Регулирование деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:
1) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
2) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;
3) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;
4) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Организация и деятельность коммерческих банков
1.1 Сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ
1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков
1.3 Виды юридической ответственности, связанные с деятельностью банков
Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков
2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков
2.2 Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая экон теория.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

  Определенные  сложности в практической деятельности вызывают вопросы отнесения тех  или иных действий к банковским. Например, является ли банковской деятельностью  и требует ли получения лицензии на ее осуществление заключение договоров займа между юридическими лицами.

  Существует  точка зрения, что сложностей в  определении субъектов банковской деятельности в качестве кредитных  организаций (как банков, так и  небанковских кредитных организаций) нет, поскольку решающее значение в решении этой задачи имеют формальные признаки кредитных организаций. Дело в том, что Законом о банках и банковской деятельности установлен жесткий порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности. При этом необходимыми формальными признаками всякой кредитной организации являются: ее государственная регистрация в качестве таковой (кредитной организации) как в Едином государственном реестре юридических лиц, так и в Книге регистрации кредитных организаций, ведущейся Банком России; наличие у кредитной организации лицензии на осуществление соответствующих банковских операций, выданной Банком России, и необходимой учетной записи об этом в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который также ведется Банком России. При наличии указанных формальных признаков соответствующая коммерческая организация (хозяйственное общество) может быть идентифицирована в качестве кредитной организации.

  Надлежащим  субъектом кредитного договора (на стороне кредитора) в настоящее время является именно банк, поскольку деятельность кредитной организации по предоставлению кредитов представляет собой размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности денежных средств, привлеченных во вклады и на банковские счета физических и юридических лиц. Иными словами, указанная деятельность кредитной организации представляет собой совокупность тех банковских операций, которые составляют исключительные полномочия банков (ст. 1 Закона о банках). Хотя, конечно же, не исключена теоретическая возможность того, что осуществление банковских операций в указанном сочетании может быть дозволено Банком России и другим кредитным (небанковским) организациям[51].

  Итак, в процессе создания и осуществления деятельности банки вступают в различные административные правоотношения с государственными органами. При этом последние оказывают  на них управляющее, властное воздействие. Это отношения, связанные с государственной регистраций и лицензированием банковской деятельности, с осуществлением государственного надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России и иных государственных органов, с привлечением банков к административной ответственности. В данных административных правоотношениях с государственными органами банки выступают носителями пассивной административной правосубъектности.

  1.3 Виды юридической  ответственности, связанные с деятельностью банков

  Банки любого государства принимают непосредственное участие в развитии экономических  отношений как в обычных, так  и в чрезвычайных ситуациях. Действующее  обычное законодательство Российской Федерации и его составная  часть - чрезвычайное законодательство рассматривают совершение правонарушений в условиях общественных бедствий как отягчающее вину обстоятельство. В бюджетах государств содержатся статьи расходов, предназначенных для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Например, в бюджете США это составляет 4 - 6% от его объема (в 2010 году его размер составил более 2 трлн. Долларов США).

  Прошло более  десяти лет с начала реформирования российской экономики и процесса ее интеграции в мировое экономическое  сообщество. Изменения затронули все стороны жизни, включая банковскую и внешнеэкономическую сферы. Создание в России открытой экономической системы привело к отказу государства от валютной монополии и действующих ранее ограничений в области внешней торговли.

  Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементарный состав кредитно-банковской системы, но и в сами принципы построения и управления этой системой. Современная банковская система России имеет двухуровневое построение. Критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации.

  Центральный банк России расположен на верхнем  уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему  в целом. Коммерческие банки и  кредитные учреждения составляют нижний уровень системы. Основными целями Центрального банка являются:

  защита и  обеспечение устойчивости рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

  развитие  и укрепление банковской системы  РФ;

  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

  Функция банковского  надзора представляет собой установленную  законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса  мероприятий, направленных на обеспечение  режима законности в организации  и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.

  В последние  годы государство стало более строго отстаивать свои финансово-экономические интересы и контролировать законность деятельности банков.

  Наиболее  распространенным основанием для отзыва у банков лицензий является нарушение  требований федерального закона, предусматривающего комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконному отмыванию денег. Это можно объяснить тем, что слишком велик искус, перевешивающий опасность отрицательных последствий.

  Своих клиентов российские банки, как и зарубежные, делят на две категории - обычные с традиционным набором услуг и VIP-клиенты. Несколько лет назад к категории VIP банки относили клиентов, способных единовременно совершить банковскую операцию на сумму 50 тысяч долларов. Времена меняются и затем эту планку подняли до 100 тысяч долларов (например, банки "Глобэкс" и Газпромбанк). В 2010 году по-настоящему солидный клиент уже "стоил" 5 и более миллионов долларов. Это значительно больше, чем требования даже для класса VIP - персон швейцарских банков (от 1 млн. долларов).

  Помимо отзыва лицензии российское законодательство предусматривает и другие виды юридической ответственности в отношении банков и их работников. Например, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено наложение административного штрафа:

  за осуществление  валютных операций без специального разрешения (лицензии)[52], если такое разрешение обязательно, либо с нарушением требований, установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации;

  за невыполнение в установленный срок обязанности  по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств, нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности;

  за несоблюдение установленного порядка ведения  учета, составления и представления  отчетности по валютным операциям, а  равно нарушение установленных  сроков хранения учетных и отчетных документов[53].

  В случае нарушения  уполномоченным банком федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний Центрального банка  России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, за ненаправление в установленный срок информации в Банк России, за продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение установленных требований, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и в безналичной формах.

  Ограничение проведения уполномоченным банком операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:

  ограничение права совершать сделки по купле  иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

  ограничение права совершать сделки по продаже  иностранной валюты от своего имени  и за свой счет;

  ограничение права совершать сделки по купле  иностранной валюты по поручению  своих клиентов (включая кредитные  организации);

  ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).

  Ограничение проведения операции купли-продажи  иностранной валюты в наличной и  безналичной формах на биржевом и  внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком. А в случае неоднократного применения к уполномоченному банку указанных выше мер Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций.

  Действующим законодательством предусмотрено  сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного  регулирования[54].

  Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление, как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ)[55].

  Согласно  ст. 193 УК РФ невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

  Согласно  п. 1 ст. 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  Важно, что  не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к ст. 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

  Валютное  преступление - это преступление средней  тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в ч. 3 ст. 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы[56].

  Согласно  ст. 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии - действии или бездействии - состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

  Рассмотрим  подробнее характеристики состава  валютного преступления по ст. 193 УК РФ.

  Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы  иностранную валюту.

  Субъективной  стороной валютного преступления выступает  прямой умысел, поскольку субъект  сознавал, что не возвращает иностранную валюту, и желал этого.

  В данном случае используемые в уголовном праве  другие признаки субъективной стороны - мотивы и цели невозвращения иностранной  валюты значения не имеют и могут  выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

  Объектом  валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного  регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между  уполномоченным банком и юридическим  лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

  Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к ст. 193 УК РФ. На практике эта сумма достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

  Действующее законодательство определяет ситуации, когда в силу обстоятельств деяние не считается противоправным. Статья 2.7. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  состояние крайней необходимости определяет следующим образом: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем предотвращенный вред».

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков