Расходы бюджеты и механизмы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.

Оглавление

Введение
1. Понятие бюджетных расходов и факторы, определяющие их величину
2. Эффективность бюджетных расходов
3. Планирование бюджетных расходов
4. Бюджетный дефицит.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Реферат Регион.эк.docx

— 42.33 Кб (Скачать)
  1. Планирование бюджетных расходов

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта органом представительной власти в него вносятся корректировки. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако, возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных расходов на очередной год должен составляться как часть более долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Министерством финансов разрабатывается перспективный финансовый план - среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год - это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Основой для формирования перспективного финансового плана является среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также бюджет на текущий год. В отличие от бюджета, финансовый план законодательно не утверждается. Его задача - быть ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры  бюджетных расходов на очередной  год первым шагом является их распределение  по статьям функциональной классификации. Напомним, что данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Составление функциональной структуры расходов, в связи с особой значимостью, не может быть полностью передано исполнительной власти. В этом процессе обязательно участие представительных органов власти, которые обеспечивают учет общественных предпочтений при разработке бюджета. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго и третьего чтения законопроекта в Государственной Думе. Это технически сложный и конфликтный процесс, связанный с внесением в закон большого числа поправок.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные  средства исключительно на следующие  цели:

    оплату труда  в соответствии с заключенными  трудовыми договорами и правовыми  актами, регулирующими размер заработной  платы соответствующих категорий работников;

    перечисление  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды;

    трансферты населению,  выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

    командировочные  и иные компенсационные выплаты  работникам в соответствии с  законодательством РФ;

    оплату товаров,  работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным  контрактам;

    оплату товаров,  работ и услуг в соответствии  с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных  средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое  осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

Текущие расходы - это часть  расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов  государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

В структуре расходов государственного бюджета могут предусматриваться так называемые защищенные статьи. Это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан. Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

В условиях федеративного  государства важное значение имеет распределение расходов по уровням бюджетной системы. Исходным его пунктом является разграничение предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в Конституции. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

    обеспечение деятельности  Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление;

    функционирование  федеральной судебной системы;

    осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах;

    национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;

    государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

    государственная  поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

    исследование  и использование космического  пространства;

    содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении федеральных  органов государственной власти;

    формирование  федеральной собственности;

    обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;

    компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета;

    пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;

    федеральная инвестиционная  программа;

    обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    финансовая поддержка  субъектов РФ;

    официальный статистический  учет; а также некоторые другие  виды расходов.

Законом установлен перечень расходов, финансируемых исключительно из региональных и местных бюджетов, а также расходы, совместно финансируемые за счет бюджетов разных уровней.

    1. Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это  превышение расходов бюджета над  доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

  1.  Низкая эффективность общественного производства.

  2.Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний)

3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.

4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами.

 5.   Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.

В экономической теории существуют различные подходы к решению  проблемы бюджетного дефицита.

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта  и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативаные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно  сказывается на все экономике  вцелом.

Единственный выход в  подобных ситуациях – это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.

2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может столкнуться с рядом трудностей:

    где найти источники  финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск  гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;

    периоды спада  и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удасться;

    политическая  ситуация может не позволить  поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности бюджета.

3. Концепция функциональных  финансов. Суть: целью бюджетной  политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение                               

Государственный бюджет как  институт в нашей стране находится  сейчас в стадии развития. Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной частью государства в целом, не может существовать обособленно. Базовые принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии развития всего государства. Отсутствие до последнего времени в РФ  подобной стратегии привело к тому, что  бюджет не был ориентирован на решение перспективных задач, а являлся, по сути, лишь инструментом финансирования текущих расходов.

Информация о работе Расходы бюджеты и механизмы их оптимизации