Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
· охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
· определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;
· указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Рынок ценных бумаг как составная часть рыночной экономики
1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его функции
1.2 Организационная структура рынка ценных бумаг
1.3 Сущность ценных бумаг и их классификация
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

моя ккр курсовая рынок ценных бумаг.docx

— 119.70 Кб (Скачать)

 

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так  и на предъявителя, процентными, и  беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с  ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

 

В настоящее время структура  рынка государственных ценных бумаг  в РБ представлена следующими ценными  бумагами [50, с.31]:

 

•  краткосрочные государственные  облигации (ГКО) со сроком

обращения до одного года. Облигации  выпускаются от имени Совета Министров  Республики Беларусь Министерством  финансов с целью привлечения  временно свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

 

•  долгосрочные государственные  облигации (ДГО) со сроком обращения  один год и более. Эти облигации  также выпускаются Министерством  финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также  могут выступать предметом залоговых  обязательств;

 

•  государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и  более. ГДО выпускаются Министерством  финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

 

• краткосрочные обязательства  Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

 

Наибольшим спросом у  инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные  и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

 

Государственные облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный  бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

 

 

Владельцами государственных  краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и  государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и  более) (ГДО) могут быть юридические  как резиденты, так и нерезиденты  Республики Беларусь.

 

Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения  Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей  на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается  номинальная стоимость.

 

Процентный доход может  выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

 

В процессе выпуска ГКО  рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального  банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную  и средневзвешенную цены продажи  облигаций.

 

В первом полугодии 2008 года в  РБ сделки с ценными бумагами осуществляло 44 профучастника.

 

Информация о количестве сделок за 1-е полугодие 2007 и 2008 гг. в  разрезе видов ценных бумаг представлена в таблице 2 согласно приложению 1.

 

Необходимо отметить, что  общее количество сделок за первое полугодие текущего года составило 14 562, что на 9 % больше, чем за соответствующий  период прошлого года. При этом суммарный  объем сделок увеличился в 4,1 раза и  составил 43 602,1 млрд. белорусских рублей.

 

Значительное увеличение объема сделок с ценными бумагами произошло в связи с активизацией рынка облигаций юридических  лиц, в первую очередь облигаций  банков. Количество сделок с указанными ценными бумагами увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,2 раза, а объем сделок - в 40 раз.

 

Вместе с тем, значительное увеличение объема сделок произошло  также с государственными облигациями (в 2,7 раза), облигациями Национального  банка Республики Беларусь (в 6,2 раза), облигациями нерезидентов – в 1,8 раза.

 

Необходимо также отметить увеличение количества и объема сделок с акциями в 3,4 раза и 2,2 раза соответственно.

 

Кроме того, на внебиржевом  рынке профучастниками зарегистрированы 5 702 сделки на общую сумму 650,9 млрд. белорусских рублей.

 

Количество зарегистрированных сделок, в которых профучастник не выступал стороной сделки, уменьшилось в 1,8 раза, а их объем уменьшился в 8,6 раза.

 

В 2007 году было отмечено резкое увеличение объема сделок на внебиржевом  рынке в связи с тем, что  Фондом государственного имущества  Государственного комитета по имуществу  Республики Беларусь была зарегистрирована сделка с акциями ОАО «Белтрансгаз». Без учета этой сделки объем сделок, зарегистрированных профучастниками на внебиржевом рынке, также увеличился.

 

Из общего количества сделок, совершенных профучастниками за 1-е полугодие 2008 года, сделки с облигациями составляют 91 % (13254 сделок), с акциями – 8,5 % (1252 сделки), с векселями – 0,006 % (1 сделка), с депозитными сертификатами – 0,08 % (13 сделок), с производными и прочими ценными бумагами – 0,28 % (42 сделки).

 

В общем объеме сделок сделки с облигациями составляют 99,8 % (43524,726 млрд. белорусских рублей). Объем  сделок с акциями составил 0,08 % (37,5 млрд. белорусских рублей), с депозитными  сертификатами – 0,001 % (635 млн. белорусских  рублей), с производными и прочими  ценными бумагами – 0,08 % (39,2 млрд. белорусских  рублей).

 

Основными задачами, поставленными  перед Департаментом по ценным бумагам  на ближайшее время, являются обеспечение  максимального содействия в проведении организациями республики работы по выпуску корпоративных облигаций, совершенствование условий осуществления  профессиональной деятельности по ценным бумагам, развитие институтов долгосрочных накоплений, устранение регулятивных препятствий в сфере развития институтов инфраструктуры фондового  рынка, что в целом призвано способствовать активизации интеграции Республики Беларусь в международную финансовую систему.

