.10 г. заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 17,2 тыс. чел.

Уровень безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области  на 03.03.10 г. составил 2,2% от экономически активного населения.

Информация о работе Рынок труда: сущность, условия функционирования, модели