Рынок: понятие,структура,инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие,классификация рынка

1.Основные понятия,функции рынка
2.Инфраструктура рынка
Глава II ?

2.1 Анализ инфраструктуры Российской Федерации

2.2. Роль Российской Федерации в формировании инфраструктуры рынка

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая(исправление1).doc

— 274.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации 

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Башкирский Государственный  Университет»

    Стерлитамакский филиал  
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине «Экономическая теория»

    На  тему: «Рынок: понятие,структура,инфраструктура» 
 
 
 

                                                                                          Выполнил:

                                                                                      Студент 1 курса ОДО(5 лет)

                                                                                      «БУАиА»

                                                                                      Группа №13 Семёнов И.М.

                                                                                     Проверил:

                                                                                      асс. Абдулхакова Р.И. 
 

    Стерлитамак 2010

    Содержание

Введение

Глава 1. Понятие,классификация рынка

    1. Основные понятия,функции рынка
    2. Инфраструктура рынка

Глава II ?

2.1  Анализ  инфраструктуры Российской Федерации

2.2. Роль Российской  Федерации в формировании инфраструктуры  рынка  

Заключение

Список использованной литературы

 

 

    Введение 

    Не  соотв. требованиям 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Рынок…….

    1.1. Основные понятия, функции рынка.

    Рынок — многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его  определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте. Исходя из этого основными элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

    Важнейшим базовым отношением субъектов рынка  являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.

    Потребностьнадобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

    Вполне  естественно, что каждое отдельное  предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному  рынку бессмысленно. Поэтому в  практическом маркетинге1 абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения, предприятие должно определить — что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности.

      Сущность рынка находит свое  выражение в его экономических и социальные функциях. Мировой  и  национальный  опыт  показывает,  что  рынок  оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества.  Можно  выделить  следующие основные экономические функции рынка:

    1.Информационная  функция. Ее суть состоит в  том,  что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.  п.)  рынок,  как гигантский  компьютер,собирает,перерабатывает и выдает обобщенную информацию  в рамках  той экономической территории,  которую  он  охватывает,  информирует  общество   о   состоянии экономики;

    2.Посредническая  функция.  Рынок   соединяет   в   единую   систему экономически   обособленных,   товаропроизводителей   и   потребителей. В результате  продавцы и покупатели  находят  друг  друга,  у  каждого  из  них появляется  возможность  выбрать  и  подходящего   покупателя,   и   нужного продавца;

    3.Регулирующая  функция. Рынок дает ответы  на вопросы: «что  производить?»,  «как  производить?»,  «для  кого   производить?».   На   основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт   бесконечный   перелив капиталов и ресурсов,  что в конечном  счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

    4.Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты  и,  следовательно,  индивидуальные стоимости и цены. Между тем  рынок  признаёт  лишь  общественно  необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены,  которые  одновременно отражают  и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

    5.Функция  экономичности потребления, сокращение  издержек обращения  в сфере   потребления  (затрат   покупателей   на   приобретение   товаров)   и соразмерности спроса населения с заработной платой.

    6.Стимулирующая   функция.  Ориентир  рыночных  цен  на  общественный уровень   затрат,   на   учет   спроса   потребителей   побуждает    каждого товаропроизводителя экономить  свои  индивидуальные  затраты  и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об  экономии  затрат  на приобретение  товаров,  побуждает соизмерять  уровень спроса   с   уровнем доходов.

    7.Эквивалентная  функция. Рынок  сопоставляет  индивидуальные  затраты труда  отдельного производителя с общественным  «эталоном», соизмеряя  затраты  и результаты, а также выявляя  ценность товара.

    8.Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает  динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.  Он  как бы взрывает старую структуру хозяйства и  на  каждом  новом  этапе  развития формирует новую структуру. Разумеется, этот  процесс  тяжелый,  мучительный, болезненный,  но  он  -  реальность.  Яркий  и  наглядный  пример   тому- структурная перестройка хозяйства в современной России;

    9.Санирующая, оздоровительная функция. В этом  смысле рынок напоминает санитара, который убирает из  хозяйства   все  устаревшее,  больное,  очищает общественное   производство    от    устаревших    отраслей,    экономически нежизнеспособных   хозяйствующих   субъектов   и   даст   дорогу    отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что  и  этот процесс является болезненным, мучительным, ибо  он  ускоряет  гибель  слабых хозяйств;

    10.Дифференцирующая  функция.  Рынок   расслаивает,   дифференцирует товаропроизводителей,   т.   с.   обогащает   одних   и   разоряет   других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести  лет, что,  как  правило,  из  каждых  трех   начинающих   предпринимателей   двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

    вывод 
 

    
    1. Инфраструктура  рынка

    В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья, которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений – производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями.

    Рыночная  инфраструктура может быть правильно  понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода1. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.

      Характеризуя рыночную инфраструктуру, следует    исходить из того, что на развитие экономики  влияют не только объективные,  но и субъективные факторы, при этом роль последних в современных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов.

    Чтобы подойти к определению именно рыночной инфраструктуры, необходимо исходить из понятия инфраструктуры как таковой. Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века).    Любая сложная система (как природная, так и социальная) определенным образом структурирована и включает в себя ряд подсистем. Как система в целом, так, и ее отдельные подсистемы выполняют некую совокупность субординированных функций. Функции вообще – это способ отправления сущности системы или ее отдельных подсистем. Существует целевая функция всей системы, выражающая общую направленность ее развития, и другие важные функции, характеризующие ее существование и развитие как единого целого. В то же время отдельные подсистемы данной системы выполняют свои специфические функции, в зависимости от иерархии их взаимодействия с системой в целом и между собой. Система характеризуется наличием своих объектов, субъектов и их взаимодействия, которое обеспечивает воспроизводство и развитие системы.

    С этой точки зрения инфраструктура в любой социально-экономической системе–это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Но ограничиться признанием этого обстоятельства нельзя. Помимо обеспечивающей  функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной.

    Впервые термин «инфраструктура» был использован  в экономическом анализе для  обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных  сил (начало ХХ века).

    В 40-е годы на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

    В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась  в 70-е годы.

    Инфраструктура  – это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

    Применительно к рынку как самостоятельной  подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. В целом, рыночная инфраструктура с точки зрения своего происхождения, или природы, есть не что иное, как институционализированная трансакция1. Такой подход вытекает из товарно-денежной природы рыночной экономики, представляющей собой потоки товаров, ресурсов и денежных средств, непрерывно двигающиеся через посредство столь же непрерывно совершаемых сделок (трансакций). В свою очередь, трансакции заключаются и исполняются при посредстве целой системы институтов, вплетенных в ткань экономической системы  и представляющих ее инфраструктуру. Развитой рыночной экономике свойственна и соответствующая сеть институтов. Конечно, в принципе, трансакции могут совершаться и без использования институтов. Такое возможно только на начальных перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сложился. Но рано или поздно трансакции постепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах. Поэтому рыночная инфраструктура и выступает институционализированной формой трансакций.                

Информация о работе Рынок: понятие,структура,инфраструктура