Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1 МЕСТО И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Сущность, функции и операции центральных банков 6-14
Центральный банк как главное звено кредитной системы 15-19
Функции и операции Национального Банка Республики Казахстан 19-22
ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Денежно – кредитная и кредитная политика Республики Казахстан 23-25
2.2 Денежные агрегаты Национального Банка в Республике Казахстан 25-26
2.3 Валютное регулирование и контроль 27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-32
В качестве
инструментов регулирования краткосрочной
ликвидности банковской системы
использовались: операции с краткосрочными
нотами, операции с государственными
ценными бумагами на открытом рынке,
регулирование официальных
Биржевой курс тенге по отношению к доллару
США понизился за год на 5,2% (в 2008 году -
64,6%) и составил на конец года 145,40 тенге
за 1 доллар США
Минимальные
резервные требования. Для обеспечения
равновесия денежного рынка и
регулирования ликвидности
Снижение
минимальных резервных
Операции на открытом рынке. С целью регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации денежной массы в 2009 году Национальным Банком проводились на открытом рынке операции по покупке и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного.
Займы Национального Банка. В 2009 году Национальный Банк предоставил займы на 1401 млн. тенге, из них банкам второго уровня – 1311,2 млн. тенге организациям – 89,8 млн. тенге.
Для финансирования
золотодобывающей промышленности - предприятия
"АБС Балхаш", создан консорциум
банков на принципах синдицированного
банковского кредитования. Национальный
Банк принял на себя частичное финансирование
данного консорциума (699,2 млн. тенге
или 4,9 млн. долл.).
В связи с погашением Национальным Банком
задолженности перед ЕБРР, произведено
переоформление займа, предоставленного
Национальным Банком ОАО "Казкоммерцбанк"
в рамках займа ЕБРР по программе развития
малых и средних предприятий. На основании
Консорциального соглашения данный заем
переоформлен в банковский заем на 4,3 млн.
долл. (612,0 млн. тенге).
Продолжено предоставление займа специального
назначения для построения резервного
центра платежной системы КЦМР. В 2009 году
предоставлено КЦМР 89,8 млн. тенге или 573,5
млн. долл. (за 2008-2009 гг. предоставлено 601,5
млн. тенге). Национальным Банком проведена
работа по практическому внедрению системы
переучета векселей. Определены первоклассные
эмитенты векселей - ЗАО "НАК Казатомпром"
и ОАО "Казахтелеком", заключены Генеральные
соглашения о переучете векселей с 12 банками.
Уже в декабре 2009 года к переучету принято
6 векселей ЗАО "НАК Казатомпром"
сроком погашения до 6 месяцев на 7,1 млн.
тенге.
Национальный Банк заключил договора о предоставлении займа "овернайт" с 17 банками второго уровня. Лимиты получения в Национальном Банке займа "овернайт" ежемесячно доводились до банков, однако в связи с достаточной ликвидностью банковской системы в 2009 году банки не обращались за получением займа « овернайт ». Возврат кредитов в 2009 году составил 238,2 млн. тенге.
Ежемесячно
проводилась классификация
Долг заемщиков по убыточным
банковским займам Национального Банка,
предоставленным в 2004 - 2006 гг., на 01.01.01 г.
составил 6,1 млрд. тенге, в т.ч. основной
долг - 2,3 млрд. тенге, неуплаченное вознаграждение
и неустойка – 3,8 млрд. тенге.
Более 80%
заемщиков, имеющих просроченные долги
по банковским займам Национального
Банка, в настоящее время находятся
в процедуре ликвидации, или же
к ним применена процедура
банкротства. Просроченная задолженность
по ним составила 4,7 млрд. тенге, сумма
задолженности по основному долгу
2,2 млрд. тенге. Возвращено убыточных
банковских займов заемщиками на 2,1 млн.
тенге. В связи с завершением
процесса ликвидации аннулирована просроченная
задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге),
имеющим долг по банковским займам
Национального Банка. Кроме того,
аннулированы долги учреждений Министерства
внутренних дел на 71,9 млн. тенге.
По всем заемщикам Национальным Банком
проведена претензионно – исковая работа.
2.2 Денежные агрегаты.
Поведение денежных агрегатов в течение отчетного периода было обусловлено характером сложившихся в прошлом тенденций. Так, в начале года наблюдалось сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в обращении продолжали снижаться в течение I квартала и превысили уровень на начало года только в сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы показывают, что в течение года наблюдается синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила уровень на начало года.
Денежная база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге).
Денежная
масса. В 2009 году позитивной была и динамика
активов банковской системы. Так, чистые
внешние активы банковской системы выросли
на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние
активы банковской системы увеличились
более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге).
Рост внутренних активов банковской системы
произошел за счет значительного, более
чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения
требований к другим секторам экономики
(несмотря на снижение чистых требований
к Правительству банковской системы на
26,9% и чистых прочих внутренних активов
банковской системы - на 30%). Все указанные
факторы способствовали увеличению денежной
массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.
В структуре денежной массы сохранилась
позитивная тенденция роста депозитов
в банковской системе - с начала года ее
доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало увеличение
денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98.
Наличные деньги в обращении выросли незначительно
- на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как на начало
года их уровень был высоким за счет выплаты
накопленной задолженности по пенсиям,
пособиям и социальным выплатам в декабре
2008 года. В течение I квартала наличные
деньги в обращении продолжали снижаться,
что объясняется в основном сезонным фактором,
а с апреля они начали увеличиваться. Наибольший
темп роста наличных денег в обращении
был отмечен в декабре (на 9,4%) и в сентябре
(на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется
циклическим характером их поведения.
Значительный рост денежной массы привел
к увеличению уровня монетизации экономики
с 13,6% в 2008 году до 15,4% в 2009 году (самого
высокого показателя со дня независимости
Казахстана).
2.3 Валютное регулирование и контроль
В 2009 году механизм валютного регулирования и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.
Принятие
Закона "О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные
акты РК по вопросам валютного регулирования"
создает возможность выработки
более гибкого механизма
Внесены
изменения в нормативную правовую базу,
усиливающие требования к помещениям
обменных пунктов, а также применяемым
техническим средствам определения подлинности
денежных знаков. Кроме того, внесенные
изменения позволяют автоматизировать
работу по учету обменных операций.
Была продолжена работа по совершенствованию
экспортно - импортного валютного контроля.
Национальным Банком были разработаны
предложения по совершенствованию механизма
экспортно - импортного валютного контроля,
а также проект новой редакции Инструкции
об организации экспортно-импортного
валютного контроля в Республике Казахстан.
В проекте Инструкции нашли отражение
вопросы, ранее не урегулированные законодательством:
порядок осуществления валютного контроля
по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий
использование вексельной формы расчетов,
основания и порядок закрытия паспортов
сделок. Кроме того, разграничены компетенция,
функции и полномочия органов и агентов
валютного контроля, а также изменены
направления информационных потоков между
ними.
Практическая реализация внесенных предложений позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и товаров в счет погашения платежей по импорту.
Для усиления
мониторинга за движением иностранной
валюты по проводимым экспортно - импортным
операциям, введены два новых вида лицензируемых
операций - зачисление иностранной валюты,
получаемой резидентом в качестве кредита
от нерезидента, на счета третьих лиц,
а также получение резидентами экспортной
валютной выручки в срок свыше 120 дней.
В целях реализации правительственной
программы развития рынка ценных бумаг,
был введен упрощенный порядок лицензирования
таких операций для компаний по управлению
пенсионными активами. В 2009 году выдано
6 генеральных лицензий на инвестирование
пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые
нерезидентами.
Необходимость
унификации требований по вывозу наличной
иностранной валюты в странах-участниках
Таможенного союза потребовала
внесения изменений в требования
по представлению физическими
Одной из основных форм валютного
контроля была проверка соблюдения норм
валютного законодательства субъектами
валютного рынка. Проведено 15 проверок
банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено
461 материалов проверок уполномоченных
организаций и 10 материалов проверок уполномоченных
банков, проведенных областными филиалами
Национального Банка.
Увеличилось количество юридических
лиц, обратившихся в Национальный Банк
за лицензией на проведение операций,
связанных с движением капитала. Так, если
в 2008 году была выдана 121 лицензия на проведение
таких операций, то в 2009 году было выдано
214 таких лицензий. В структуре выданных
лицензий отмечена тенденция роста количества
лицензий на кредитование нерезидентов
по импортным сделкам, что объясняется
увеличением охвата валютным контролем
импортных сделок.
В 2009 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой было выдано 497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1066 - на 01.01.10 г. по сравнению с 1137 на начало 2009 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.
Денежно - кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
В последние
десятилетия денежно-кредитная
В результате
изменился характер денежно-кредитной
политики: она стала приоритетной
в макроэкономическом регулировании
и ориентированной
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.
Основной
целью Национального Банка
1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
Информация о работе Роль центрального банка в регулировании денежной массы и кредитного обращения