Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:
1) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
2) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;
3) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;
4) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы.
Введение
Глава 1. Организация и деятельность коммерческих банков
1.1 Сущностные характеристики деятельности коммерческих банков в РФ
1.2 Порядок создания и организационно-правовая структура коммерческих банков
1.3 Виды юридической ответственности, связанные с деятельностью банков
Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков
2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков
2.2 Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы
В ч. 2 ст. 39 Уголовного
кодекса Российской Федерации также дано
определение понятию «крайняя необходимость».
«Не является преступлением причинение
вреда охраняемым уголовным законом интересам
в состоянии крайней необходимости, то
есть для устранения опасности, непосредственно
угрожающей личности и правам данного
лица или иных лиц, охраняемым законом
интересам общества или государства, если
эта опасность не могла быть устранена
иными средствами и при этом не было допущено
превышения пределов крайней необходимости».
Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков
2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков
Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[57].
В период кризиса Банком России активно используются нормы, регулирующие требования к резервам кредитных организаций. Официальная статистика показывает[58], что период с 15 октября 2008 г. по 30 апреля 2009 г., который совпадает с первой фазой мирового финансового кризиса, характеризуется резко сниженными требованиями к кредитным организациям по резервированию.
Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов[59]. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам - четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.
Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст.ст. 62-72 «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 «Денежно-кредитное регулирование» Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР»[60].
Одна из
основных задач нормативов - лимитирование
кредитной экспансии
Обязательные
экономические нормативы имеют
денежно-кредитную
Данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:
- предельный
размер имущественных (
- максимальный
размер риска на одного
- максимальный
размер крупных кредитных
- нормативы ликвидности кредитной организации;
- нормативы
достаточности собственных
- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
- нормативы
использования собственных
- максимальный
размер кредитов, банковских гарантий
и поручительств,
Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмент государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом.
С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[61], которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»[62]. С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и Н3, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.
Величина
капитала является базой для расчета
большинства экономических
Относительные, «дробные» нормативы определяются соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»[63], определяется как сумма основного и дополнительного капитала, уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.
Если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активов банка. Например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере меньшем, чем предусмотрено нормами.
Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшить качество активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.
Норматив достаточности капитала банка определяется как отношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 11%.
Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн евро, ниже, чем для малых и средних банков.
В целях контроля над состоянием ликвидности банка, т.е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определяемую в порядке, установленном Банком России.
Для выполнения норматива требуется, в основном, "замораживание" соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 01.04.2004 в размере 15% (уменьшение с 20%).
Либерализация Н2 и других нормативов ликвидности произведена Банком России Указанием от 31.03.2008 № 1991-У[64]. При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств, определяемую в порядке, установленном Банком России.
Для выполнения
норматива необходимо поддержание
соответствующей структуры
Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50% (снижение с 70%). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т.е. в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), определяемую в порядке, установленном эмиссионным банком.
Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.
Норматив лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.
Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков