Таким
образом, инфраструктура
рынка - это совокупность посредников
на рынке, обеспечивающих эффективные
взаимоотношения между непосредственными
производителями и потребителями товаров,
между конечными заемщиками и кредиторами.
Функционирование
рыночной инфраструктуры имеет двойственный
характер: с одной стороны, это
обслуживание рыночных субъектов, с
другой — воспроизводство трудовых
ресурсов, самого человека, т. е. фактора,
который непосредственно участвует
на рынке.
Функции
инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение
участникам рыночных отношений реализации
их интересов;
- повышение
оперативности и эффективности работы
рыночных субъектов на основе специализации
отдельных субъектов экономики и видов
деятельности;
- организационное
оформление рыночных отношений;
- облегчение
форм юридического и экономического контроля,
государственного и общественного регулирования
деловой практики;
- подготовка
специалистов для эффективного функционирования
рынка.
Изменение
в экономике страны не могут не
отразиться на ее структурных институтах:
учреждениях, организациях, обслуживающих
взаимодействие отдельных частей экономики,
в том числе и на инфраструктуре
рынка.
Продуктом
инфраструктуры является посредническая
услуга. Услуга – это особый товар,
существующий только в момент его
производства. Можно выделить две
основные функции инфраструктуры рыночного
типа (или рыночной инфраструктуры
в широком смысле), обусловленные
природой рыночной экономики:
- Обеспечение
бесперебойного функционирования хозяйственных
взаимосвязей и взаимодействия субъектов
рыночной экономики;
- Регулирование
движения товарно-денежных потоков.
В
настоящее время многие средние
и крупные промышленные корпорации
не желая обременить себя издержками,
связанными с приобретением вспомогательных
услуг на рынке (т.е. у институтов
инфраструктуры), имеют их в своем
составе. Это позволяет им освободиться
от соответствующих трансакционных
издержек, производя нужные услуги
своими силами. Возникающая экономия
при трансформации трансакционных
издержек независимых рыночных субъектов
в управленческие внутрифирменные
издержки может быть довольно значительной.
Таким образом, корпорации заинтересованы
как в создании объектов рыночной
инфраструктуры, в своем составе,
так и в их эффективном функционировании.
2.2
Виды инфраструктуры
Сегодня
выделяют производственную инфраструктуру,
обслуживающую производство (транспорт,
связь, оптовая торговля и т. д.), социальную
инфраструктуру — совокупность объектов
отраслей сфер обслуживания (транспорта
и связей по обслуживанию населения,
образования, здравоохранения, социального
обеспечения и т. д.), деятельность
которых направлена на удовлетворение
личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности
и интеллектуального развития населения,
а также инфраструктуру рынка.
Практически
все исследователи этой проблемы
включают в рыночную инфраструктуру
товарные, фондовые, валютные биржи, биржи
труда. В более широком аспекте
к рыночной инфраструктуре относят
также оптовую и розничную
торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие
банки, страховые, инвестиционные и
финансовые компании, что также не
вызывает сомнений в причислении
их к посредникам.
В
учебнике "Экономическая теория"
под редакцией А.А. Кочеткова перечислены
следующие основные элементы инфраструктуры
современного рынка:
- биржи (товарные,
сырьевые, фондовые, валютные);
- аукционы,
ярмарки и другие формы организационного
не биржевого посредничества;
- кредитная
система и коммерческие банки;
- эмиссионная
система и эмиссионные банки;
- система регулирования
занятости населения и центр государственного
и негосударственного содействия занятости
(биржа труда);
- информационные
технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая
система и налоговая инспекция;
- система страхования
хозяйственного коммерческого риска и
страховые компании;
- специальные
рекламные агентства, информационные
центры и агентства средств массовой информации;
- торговые
палаты, другие общественные, добровольные
и государственные объединения (ассоциации)
деловых кругов;
- таможенная
система;
- профсоюзы
работающих по найму;
- коммерческо-выставочные
комплексы;
- система высшего
и среднего экономического образования;
- аудиторские
компании;
- консультативные
(консалтинговые) компании;
- общественные
и государственные фонды, предназначенные
для стимулирования деловой активности;
- специальные
зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура
призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов, элементы
инфраструктуры не навязаны извне, а
порождены самими рыночными отношениями.
Спорным
же, по нашему мнению, является вопрос
о включении в рыночную инфраструктуру
налоговой и таможенной системы,
как это осуществляет ряд экономистов.
Добровольность, экономическая независимость
являются признаками отношений субъектов
рынка. Налоговые и таможенные службы,
государственные инспекции не являются
субъектами рынка, их функции принуждающие,
контролирующие и инспектирующие, они
являются субъектами государственного
регулирования рынка. Следовательно,
если рыночную инфраструктуру обозначать
как совокупность рыночных посредников,
то субъекты государственного регулирования
к ним никак не относятся.
Вместе
с тем, включение в рыночную инфраструктуру
не зависит от формы собственности,
посреднические компании могут быть
и государственными, и частными.
В
рыночную инфраструктуру входят различного
типа посредники, каждый из которых
имеет особое предназначение на рынке,
вследствие этого возникает необходимость
их классификации. Посредники, составляющие
рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные
отличия в зависимости от типа
рынка, на котором они действуют.
Посредников на рынках средств труда,
предметов потребления, услуг и
информации целесообразно обозначить
как торговых посредников. В отдельные
группы следует выделить финансовых
посредников, действующих на финансовом
рынке, и посредников на рынке
труда (Приложение 4).
К
общему перечню видов рыночной инфраструктуры
следует отнести следующие группы
услуг: консалтинговые; маркетинговые;
лизинговые; компьютерные и связанные
с ними услуги (в том числе программного
обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные;
электронной коммерции; юридические;
концессионные; транспортно-экспедиционные;
логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские
(включая брокерские); посреднические;
инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские,
аналитические и проектные; услуги
дизайна, брэндирования и рекламы;
финансовые (включая венчурные, а
также услуги кредитования, страховые);
риэлторские (связанные с землей,
недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность);
аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие;
инвестиционные; патентные; услуги экспертизы
по различным аспектам; сертификационные;
услуги по стандартизации (техническому
регулированию); услуги по метрологии
(обеспечению единства измерений); аккредитационные;
регистрационные; выставочно-ярмарочные;
услуги по обучению, переподготовке кадров;
по подбору и расстановке персонала;
экологические услуги; услуги охраны
и сопровождения и др.
Необходимо
подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных
многообразных услуг, предоставляемых
рыночной инфраструктурой, несмотря на
межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой
характер, тем не менее, имеет некоторые
общие признаки, которые следует
обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных
услуг в значительно большей
степени отвечает требованиям конкурентного
рынка и менее подвержен монополизации.
Во-вторых, рассматриваемые услуги
ориентированы на многие категории
потребителей (в том числе на хозяйствующих
субъектов, домашние хозяйства, отдельных
людей и групп сообщества), в
связи с чем, не нуждается в
глубокой сегментации. В-третьих, рынок
данных услуг отличается большей
конъюнктурностью и непредсказуемостью
по сравнению с рынками ряда других
услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных,
услуг телефонной связи и общественного
транспорта). В-четвертых, рынок услуг
данного рода обладает значительным
динамизмом и в то же время определенной
гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет
к комбинированию услуг, предоставлению
их в различных сочетаниях (наборах
и комплексах) как внутри групп
услуг, так и в межгрупповых комбинациях.
В-шестых, для подобных услуг характерна
большая степень локализации, т.е.
привязки к определенной территории
(региону, городу, группе районов, населенных
пунктов). Указанные характерные
черты играют значительную роль в
практическом функционировании и развитии
услуг рыночной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночная
экономика - это экономика, базирующаяся
на частной собственности, которая
обеспечивает экономическую свободу
субъектов экономических отношений,
и на рыночном механизме координации
их действий.
Объективное
существование товарного производства
и товарно-денежных отношений делает
столь же необходимым и существование
рынка. Рынок представляет собой
совокупность социально-экономических
отношений людей в сфере обмена,
посредством которых осуществляется
сбыт товаров по рыночной цене.
Существование
рынка предполагает, что производство
носит товарный характер, т.е. продукты
производятся для продажи, обмена. Условиями
существования товарного хозяйства
являются: общественное разделение труда,
которое базируется на принципе сравнительных
преимуществ - способности отдельного
производителя производить товар
с относительно меньшими альтернативными
издержками; экономическая обособленность
товаропроизводителей на базе частной
собственности и обмен как
форма связи между обособленными
и самостоятельными товаропроизводителями.
Необходимым
условием нормального функционирования
рынков является наличие рыночной инфраструктуры
- совокупности отраслей, систем, фирм,
опосредующих акты купли-продажи, совершаемые
на рынке.
На
основе системного подхода к определению
содержания рыночной инфраструктуры сформулировано
определение рыночной инфраструктуры
как совокупности институтов, технологий,
норм, обеспечивающие воспроизводство
устойчивых экономических отношений
и создающих условия для эффективного
и динамичного функционирования
различных рынков.
Рынок
выполняет ряд функций
основными из которых являются: ценообразующая,
распределительная, координирующая, стимулирующая,
оздоравливающая.
Основные
элементы инфраструктуры современного
рынка: биржи (товарные, фондовые, валютные
и т.п.); аукционы, ярмарки и другие формы
организационного небиржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
государственные и негосударственные
службы занятости; информационные технологии
и средства деловой коммуникации; рекламные
агентства; торговые палаты; аудиторские
компании и т.д.
Мировой
финансовый кризис лишь обострил структурные
проблемы российской экономики, но их
изначальной причиной явились существующие
с советских времен диспропорции,
высокая монополизация и отсутствие
конкуренции. Для преодоления экономического
кризиса необходимо не только осуществлять
стимулирующую денежно-кредитную
и бюджетную политику, но и продолжить
институциональные реформы, повышать
качество управления и эффективности
работы государства и бизнеса. Предстоит
разработать новую модель развития,
которая должна основываться на конкуренции,
привлечении зарубежных инвесторов,
совершенствовании институтов, обслуживающих
российский фондовый рынок, расширении
государственно-частного партнерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Астапов К.
Ключевая задача российской экономики:
в условиях мирового финансового
кризиса формировать новые возможности
развития // Общество и экономика.- 2009.-
№ 8.- С. 79-92.
- Ахтариева
Л.Г. Системная модернизация региональной
рыночной инфраструктуры // Проблемы современной
экономики.- 2008.- № 3.
- Ахтариева
Л.Г., Богданов А.В., Зайнашева З.Г. Развитие
региональной рыночной инфраструктуры
в современных условиях (теоретический
и практический аспекты) – Уфа, 2007.
- Гурова Т.,
Полунин Ю. Инфраструктура для национального
рынка // Эксперт.- 2007.- № 1/2. - С. 10-14.
- Инфраструктура
рынка: проблемы и перспективы: Ученые
записки. - Ростов н/Д, 2007.- Вып. 13. - 307 с.
- Иохин В.Я.
Экономическая теория: Учебник.- М., 2007.
- Касимов О.
В. Функции рыночной инфраструктуры в
экономической системе // Вестн. Саратовского
гос. соц.-эконом. ун-та.- 2009.- № 3.- С. 56-58.
- Максимова
В.Ф. Микроэкономика: Учеб.-метод. комплекс.-
М., 2009.
- Понизов П.
Формирование комплексного механизма
государственно-частного партнерства
// Общество и экономика.- 2009.- № 8.- С. 158-178.
- Региональные
исследования за рубежом.- М., 1973.
- Рыночная
экономика: понятия, термины, механизмы
рыночной экономики.- М., 2007.
- Стерликов
П. Ф. Формирование современных представлений
о функциях государства и рынка в экономике
// Экономические науки.- 2007.- № 1. - С. 23-27.
- Тюрина А.Д.
Микроэкономика: Конспект лекций.- М., 2009.
- Экономическая
теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И.
Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб., 2008.
- Экономическая
теория: Учебник / Под общ. ред. А. А. Кочеткова.-
М., 2007.
- Юсупова
А. Т. Структурные особенности современных
российских отраслевых рынков // Регион:
экономика и социология.- 2009.- № 4.- С. 175-194.
- Сухарев
О. С. Структурные проблемы экономики России:
теоретическое обоснование и практические
решения: Монография.- М. , 2010