Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
· охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
· определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;
· указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Рынок ценных бумаг как составная часть рыночной экономики
1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его функции
1.2 Организационная структура рынка ценных бумаг
1.3 Сущность ценных бумаг и их классификация
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

моя ккр курсовая рынок ценных бумаг.docx

— 119.70 Кб (Скачать)

 

—недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

 

Однако заметим, что Государственным  комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию  рынка ценных бумаг. Существует множество  вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра  его инструментов.

 

С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.

 

Необходимым условием для  этого должна стать институциональная  сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и  связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий  ценных бумаг, инвестиционные фонды  и коммерческие банки. Центральный  депозитарий должен войти в международную  сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных  организаций по стандартизации для  обеспечения представительства  субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов  на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

 

В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное  сотрудничество в рамках Совета руководителей  уполномоченных органов по регулированию  рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

Работа в области совершенствования  нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим  основным направлениям:

 

1)  разработка проекта  Указа Президента Республики  Беларусь «Об одобрении Концепции  развития финансового рынка Республики  Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция  определяет целевые ориентиры,  задачи и направления развития  финансовой системы;

 

2)  принятие и реализация  Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;

 

3)  совершенствование действующего  законодательства в области рынка  ценных бумаг.

 

В 1 полугодии 2008 года разработано 6 проектов нормативных правовых актов, из них: зарегистрированы и включены в Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь

 

1) Указ Президента Республики  Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 «О внесении дополнений и изменения  в Указ Президента Республики  Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277»  Упрощенный порядок выпуска биржевых  облигаций (без регистрации выпуска  облигаций в Государственном  реестре ценных бумаг, регистрации  проспекта эмиссии и необходимости  заверения краткой информации) позволит  предприятиям привлекать ресурсы  с меньшими временными и финансовыми  затратами, что значительно снижает стоимость заимствования и повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций. Ожидается, что привлечение заемных средств посредством выпуска облигаций, с учетом снижения затрат на их выпуск, станет эффективным и распространенным инструментом заимствования среди субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

 

1)  Декрет Президента  Республики Беларусь от 20 марта  2008 г. № 5 «О внесении изменений  и дополнений в Декрет Президента  Республики Беларусь от 23 декабря  1999 г. № 43» (далее Декрет  № 5) разработан в целях реализации  мероприятий Программы развития  рынка корпоративных ценных бумаг  на 2008-2010 годы, с учетом комплексного  подхода к совершенствованию  налогового законодательства, направлен  на устранение факторов, сдерживающих  развитие рынка корпоративных ценных бумаг (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 1/9554). В соответствии с Декретом № 5, снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов,предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями юридических и физических лиц РБ, выпущенными в течение пяти лет за период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Кроме того, Декретом № 5 предусмотрено, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Данные изменения в законодательстве создают условия для активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций и основы стабильно функционирующего и развитого фондового рынка;

 

2)  постановление Совета  Министров Республики Беларусь  «О внесении изменений и дополнений  в постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 22 октября  2007 г. № 1380», предусматривающее  упрощение административных процедур  путем сокращения сроков государственной  регистрации ценных бумаг в  Государственном реестре ценных  бумаг и сокращения перечня  документов, необходимых для совершения  указанных действий (зарегистрировано  в Национальном реестре правовых  актов Республики Беларусь 25 октября  2007 г. № 5/26015);

 

3)  постановление Совета  Министров Республики Беларусь  «О внесении изменения в постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740»,  устанавливающее, что сделки купли-продажи  на территории Республики Беларусь  акций открытых акционерных обществ  совершаются только на биржевом  рынке, за исключением отдельных  случаев отчуждения ценных бумаг  (зарегистрировано в Национальном  реестре правовых актов Республики  Беларусь 20 ноября 2000 г. № 5/4546);

 

4)  постановление Министерства  финансов Республики Беларусь  от 28 февраля 2008 г. № 27 «О внесении  изменений и дополнений в некоторые  нормативные правовые акты, регулирующие  рынок ценных бумаг» (зарегистрировано  в Национальном реестре правовых  актов Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. N 8/18718), разработанное в целях  приведения нормативных правовых  актов в соответствие с Законом  Республики Беларусь от 26 декабря  2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины».

