Роль центрального банка в регулировании денежной массы и кредитного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1 МЕСТО И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Сущность, функции и операции центральных банков 6-14
Центральный банк как главное звено кредитной системы 15-19
Функции и операции Национального Банка Республики Казахстан 19-22

ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Денежно – кредитная и кредитная политика Республики Казахстан 23-25
2.2 Денежные агрегаты Национального Банка в Республике Казахстан 25-26
2.3 Валютное регулирование и контроль 27-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

Ведущим методом  регулирования является учетная политика.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение  рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и  валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

Изменение процентной ставки центрального банка  особенно активно используется в  условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.

Существенное  воздействие на кредитные ресурсы  коммерческих банков, на их возможности  предоставлять ссуды оказывает  изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам  регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной  стороны, оно гарантирует минимальный  уровень ликвидности коммерческих банков, с другой - используется как  важный инструмент денежно-кредитной  политики центрального банка.

В странах  с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем  имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних  и соответственно их возможности  предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению  ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования  краткосрочных процентных ставок традиционно  применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими  и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа  их ограничивает наличность денежного  рынка и ведет к повышению  рыночных ставок процента. Если центральный  банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает  поддержку банкам, покупая у них  краткосрочные ценные бумаги и векселя  по текущим рыночным ставкам.

Традиционным  средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких  обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в  результате расширения спроса на них).

Увеличение  цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая  определяется отношением суммы купонного  дохода по облигации к ее рыночному  курсу.

Уменьшение  фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа  облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение  их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа  ценных бумаг оказывает влияние  на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

В целом  операции на открытом рынке различаются  в зависимости от:

- Условий  сделки: купля-продажа за наличные  или купля на срок с обязательной  обратной продажей - так называемые  обратные операции (операции РЕПО);

- Объектов  сделок: операции с государственными  или частными бумагами;

- Срочности  сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции  с ценными бумагами;

- Сферы проведения  операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг  или на небанковском секторе  рынка; 

- Способа  установления ставок: определяемых  или центральным банком или  рынком.

Денежно-кредитную  политику следует рассматривать  в широком и узком смысле.

- В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

- В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи  центральным банком иностранной  валюты на национальную на валютном рынке. Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа  роста денежной массы в национальной экономики или регулирование  валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели.

Когда центральный  банк продает или покупает иностранную  валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и  предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк Казахстана продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве  стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и  увеличении золотовалютных резервов.

Механизм эмиссии  предопределяет характер кредитного обеспечения  банкнот. Эмиссия банкнот при  кредитовании банков обеспечена векселями  и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной  валюты - соответственно золотом и  иностранной валютой.

Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется  взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной  операции центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно  сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.

Сказанное не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или  государству связана с новым  выпуском банкнот.

Такие кредиты могут  зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в  центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные  счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета).

К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные  операции представлены двумя видами:

- ссуды коммерческим  банкам и государству под залог  коммерческих векселей (акцептованных  солидными банками), казначейских  векселей, государственных облигаций  и других ценных бумаг; 

- учетные операции - покупка центральным банком  векселей у государства и банков.

Покупка векселей у  коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный  учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между  суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при  покупке векселя, и суммой, которая  будет получена с должника по векселю  при наступлении срока его  погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой  центральный банк предоставляет  ссуды коммерческим банкам и переучитывает  их векселя, называется официальной  учетной ставкой, или учетной  ставкой центрального банка.

Банковские инвестиции - это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства.

Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается  банком на рынке ценных бумаг.

Соответственно  основными кредиторами государства  выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные  учреждения, компании, население.

Важной, а нередко  главной целью покупки центральным  банком государственных ценных бумаг  является регулирование ликвидности  банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

1.2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее  время Республика Казахстан имеет  двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан  представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка  Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

Организационно - правовое оформление двухуровневой банковской системы произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Дальнейшее совершенствование и реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года «О Национальном банке Республики Казахстан», Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О банках в Республике Казахстан», Постановления Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года№ 2044 «Об утверждении Программы реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 сентября 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

Национальный  Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.

Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка  регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона «О Национальном банке Республики Казахстан».

Национальный  Банк Казахстана является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного  хозрасчета и, совместно с подведомственными ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения.

Национальный  Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения Национального  Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную эмблему. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы.

Информация о работе Роль центрального банка в регулировании денежной массы и кредитного обращения