Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры.
По типу конкуренции различают:
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В
соответствии с действующим
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
По
своей структуре рынок
Границы
рынка в самом общем виде охватывают
обмен, акты купли-продажи продукции
и услуг, и в массе своей
представляют сложную систему, требующую
затрат труда и соответствующего
материально-технического обеспечения.
Рынок должен располагать соответствующей
инфраструктурой, от процесса ее функционирования
и развития зависит создание конкурентной
рыночной среды и активизация
предпринимательской
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную.
Понятие "рыночная инфраструктура" было введено в экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране.
Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.
"Infra" в переводе с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.
"Несмотря
на широкое использование
Одни
понимают под инфраструктурой только
систему производственного
Известна
и такая точка зрения, согласно
которой инфраструктура составляет
накопленное материальное богатство,
как совокупность объектов и сооружений,
обеспечивающих необходимые материально-
Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую.
В западной экономической теории не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.
Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансфермационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура".
В одном из Интернет–источников рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. При этом отмечается, что институты различаются по своей природе, характеру и назначению. "Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают". Что характеризовать рыночную инфраструктуру только как совокупность институтов и элементов, подразделяющихся в зависимости от видов рынка, явно недостаточно.
Общественной
первопричиной возникновения
Таким
образом, формирование рыночной инфраструктуры
в нашей стране уходит корнями
вглубь общемировых рыночных отношений
и общественного разделения труда,
является результатом социально-
Академик Г.Л.Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как "совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования". Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как основание, базис, фундамент рынка, что вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.
Попыткой более полно раскрыть характер обслуживания рынка институтами рыночной инфраструктуры представляется предложение экономистами другой дефиниции, определяющей ее как "совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений: продавцами и покупателями". Здесь подчеркивается основное предназначение инфраструктуры рынка - обеспечение эффективного взаимодействия между участниками рыночных отношений. Вместе с тем, называть одних субъектов рыночных отношений основными, а, следовательно, других, т.е. институты рыночной инфраструктуры, - неосновными - экономически некорректно, так как с точки зрения участия в актах купли-продажи все названные субъекты рыночных отношений абсолютно равноправны.
К недостаткам этих и многих других определений рыночной инфраструктуры можно отнести превалирование организационно-правового подхода, с точки зрения построения наиболее приемлемой для дефиниции, следует, во-первых, перейти на уровень сущности деятельности, особого качества труда, и с этой стороны обозначить рыночную инфраструктуру как совокупность посредников на рынке. Во-вторых, необходимо определить принципиальное отличие труда посредников от прочих участников рыночных отношений.
Рынок,
как сфера взаимодействия продавцов
и покупателей, связанных системой
обменных, товарно-денежных отношений,
включает в себя как непосредственных
производителей и потребителей товаров,
так и представителей рыночной инфраструктуры
- посредников. С точки зрения участия
в товарно-обменных отношениях все
участники рынка абсолютно