 

5)  постановление Министерства  финансов Республики Беларусь, Правления  Национального банка Республики  Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении инструкции о  раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 8/18312).

 

Совместно с управлением  методологии бухгалтерского учета  и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь подготовлено постановление  Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении  Инструкции о порядке расчета  стоимости чистых активов и признании  утратившими силу некоторых нормативных  правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июля 2008 г. № 8/19137).

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

 

Несмотря на многие проблемы, существующие при функционировании Фондового рынка Республики Беларусь, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Кроме того, он играет важную роль в  системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим  для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

 

Говоря об эффективной  работе с ценными бумагами, необходимо учитывать их инвестиционное качество. Это оценка того, насколько ценная бумага ликвидна, способна приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента.

 

Высокая инфляция и кризисная  ситуация в экономике республики, неприученность инвесторов к вложениям средств в ценные бумаги, политическая нестабильность, высочайшие значения рисков на микроэкономическом уровне (например, риска невозврата долга, процентного риска и т.д.) - все эти факторы требуют, чтобы эмитенты и инвестиционные институты с особой тщательностью конструировали условия выпуска и обращения ценных бумаг, находили такие их модификации, которые бы соответствовали интересам инвесторов в этот период.

 

Таким образом фондовый рынок существует не только для государственных ценных бумаг. Госбумаги обслуживают непроизводственный сектор экономики. А уровень жизни каждого гражданина зависит от качества работы производства. Субъекты хозяйствования и профессиональные участники рынка ценных бумаг осознают необходимость активизации этого сегмента экономики. Их готовность к конструктивной работе фактически будет означать существенный прогресс в процессе модернизации реального сектора экономики Республики Беларусь.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итог курсовой работе, посвященной рынку государственных  ценных бумаг как составной части  финансовой системой Республики Беларусь.

 

Рынок ценных бумаг или  рынок финансовых активов представляет собой систему экономических  отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

 

Товаром на рынке ценных бумаг  являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми  активами.

 

Назначение и основная задача рынка ценных бумаг состоит  в обеспечении нормального функционирования всех отраслей экономики путем инвестирования через продажу финансовых активов  в их хозяйственную деятельность крупных капиталов.

 

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его  функции, которые условно можно  разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

 

Структуру рынка ценных бумаг  составляют:

 

•  субъекты (участники) рынка;

 

•  информационно-правовая инфраструктура;

 

•  ценные бумаги различного вида как рыночный товар;

 

•  организационно-экономический механизм функционирования рынка.

 

Подводя итог вопросу о  развитии и становлении рынка  ценных бумаг в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы.

 

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут подразделяться на государственные и частные (корпоративные).

 

Частные, или корпоративные  ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями  любой формы собственности.

 

Более развитым сегментом  рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных  ценных бумаг. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные  ценные бумаги обращаются на вторичном  рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

 

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом  которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

 

В настоящее время структура  рынка государственных ценных бумаг  в РБ представлена следующими ценными  бумагами:

 

•  краткосрочные государственные  облигации (ГКО);

 

•  долгосрочные государственные  облигации (ДГО);

 

•  государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);

 

• краткосрочные обязательства  Национального банка (КО);

 

Наибольшим спросом у  инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные  и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

 

К настоящему времени в  Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем  не менее, нуждается в корректировке  и совершенствовании. Беларусь характеризуется  довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

 

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

 

·  усовершенствования системы  биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

 

·  совершенствование системы  депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

 

·  проведения комплекса  мероприятий по совершенствованию  нормативной базы, регулирующей рынок  корпоративных ценных бумаг, включая  раскрытие информации об эмитенте;

Информация о работе Рынок ценных бумаг