Роль центрального банка в регулировании денежной массы и кредитного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1 МЕСТО И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Сущность, функции и операции центральных банков 6-14
Центральный банк как главное звено кредитной системы 15-19
Функции и операции Национального Банка Республики Казахстан 19-22

ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Денежно – кредитная и кредитная политика Республики Казахстан 23-25
2.2 Денежные агрегаты Национального Банка в Республике Казахстан 25-26
2.3 Валютное регулирование и контроль 27-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

В качестве инструментов регулирования краткосрочной  ликвидности банковской системы  использовались: операции с краткосрочными нотами, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование официальных ставок, рефинансирование банков путем переучета  векселей, предоставление банкам краткосрочных  кредитов на поддержание ликвидности (дневных и овернайт). Для сглаживания резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге и предотвращения чрезмерного укрепления курса тенге проводились операции на внутреннем валютном рынке (покупка и продажа иностранной валюты). 
Биржевой курс тенге по отношению к доллару США понизился за год на 5,2% (в 2008 году - 64,6%) и составил на конец года 145,40 тенге за 1 доллар США

Минимальные резервные требования. Для обеспечения  равновесия денежного рынка и  регулирования ликвидности банков с 01.05.00 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих  депозитных обязательств банка перед  небанковскими юридическим и  физическим лицом.

Снижение  минимальных резервных требований не привело к ослаблению защиты интересов  вкладчиков и кредиторов банков, а  напротив, позволило банкам более  эффективно распоряжаться привлеченными  средствами и увеличить кредитного реального сектора экономики.

Операции  на открытом рынке. С целью регулирования  ликвидности в банковской системе  и стерилизации денежной массы в 2009 году Национальным Банком проводились на открытом рынке операции по покупке и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного.

Займы Национального Банка. В 2009 году Национальный Банк предоставил займы на 1401 млн. тенге, из них банкам второго уровня – 1311,2 млн. тенге организациям – 89,8 млн. тенге.

Для финансирования золотодобывающей промышленности - предприятия "АБС Балхаш", создан консорциум банков на принципах синдицированного банковского кредитования. Национальный Банк принял на себя частичное финансирование данного консорциума (699,2 млн. тенге  или 4,9 млн. долл.). 
В связи с погашением Национальным Банком задолженности перед ЕБРР, произведено переоформление займа, предоставленного Национальным Банком ОАО "Казкоммерцбанк" в рамках займа ЕБРР по программе развития малых и средних предприятий. На основании Консорциального соглашения данный заем переоформлен в банковский заем на 4,3 млн. долл. (612,0 млн. тенге). 
Продолжено предоставление займа специального назначения для построения резервного центра платежной системы КЦМР. В 2009 году предоставлено КЦМР 89,8 млн. тенге или 573,5 млн. долл. (за 2008-2009 гг. предоставлено 601,5 млн. тенге).  Национальным Банком проведена работа по практическому внедрению системы переучета векселей. Определены первоклассные эмитенты векселей - ЗАО "НАК Казатомпром" и ОАО "Казахтелеком", заключены Генеральные соглашения о переучете векселей с 12 банками. Уже в декабре 2009 года к переучету принято 6 векселей ЗАО "НАК Казатомпром" сроком погашения до 6 месяцев на 7,1 млн. тенге.

Национальный  Банк заключил договора о предоставлении займа "овернайт" с 17 банками второго  уровня. Лимиты получения в Национальном Банке займа "овернайт" ежемесячно доводились до банков, однако в связи  с достаточной ликвидностью банковской системы в 2009 году банки не обращались за получением займа « овернайт ». Возврат кредитов в 2009 году составил 238,2 млн. тенге.

Ежемесячно  проводилась классификация ссудного портфеля и создавались провизии. Всего в 2009 году было создано провизий на сумму 7,1 млрд. тенге. 
    Долг заемщиков по убыточным банковским займам Национального Банка, предоставленным в 2004 - 2006 гг., на 01.01.01 г. составил 6,1 млрд. тенге, в т.ч. основной долг - 2,3 млрд. тенге, неуплаченное вознаграждение и неустойка – 3,8 млрд. тенге.

Более 80% заемщиков, имеющих просроченные долги  по банковским займам Национального  Банка, в настоящее время находятся  в процедуре ликвидации, или же к ним применена процедура  банкротства. Просроченная задолженность  по ним составила 4,7 млрд. тенге, сумма  задолженности по основному долгу 2,2 млрд. тенге. Возвращено убыточных  банковских займов заемщиками на 2,1 млн. тенге. В связи с завершением  процесса ликвидации аннулирована просроченная задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге), имеющим долг по банковским займам Национального Банка. Кроме того, аннулированы долги учреждений Министерства внутренних дел на 71,9 млн. тенге. 
По всем заемщикам Национальным Банком проведена претензионно – исковая работа.

2.2 Денежные агрегаты.

Поведение денежных агрегатов в течение  отчетного периода было обусловлено  характером сложившихся в прошлом  тенденций. Так, в начале года наблюдалось  сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в  обращении продолжали снижаться  в течение I квартала и превысили  уровень на начало года только в  сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы показывают, что в течение года наблюдается  синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста  депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила  уровень на начало года.

Денежная  база. Увеличение поступления иностранной  валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки  Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному  увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге).

Денежная  масса. В 2009 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге. 
В структуре денежной массы сохранилась позитивная тенденция роста депозитов в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало увеличение денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98. 
Наличные деньги в обращении выросли незначительно - на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как на начало года их уровень был высоким за счет выплаты накопленной задолженности по пенсиям, пособиям и социальным выплатам в декабре 2008 года. В течение I квартала наличные деньги в обращении продолжали снижаться, что объясняется в основном сезонным фактором, а с апреля они начали увеличиваться. Наибольший темп роста наличных денег в обращении был отмечен в декабре (на 9,4%) и в сентябре (на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется циклическим характером их поведения. 
Значительный рост денежной массы привел к увеличению уровня монетизации экономики с 13,6% в 2008 году до 15,4% в 2009 году (самого высокого показателя со дня независимости Казахстана).

 

2.3 Валютное регулирование и контроль

В 2009 году механизм валютного регулирования и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.

Принятие  Закона "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки  более гибкого механизма регулирования  путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых  влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие  субъектов банковской и страховой  деятельности из сферы малого предпринимательства  позволит усилить надзор за данными  организациями, изменить требования к  их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и  защиты интересов потребителей.

Внесены изменения в нормативную правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций. 
Была продолжена работа по совершенствованию экспортно - импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно - импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан. 
В проекте Инструкции нашли отражение вопросы, ранее не урегулированные законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов, основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.

Практическая  реализация внесенных предложений  позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и  товаров в счет погашения платежей по импорту.

Для усиления мониторинга за движением иностранной  валюты по проводимым экспортно - импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней. 
В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2009 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.

Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала  внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения  валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось  предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой  валюты, то теперь представляются документы  только на сумму, превышающую установленный  лимит. В Республике Казахстан норма  вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США. 
    Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка. 
    Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 2008 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2009 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.

В 2009 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой было выдано 497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1066 - на 01.01.10 г. по сравнению с 1137 на начало 2009 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные  банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты  регулирования. Это обусловливает  постепенное сближение их организационных  структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

Денежно - кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

В последние  десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную  эволюцию под влиянием изменений  условий воспроизводства общественного  капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных  связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали  соответствующих корректировок  во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов  государственного регулирования. Это  обусловило необходимость большей  гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а  также расширения сотрудничества центральных  банков.

В результате изменился характер денежно-кредитной  политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании  и ориентированной преимущественно  на методы косвенного воздействия. Первоочередными  целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного  обращения.

Национальный  Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.

Основной  целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение  стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

Информация о работе Роль центрального банка в регулировании денежной массы и кредитного обращения