Регулирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:
1) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
2) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;
3) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;
4) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Организация и деятельность коммерческих банков
1.1 Сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ
1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков
1.3 Виды юридической ответственности, связанные с деятельностью банков
Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков
2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков
2.2 Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая экон теория.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

  1.2 Порядок  создания и организационно-правовая структура коммерческих банков

  Традиционно деятельность кредитных организаций  строго регламентируется государством[33]. По этой причине в соответствии со ст.10 Закона о государственной регистрации юридических лиц Законом о банках установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций. Государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет Банк России на основании ст. 12 Закона о банках, который в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций[34].

  Таким образом, Банк России с самого начального этапа - этапа создания коммерческих банков - предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, - противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские.

  С.В. Виноградов считает, что в целях выполнения возложенной государством на Банк России задачи по развитию и укреплению банковской системы на стадии создания кредитных организаций Центральный банк РФ выполняет функции по осуществлению регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций. При этом контрольные функции Банка России на стадии создания кредитных организаций охватывают четыре направления. Это контроль:

  1) за первичным  созданием кредитных организаций;

  2) за расширением  круга деятельности кредитных  организаций;

  3) за реорганизацией  кредитных организаций;

  4) за изменениями  и дополнениями, вносимыми в устав  кредитной организации, в состав  ее участников и руководителей  исполнительных органов[35].

  К.Т. Трофимов предлагает выделить следующие виды особенностей создания банков:

  - процедурные  (требования к предъявляемым документам  и процедуре регистрации);

  - материально-правовые (требования к учредителям, уставному  капиталу и руководству)[36].

  Создание  банков, по его мнению, можно подразделить на создание нового банка и реорганизацию  уже созданных банков[37].

  Создание  банков представляет собой длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков. Процесс регистрации коммерческих банков, по мнению А.Ю. Бурковой, включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры[38].

  Закон о  банках разграничивает очередность  государственной регистрации и  лицензирования: "Лицензия на осуществление  банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации...". Кроме того, Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

  О нецелесообразности и искусственности разделения процедур государственной регистрации и  лицензирования кредитных организаций  пишет и Е.Е. Фролова[39]. По ее мнению, нужно ввести требование единовременной оплаты уставного капитала в полном объеме и расширить перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации банков, за счет документов об оплате уставного капитала. Таким образом, государственная регистрация и лицензирование будут полностью объединены в одну процедуру[40].

  Процедура получения банковской лицензии, по мнению С.В. Пыхтина, неразрывно связана с процессом государственной регистрации банков[41].

  С одной  стороны, доводы о нецелесообразности разъединения процессов государственной  регистрации и лицензирования банковской деятельности понятны. В практике встречаются случаи, когда Банк России, зарегистрировав организацию, отказывает в выдаче лицензии, поскольку заявитель не представил для получения указанной лицензии необходимый пакет документов, предусмотренный Законом о банках. Судебные органы, рассматривая жалобу по данному делу, согласны с действиями Банка России[42]. Можно сделать вывод, что разрыв этих двух процедур может негативно отразиться на самом субъекте права - банке в виде невозможности им осуществления своей банковской деятельности.

  С другой стороны, нельзя согласиться с мнением  о необходимости включения в  перечень документов, необходимых для  государственной регистрации банка и лицензирования им своей деятельности, документа, подтверждающего 100-процентную оплату уставного капитала банка. Данное предложение можно считать нелогичным как с точки зрения оплаты уставного капитала субъекта, который еще не существует и не зарегистрирован, так и с точки зрения распределения среди учредителей акций или долей несуществующего лица. По этой причине следует согласиться с законодателем и оставить процедуру государственной регистрации банка и лицензирования его деятельности такой, какой она отражена в нормативных правовых актах.

  Можно выделить еще одну проблему, связанную с  государственной регистрацией коммерческих банков, - вопрос о создании единого  порядка государственной регистрации  для всех юридических лиц. Закон  о банках определяет, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. По мнению некоторых ученых, такой порядок регистрации должен быть приведен в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ. При регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ цель унификации этой процедуры и создания единого государственного реестра юридических лиц не достигается. Так как деятельность банков связана с обслуживанием множества кредиторов и вкладчиков, с особым финансовым риском, выбор того или иного банка должен производиться на основе открытых данных не только о бухгалтерском балансе и отчетности, но и регистрационных данных, что в настоящее время практически невозможно. Поэтому в Законе о государственной регистрации юридических лиц вопрос должен быть решен в интересах пользователей банковских услуг. Однако названный Закон пошел по другому пути, предусмотрев специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

  Есть и  другое мнение, согласно которому Центральный  банк РФ более не ведет регистрацию  кредитных организаций - это делает уполномоченный регистрирующий орган, а Банк России принимает решение  о регистрации[43].