 

В целях реализации поставленных задач работа будет осуществляться по следующим основным направлениям:

 

1)  стимулирование потенциальных  эмитентов осуществлять заимствования  посредством выпуска корпоративных  облигаций;

 

2)  совершенствование инфраструктуры  рынка ценных бумаг, в целях  стимулирования инвестиционной  деятельности и обеспечения притока  капитала в экономику Республики  Беларусь;

 

3)  пресечение манипулирования  на финансовом рынке;

 

4)  создание нормативно-правовой  базы для выпуска и обращения  новых финансовых инструментов;

 

5)  повышения роли фондового  рынка в перераспределении ресурсов, расширения практики привлечения  инвестиций с использованием  инструментов фондового рынка;

 

6)  интеграция рынков  ценных бумаг Республики Беларусь  и зарубежных стран для обеспечения  возможности их консолидации  и увеличения объемов обращающихся  на них инвестиционных ресурсов.

 

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом  режима перехода отечественных и  иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации, а также  льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов  от деятельности с ценными бумагами.

 

В процессе становления и  развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение  деятельности на фондовом рынке и  доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка  ценных бумаг

 

21 января 2008 года совместным  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь и Национального  банка Республики Беларусь утверждена  Программа развития рынка корпоративных  ценных бумаг Республики Беларусь  на 2008 – 2010 годы (далее - Программа).

 

Главная цель Программы –  создание необходимых условий для  становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка  ценных бумаг как составной части  финансового рынка в Республике Беларусь, интегрированного в мировой  рынок ценных бумаг и способствующего  привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

 

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:

 

- совершенствование налогового  законодательства в части снижения  ставки налога на доходы, полученные  от операций с ценными бумагами;

 

- снятие ограничений на  отчуждение акций;

 

- приведение норм, регулирующих  применение особого права («золотой  акции») государства на участие  в управлении хозяйственными  обществами в соответствие с  международными правилами;

 

-повышение эффективности  управления государственной собственностью;

 

- создание института коллективных  инвесторов;

 

- внедрение новых инструментов  фондового рынка;

 

- выход предприятий республики  на зарубежные рынки ценных  бумаг.

 

Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

 

1)  Социальная справедливость  — создание равных возможностей  и упрощение условий доступа  инвесторов и посредников на  рынок финансовых ресурсов, недопущение  монопольных проявлений и дискриминации  прав и свобод субъектов рынка  ценных бумаг.

 

2)  Надежная защита инвесторов  — создание необходимых условий  (социально-политических, экономических,  правовых) для реализации интересов  субъектов рынка ценных бумаг  и обеспечение защиты их имущественных  прав.

 

3)  Регулирование —  образование гибкой и эффективной  системы регулирования рынка  ценных бумаг.

 

4)  Контролирование —  создание надежного действенного  механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика  злоупотреблений и преступности  на рынке ценных бумаг.

 

5)  Эффективность —  максимальная реализация потенциальных  возможностей рынка ценных бумаг,  направленных на мобилизацию  и размещение финансовых ресурсов  в перспективные сферы национальной  экономики, что благоприятствует  росту экономики и удовлетворению  жизненных потребностей населения. .

 

6)  Правовой порядок  — создание развитой правовой  инфраструктуры, обеспечивающей деятельность  рынка ценных бумаг, которая  четко регламентирует правила  поведения и взаимоотношения  его субъектов.

 

7)  Прозрачность и открытость  — обеспечение инвесторов полной  и доступной информацией, касающейся  условий выпуска и оборота  на рынке ценных бумаг; гласность  финансово-хозяйственной деятельности  эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

 

8)  Конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

 

9)  Целостность — обеспечение  функционирования единой биржевой  системы, основой которой являются  республиканская фондовая биржа,  депозитарные и клиринговые системы  по ценным бумагам. Принцип  целостности требует применения  единых правил совершения сделок  на рынке ценных бумаг на  всей территории Республики Беларусь.

 

Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг  в республике являются:

 

—преобладание первичного рынка  над вторичным, низкая ликвидность  рынка ценных бумаг (возможность  их реализации на рынке, способность  к отчуждению), вследствие чего уже  сформированный фондовый рынок не выполняет  своей важнейшей функции —  перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

Информация о работе Рынок ценных бумаг