Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать типы рыночных структур, в частности – монополию.
Задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику товарного хозяйства;
Исследовать механизм функционирования рынка;
Провести анализ типов рыночных структур
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Общая характеристика товарного хозяйства 5
1.2 Рынок и механизм его функционирования 7
1.3 Анализ типов рыночных структур 11
ГЛАВА 2 МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РФ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 20
2.1 Общие черты несовершенной конкуренции 20
2.2 Чистая монополия 21
2.3 Монополистическая конкуренция 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли, что приводит к неэффективности распределения ресурсов, когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).
Предметом исследования в курсовой работе выступает монополия и характер ее влияния на экономику. Объектом исследования в курсовой работе выступают различные типы рыночных структур.
Цель курсовой работы – исследовать типы рыночных структур, в частности – монополию.
Задачи курсовой работы:
Хозяйственная деятельность человека прошла долгий путь развития и менялась под воздействием развития производительных сил. Соответственно менялись и формы ее общественной организации.1
Исторически первой формой общественного хозяйства является натуральное хозяйство. Определяющая черта натурального хозяйства — производство продуктов для собственного потребления.
Товарное хозяйство возникает и развивается как противоположность натуральному. Это хозяйство, в котором продукция производится не для собственного потребления, а для продажи. Товарная организация хозяйства характеризует собой специфический способ отношений между производителем и потребителем через обмен, через рынок.
Для возникновения и развития товарного хозяйства необходимы два условия:2
Необходимо различать простое и капиталистическое товарное производство.
Простое товарное производство основано на личном труде производителя. Его целью является удовлетворение собственных потребностей путем обмена продуктов.
Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде (рабочая сила становится товаром). Его цель — получение прибыли. Повсеместное распространение наемный труд получил в XX в. В настоящее время в развитых странах среди трудоспособного населения доля лиц наемного труда превышает 80%.
В условиях товарного хозяйства произведенная продукция становится товаром.
Товар — это продукт труда для продажи и обмена. Следовательно, товар должен обладать способностью удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность, т.е. быть полезным человеку. Свойство вещи быть полезной человеку, удовлетворять его потребность, называется потребительной стоимостью товара. Другое свойство товара —меновая стоимость — способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции. Чтобы стать товаром, продукт должен пройти фазу обмена, т.е. перейти из рук производителя в руки потребителя. Следовательно, товар — продукт меновых отношений. Вне этих отношений нет товара. Если цветы вы подарили — это подарок, если их продали — это товар.
Здесь возникает новый вопрос: Что лежит в основе обмена товаров? Почему товары с разными потребительскими свойствами могут быть обменены друг на друга? Для ответа на эти вопросы обратимся к таким понятиям как стоимость и полезность.
Основу теории стоимости (трудовой теории стоимости) заложили представители классической политэкономии В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Дальнейшее развитие она получила в работах К. Маркса и других экономистов. Согласно этой теории, общим для всех товаров и потому соизмеримым является труд, затраченный на их производство. Стоимость товара — это овеществленный в товаре абстрактный труд. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, выраженными общественно необходимым рабочем временем, т. е временем, в течение которого произведена основная масса товара. Стоимость создается в процессе производства, но выявляется при обмене на рынке. Согласно закону стоимости обмен осуществляется по ценам, в основе которых лежит стоимость. Колебания цен происходят вокруг стоимости.
По иному объясняет проблему измерения и соизмерения благ при обмене теория предельной полезности. По мнению ее авторов (К. Менгер, Ф. Визер, Е. фон Бем-Баверк), в основе обмена лежит полезность товара, а не труд. Но полезность — это характеристика качества вещей, отличающихся друг от друга. По мере насыщения потребности в данном товаре его полезность убывает. Цена продукта будет определяться предельной полезностью последней его единицы, причем предельная полезность — это приращение полезности каждой последующей единицы товара.
Таким образом, теория трудовой стоимости и теория предельной полезности отражают разные стороны товара. Первая — объективное содержание отношений между людьми, а вторая — субъективные оценки людей в экономических отношениях.
Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок.
В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.
Основные свойства экономики рыночного типа:3
Субъекты (участники) рынка:
Объекты рынка — товары и деньги.
Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.
Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:4
Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.
Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.
Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.
Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.
Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.
Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:5
Для нормального функционирования рынка
необходимы организационно-
Информация о работе Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства