Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать типы рыночных структур, в частности – монополию.
Задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику товарного хозяйства;
Исследовать механизм функционирования рынка;
Провести анализ типов рыночных структур
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Общая характеристика товарного хозяйства 5
1.2 Рынок и механизм его функционирования 7
1.3 Анализ типов рыночных структур 11
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РФ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 20
2.1 Общие черты несовершенной конкуренции 20
2.2 Чистая монополия 21
2.3 Монополистическая конкуренция 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.
Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.
Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.
Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.
Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.18
Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:
Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.
В экономической теории монополия является одной из наиболее противоречивых, но в то же время одной из наиболее интересных тем. Разные ведущие экономисты постоянно старались высказать свои мысли по поводу этой темы.
Среди причин появления монополий указываются разные предпосылки. Некоторые считают, что это был объективный процесс, другие твердят, что они были созданы искусственно.
Формы монополий существуют разнообразные, в данной работе я старалась их описать, и общей тенденцией развития разных монополистических форм является их путь от простейших образований (таких как картели) к сверхбольшим и над могущественным, примерами которых могут служить современные многоотраслевые концерны и конгломераты.
Монополия, как экономический процесс, имеет определенные последствия от результатов своей деятельности. Основная часть из них была перечислена в работе, и следует отметить, что среди этих последствий, как и везде, есть положительные, а есть и отрицательные стороны. И реальность на сегодня такая, что отрицательные, к сожалению, намного преобладают.
Чтобы предотвратить некоторые из этих отрицательных последствий, государство было вынуждено проводить регулирующую антимонопольную политику, в состав которой входит издание разных актов, которые имеют силу законов, ограничение сферы влияния монополистических объединений и, конечно, применение разных санкций к нарушителям. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
В заключении также можно сказать, что влияние монополий на развитие мирового хозяйства было разнообразным, вредным и полезным, и соответствующим может быть отношения к ним разных людей, тем не менее их существование - это часть истории развития мирового общественного производства, и сущность этого противоречивого явления некогда не оставит равнодушным ведущих специалистов экономики.
1 Поликарпова Т.И. Экономическая теория. - М., 2008
2 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
3 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
4 Поликарпова Т.И. Экономическая теория. - М., 2008
5 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
6 Поликарпова Т.И. Экономическая теория. - М., 2008
7 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
8 Кулешова А.Б. Конкуренция. - М., 2009
9 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
10 Кулешова А.Б. Конкуренция. - М., 2009
11 Кулешова А.Б. Конкуренция. - М., 2009
12 Сален П. Конкуренция. - М., 2008
13 Поликарпова Т.И. Экономическая теория. - М., 2008
14 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
15 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб., 2009
16 Сален П. Конкуренция. - М., 2008
17 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб., 2009
18 Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. – М., 2010
Информация о работе Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства