Рынок, его структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной инфраструктуры.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

    В целом можно назвать несколько  причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.

  1. Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей.
  2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.
  3. Свободный обмен ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

    Модель  экономики рыночного типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

    Но  сам по себе обмен не равносилен существованию рынка, так же как  и общественное разделение труда  — достаточному условию его развития. Общественное разделение труда —  необходимое, но недостаточное условие  существования рынка.

    Таким условием является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т. е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений.

    Основу  рыночной экономики составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.

    Еще одним условием функционирования рыночной экономики является создание рыночной инфраструктуры. 

 

    

    1.2 Функции рынка

 

    Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей — удовлетворением  потребностей. Иными словами, рынок  так или иначе производит распределение  факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской  деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной  жизни и выполняет для этого  ряд функций.

    Основная  и самая важная функция рыночной системы — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

    Вторая  функция рынка — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

    Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

    Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую  всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

    Стихийно  протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая  рынком информация позволяет каждому  участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение  с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты  и действия.

    Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

    Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

    В экономике с развитым типом совершенной  конкуренции товаропроизводители  создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка.

    Кроме вышеперечисленных функций, рынок  оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное  и рациональное использование всех производственных факторов.

    Выделяют  также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

    Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует  санирующий механизм рынка. И все  же монополизация нигде не подавляет  конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

    В России общее количество малых предприятий  в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование  и вновь создаваемых предприятий  сравнялось.

    Рынок в определенной степени социально  ориентирован. Это проявляется в  производстве товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения многообразных  потребностей, в расширении спектра  товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических  решений. 

 

    

    1.3 Структура рынка

 

    Рынок в целом характеризуется богатой  и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям (Приложение 3).

    Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и  продукции (товаров и услуг).

    По  объектам обмена различают рынок  товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и  научно-технических разработок.

    "Рынок  товаров можно представить состоящим  из товаров, идущих в производственное  потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для  личного потребления (рынок предметов  потребления).

    Рынок средств производства обычно рассматривают  в отраслевом аспекте. Наиболее укрупнено  его можно представить в виде рынков:

  1. Топлива и минерального сырья;
  2. Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;
  3. Объектов промышленного строительства;
  4. Машин и оборудования;
  5. Научно-технических знаний.

    Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности  на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое  обслуживание после продажи, что  сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.

    На  рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, знания и  опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

    Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров  длительного и краткосрочного пользования.

    Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.

    Рынок услуг — это купля-продажа  услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических  и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах  в 50-е гг.

    Рынок капиталов в зависимости от объекта  купли-продажи делится на рынок  денег и рынок ценных бумаг. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи" [25, С.209].

    В рынок включены элементы, непосредственно  связанные с обеспечением производства, а также элементы материального  и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и  духовной сферой. В соответствии с  этим рынок имеет многообразную  структуру.

    В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который  ограничивается одним или несколькими  районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура