Промышленная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5

1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5

1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11

Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17

2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17

2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25

2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

      К 2016 году:

      - перейти на преимущественную поставку отечественных материалов и заготовок для нужд энергомашиностроения;

      - промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65 –110 - 270 – 350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %;

      - разработка и освоение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40 – 100 – 170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200 – 1500кВтч/Гкал с коэффициентом использования топлива 85-86%;

      - разработка и освоение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4 -5 в системах теплоснабжения.

        К 2020 году:

      - промышленное освоение паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 30 МПа, 600–620°С. Освоение первых паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 35 МПа, 700–720°С;

      - освоение демонстрационной гибридной установки малой мощности с ГТУ и высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе 65–70 %.

     Проектные направления:

     - разработка и применение в составе продукции новых материалов (коррозионно-стойких, спецсталей, композиционных и керамических материалов);

     - образование контрактных групп (коммерческих соглашений) по направлениям производства и поставок продукции для стратегических партнеров;

     - развитие современного отечественного вагоностроения посредством организации выпуска по новейшим технологиям перспективных моделей подвижного состава с улучшенными характеристиками, организация производства полувагонов принципиально новой конструкции с улучшенными эксплуатационными характеристиками (грузоподъемность, коэффициент тары, межремонтный пробег, безопасность) проектной мощностью 6100 штук в год;

     - активное участие предприятий машиностроительного комплекса в выполнении мероприятий федеральных целевых программ ("Национальная технологическая база" на 2007–2011 годы, "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года"), реализации Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Сформулированные в курсовой работе принципы промышленной политики, а также меры долгосрочного и краткосрочного характера являются основной законодательной работы Комитета по промышленной политике Совета Федерации в обозримой перспективе. Они:

     - позволяют сформулировать общие направления промышленной политики, необходимые для занятия Россией достойного места в современном мире;

     - могут служить концептуальной  основой для разработки законопроектов  в сфере промышленной политике;

     - дают возможность оценивать результативность принимаемых законов и деятельности исполнительной власти с точки зрения достижения конечных целей промышленной политики – повышения благосостояния российских граждан и конкурентоспособности российских производителей.

     Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.

     Необходимость государственного регулирования исходит  из того, что промышленность является ведущей отраслью регионального  хозяйства. Особенности данной сферы  экономики определяют ее ведущую  роль в процессе расширенного воспроизводства. Они выражаются в особых формах концентрации производства, специализации, кооперирования и комбинирования, в размещении промышленного производства, в особом профессиональном составе кадров.

     При развитии рыночных отношений формировались и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены сразу и безошибочно на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных капитальных вложений, малорентабельных или неплатежеспособных с точки зрения собственного капитала, но необходимых для продолжения экономического воспроизводства как на уровне региона, так и на общефедеральном уровне. Наблюдаются региональные и общехозяйственные кризисы, высокая безработица, нарушение в обороте денег, сильное увеличение конкуренции на международных товарных рынках. Решение всех этих вопросов требует наличие четкой государственной экономической политики, в которой важное место должны занять государственная промышленная и инвестиционная политики.

     Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных экономических условиях, на наш взгляд, государственное регулирование экономики должна быть составной частью процесса воспроизводства. Оно направлено на решение различных задач, в частности, на стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы воздействия целесообразно определять исходя из характера и остроты экономических и социальных проблем в том или ином регионе или стране в конкретный период.

     Эффективность государственного регулирования следует  измерять через достигнутые показатели социально-экономического развития, в которых находят отражение последствия, вызванные регулирующими воздействиями. Это, прежде всего, степень реализации поставленных целей, достижение социально-экономических стандартов, все то, что можно определить как функциональную эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Закон ЧР  от 04.06.2007. № 8 «О стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 г.» (Принят ГС ЧР 22.05.2007)

2. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года

3.Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года

4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"

5. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. N 853 
"Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"

6.Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 марта 2009 г. N 150 
"Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года"

7. Белоглазова Г.Н. Экономическая теория / Г.Н. Белоглазова - М.: Финансы и статистика, 2009.- 592 с.

8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:     Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.

9. Воронин А.Г. Экономика России . – М.: Финансы и статистика, 2010. – 176 с.

10. Гузнов А.Г.    Особенности развития  регулирования рыночной экономики / А.Г. Гузнов  //  Законодательство. -   2010. -   № 3.- С.56.

11.  Кураков Л.П.    Экономическая     теория :   Учебник   для   вузов . -

       / Л.П. Кураков , Чебоксары, 2007.-388 с.

    12.   Ковалев В.В. Экономика России / В.В. Ковалев. - М.: Проспект. - 2010.-  634 с.

    13. Старцев  Н.Ю. Особенности развития отраслевых рынков   //  Вопросы экономики. -  2010. - №  2.-С.38.

    14. Россия в цифрах, 2009: краткий статистический  сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2009. – 477 с.

    15. Россия в цифрах, 2010: краткий статистический  сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2010. –  462 с.

    16.  Рукавишникова И.А. Некоторые особенности метода правового       регулирования экономических отношений \\ Журнал российского

          права. -  2010. -  № 10.-С.-7.

    17.Фомишин С.В.Экономика России . - Ростов  н/Д, 2010. – 509 с.

    18. Хвинская Е.Д.  Мировая экономика.- М: Юристъ, 2010.- 405 с.

19. http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry

20. http://gov.cap.ru/ 
 

Приложение
Промышленная  политика

     Развитие  формирующегося машиностроительного  кластера

S (cильные  стороны) W (cлабые  стороны)
Формирование  на территории Чувашской Республики центра управления машиностроительными активами (ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы");

известные на российском и мировом рынках  бренды отдельных предприятий ("Четра");

более 50% от общего количества предприятий  Чувашской Республики, получивших сертификаты соответствия международным стандартам качества ISO 9000,  составляют предприятия машиностроения;

наличие собственных сбытовых сетей, представительств, консигнационных складов в регионах Российской Федерации, дилерской сети в странах СНГ у большинства предприятий отрасли (ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и др.);

открытие  региональных сервисных центров  для обслуживания сложной техники (ОАО "Промтрактор", ОАО "Завод  электроники и механики"); 

внедрение:

современного  высокопроизводительного оборудования ведущих мировых производителей (ОАО "Промтрактор", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей", ОАО "Канашский автоагрегатный завод" и др.). В результате коэффициент обновления основных средств обрабатывающих производств (9,1%) превысил средний показатель по Чувашской Республике (5,2%);

современных управленческих технологий: системы "5S", "Точно в срок", "Бережливое производство" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей");

организация совместных  производств с мировыми лидерами;

развитая  сеть учебных заведений, ориентированных  на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведения. Подготовка ведется по 30 инженерно-техническим специальностям;

наличие ресурсных центров для подготовки специалистов отрасли на базе ГОУ  НПО "Чебоксарский профессиональный лицей" – "Прикладные технологии", ГОУ НПО "Профессиональное училище № 19" – "Квалитет";

выпуск  облигаций и выход на фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), дополнительный выпуск акций (ОАО "Шумерлинский завод  спецавтомобилей");

возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых  производств;

наличие долгосрочных программ (проектов) и  стратегических соглашений с крупными потребителями (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и др.);

формирование  и развитие новых отраслей, в том  числе современного отечественного вагоностроения

Значительная  степень износа основных фондов (48,4%);

недостаточный уровень инновационной активности предприятий;

низкая  общая культура производства;

отсутствие  логистических центров (терминалов) на территории Чувашской Республики;

"информационная  закрытость" товаропроизводителей, недостаточное количество рекламных  материалов, размещаемых в средствах  массовой информации;

слабая  сервисная поддержка всех этапов жизненного цикла сложных  изделий;

сокращение  промышленно-производственного персонала предприятий при продолжающемся его старении: средний возраст работающих – 45 лет;

нарастание  дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей, особенно в малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля);

несоответствие  между уровнями подготовки кадров в  учебных заведениях и применяемыми технологиями (25% работодателей оценивают  уровень подготовки выпускников  как низкий, 65% – как средний);

преобладание  в структуре затрат на производство материальных затрат (66,1% от общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше, чем в зарубежных странах);

недостаточно  развитая система страхования рисков 
 
 
 

 
O (возможности) T (угрозы)
Наличие долгосрочных программ и стратегических соглашений с крупными потребителями;

разработка  новых (композитных и других) материалов;

возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств;

образование контрактных групп (коммерческих соглашений);

вхождение на российский рынок иностранных  партнеров и создание сборочных производств с целью организации поставок комплектующих на новые производства;

возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей в организациях;

проведение  мероприятий по экологизации продукции за счет внедрения международных стандартов качества;

выход на глобальные рынки в связи со вступлением России в ВТО

Перенос центра финансовой ответственности за пределы  Чувашской Республики;

высокая специализация (в номенклатуре производимой продукции доминирует одна позиция);

высокая зависимость от результатов работы российского автопрома;

значительный  рост цен на материальные ресурсы;

усиление  конкуренции на традиционных рынках в связи со вступлением России в ВТО

Информация о работе Промышленная политика РФ