  Данное мнение также является спорным, поскольку  в Законе о банках указано, что  уполномоченный регистрирующий орган  лишь вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц соответствующую  запись, что нельзя расценивать как государственную регистрацию кредитной организации.

  Можно выделить еще один вопрос, возникающий в  процессе государственной регистрации  банков и лицензирования банковской деятельности, на который в теории нет однозначного ответа. Так, некоторые  ученые считают, что перечень установленных Законом о банках документов, необходимых для государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, шире по сравнению с документами, представляемыми обычными юридическими лицами в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц, так как эти два процесса объединены[44].

  Перечень  документов действительно шире, но по причине особого, отличного от обычных юридических лиц статуса банков как института, играющего важную роль в экономике страны, и особого, более строгого отношения государства к вопросу регистрации банков и лицензирования их деятельности.

  Остановимся на рассмотрении вопросов, связанных  с лицензированием банковской деятельности. И хотя лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации банка, именно с получением специального разрешения (лицензии) Банка России Закон о банках связывает возникновение у банка права осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Банк создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности путем осуществления банковских операций. Право на их осуществление возникает только с момента получения лицензии, выданной Банком России.

  Как отмечается в литературе, лицензирование предпринимательской  деятельности есть правовое средство государственного регулирования рыночных отношений, элемент легитимации  определенных видов деятельности предпринимателя[45]. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, направлены на обеспечение общественных интересов или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан[46]. Основной целью лицензирования отдельных видов деятельности является контроль за ее осуществлением для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства[47].

  Применительно к банковской деятельности "сущность лицензирования кредитных организаций  на осуществление банковских операций Банком России состоит в том, что он официально признает и санкционирует как орган государственной власти за кредитными организациями право (специальной правосубъектности) осуществлять банковские операции и контроль за выполнением этих операций"[48].

  Лицензирование  банковской деятельности имеет еще  одну существенную особенность - последовательное получение прав на осуществление  банковских операций и сделок.

  Созданному  путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

  1. Лицензия  на осуществление банковских  операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады  денежных средств физических  лиц).

  2. Лицензия  на осуществление банковских  операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

  3. Лицензия  на привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов.

  Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

  1. Лицензия  на привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях.

  2. Лицензия  на привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях  и иностранной валюте.

  3. Генеральная  лицензия.

  Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

  "Тот факт, что лицензия на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц в рублях может  быть выдана банку только спустя два года с момента его государственной регистрации, позволяет сделать вывод о том, что до получения этой лицензии юридическое лицо, именуемое "банк", в полном смысле слова и в свете ст.1 Закона о банках таковым не является. С одной стороны, установление двухгодичного срока и перечня дополнительных требований и условий для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц преследует цель проверить устойчивость функционирования банка и его готовность работать с наименее защищенными клиентами - гражданами, а с другой - рождает противоречие в банковском законодательстве между наименованием "банк" (де-юре) и кругом операций, которые тот фактически может осуществлять (де-факто)"[49].

  С вопросом расширения деятельности и получения  банковской лицензии на другие виды банковских операций О.М. Олейник связывает  возможность добровольного изменения  банком своей специальной компетенции. В этом случае "речь может идти о получении новых лицензий при условии, что банк соответствует квалификационным требованиям, необходимым для этого"[50].

  Таким образом, для банков установлена специальная процедура государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

  Государственную регистрацию банков и лицензирование банковской деятельности осуществляет Банк России, что является оправданным. Банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности для общества и государства, банки - особый вид коллективных субъектов. Банковская деятельность настолько связана с экономикой страны, с ее благосостоянием, что нуждается в особом надзоре. Банк России в целях осуществления им надзорных функций осуществляет государственную регистрацию банков, лицензирование банковской деятельности. И именно в интересах пользователей банковских услуг надо оставить за Банком России как специализированным органом возможность осуществлять надзорные функции путем государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков