Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5
1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17
2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17
2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25
2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ
К 2016 году:
- перейти на преимущественную поставку отечественных материалов и заготовок для нужд энергомашиностроения;
- промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65 –110 - 270 – 350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %;
- разработка и освоение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40 – 100 – 170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200 – 1500кВтч/Гкал с коэффициентом использования топлива 85-86%;
- разработка и освоение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4 -5 в системах теплоснабжения.
К 2020 году:
- промышленное освоение паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 30 МПа, 600–620°С. Освоение первых паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 35 МПа, 700–720°С;
- освоение демонстрационной гибридной установки малой мощности с ГТУ и высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе 65–70 %.
Проектные направления:
- разработка и применение в составе продукции новых материалов (коррозионно-стойких, спецсталей, композиционных и керамических материалов);
- образование контрактных групп (коммерческих соглашений) по направлениям производства и поставок продукции для стратегических партнеров;
- развитие современного отечественного вагоностроения посредством организации выпуска по новейшим технологиям перспективных моделей подвижного состава с улучшенными характеристиками, организация производства полувагонов принципиально новой конструкции с улучшенными эксплуатационными характеристиками (грузоподъемность, коэффициент тары, межремонтный пробег, безопасность) проектной мощностью 6100 штук в год;
-
активное участие предприятий машиностроительного
комплекса в выполнении мероприятий федеральных
целевых программ ("Национальная технологическая
база" на 2007–2011 годы, "Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России
на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года"),
реализации Стратегии развития химической
и нефтехимической промышленности России
на период до 2015 года.
Заключение
Сформулированные в курсовой работе принципы промышленной политики, а также меры долгосрочного и краткосрочного характера являются основной законодательной работы Комитета по промышленной политике Совета Федерации в обозримой перспективе. Они:
- позволяют сформулировать общие направления промышленной политики, необходимые для занятия Россией достойного места в современном мире;
-
могут служить концептуальной
основой для разработки
-
дают возможность оценивать
Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.
Необходимость государственного регулирования исходит из того, что промышленность является ведущей отраслью регионального хозяйства. Особенности данной сферы экономики определяют ее ведущую роль в процессе расширенного воспроизводства. Они выражаются в особых формах концентрации производства, специализации, кооперирования и комбинирования, в размещении промышленного производства, в особом профессиональном составе кадров.
При развитии рыночных отношений формировались и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены сразу и безошибочно на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных капитальных вложений, малорентабельных или неплатежеспособных с точки зрения собственного капитала, но необходимых для продолжения экономического воспроизводства как на уровне региона, так и на общефедеральном уровне. Наблюдаются региональные и общехозяйственные кризисы, высокая безработица, нарушение в обороте денег, сильное увеличение конкуренции на международных товарных рынках. Решение всех этих вопросов требует наличие четкой государственной экономической политики, в которой важное место должны занять государственная промышленная и инвестиционная политики.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных экономических условиях, на наш взгляд, государственное регулирование экономики должна быть составной частью процесса воспроизводства. Оно направлено на решение различных задач, в частности, на стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы воздействия целесообразно определять исходя из характера и остроты экономических и социальных проблем в том или ином регионе или стране в конкретный период.
Эффективность
государственного регулирования следует
измерять через достигнутые показатели
социально-экономического развития, в
которых находят отражение последствия,
вызванные регулирующими воздействиями.
Это, прежде всего, степень реализации
поставленных целей, достижение социально-экономических
стандартов, все то, что можно определить
как функциональную эффективность.
Список использованной литературы
3.Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года
4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"
7. Белоглазова Г.Н. Экономическая теория / Г.Н. Белоглазова - М.: Финансы и статистика, 2009.- 592 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.
9. Воронин А.Г. Экономика России . – М.: Финансы и статистика, 2010. – 176 с.
10. Гузнов А.Г. Особенности развития регулирования рыночной экономики / А.Г. Гузнов // Законодательство. - 2010. - № 3.- С.56.
11. Кураков Л.П. Экономическая теория : Учебник для вузов . -
/ Л.П. Кураков , Чебоксары, 2007.-388 с.
12. Ковалев В.В. Экономика России / В.В. Ковалев. - М.: Проспект. - 2010.- 634 с.
13. Старцев Н.Ю. Особенности развития отраслевых рынков // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.-С.38.
14. Россия в цифрах, 2009: краткий статистический сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2009. – 477 с.
15. Россия в цифрах, 2010: краткий статистический сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2010. – 462 с.
16. Рукавишникова И.А. Некоторые особенности метода правового регулирования экономических отношений \\ Журнал российского
права. - 2010. - № 10.-С.-7.
17.Фомишин С.В.Экономика России . - Ростов н/Д, 2010. – 509 с.
18. Хвинская Е.Д. Мировая экономика.- М: Юристъ, 2010.- 405 с.
19. http://www.minpromtorg.gov.ru/
20. http://gov.cap.ru/
Развитие формирующегося машиностроительного кластера
S (cильные стороны) | W (cлабые стороны) |
Формирование
на территории Чувашской Республики
центра управления машиностроительными
активами (ООО "Компания Корпоративного
Управления "Концерн "Тракторные
заводы");
известные на российском и мировом рынках бренды отдельных предприятий ("Четра"); более 50% от общего количества предприятий Чувашской Республики, получивших сертификаты соответствия международным стандартам качества ISO 9000, составляют предприятия машиностроения; наличие
собственных сбытовых сетей, представительств,
консигнационных складов в открытие региональных сервисных центров для обслуживания сложной техники (ОАО "Промтрактор", ОАО "Завод электроники и механики"); внедрение: современного высокопроизводительного оборудования ведущих мировых производителей (ОАО "Промтрактор", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей", ОАО "Канашский автоагрегатный завод" и др.). В результате коэффициент обновления основных средств обрабатывающих производств (9,1%) превысил средний показатель по Чувашской Республике (5,2%); современных управленческих технологий: системы "5S", "Точно в срок", "Бережливое производство" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); организация совместных производств с мировыми лидерами; развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведения. Подготовка ведется по 30 инженерно-техническим специальностям; наличие
ресурсных центров для выпуск облигаций и выход на фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), дополнительный выпуск акций (ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; наличие долгосрочных программ (проектов) и стратегических соглашений с крупными потребителями (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и др.); формирование и развитие новых отраслей, в том числе современного отечественного вагоностроения |
Значительная
степень износа основных фондов (48,4%);
недостаточный
уровень инновационной низкая общая культура производства; отсутствие логистических центров (терминалов) на территории Чувашской Республики; "информационная
закрытость" товаропроизводителей,
недостаточное количество слабая сервисная поддержка всех этапов жизненного цикла сложных изделий; сокращение промышленно-производственного персонала предприятий при продолжающемся его старении: средний возраст работающих – 45 лет; нарастание дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей, особенно в малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля); несоответствие между уровнями подготовки кадров в учебных заведениях и применяемыми технологиями (25% работодателей оценивают уровень подготовки выпускников как низкий, 65% – как средний); преобладание в структуре затрат на производство материальных затрат (66,1% от общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше, чем в зарубежных странах); недостаточно
развитая система страхования рисков |
O (возможности) | T (угрозы) |
Наличие
долгосрочных программ и стратегических
соглашений с крупными потребителями;
разработка новых (композитных и других) материалов; возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; образование контрактных групп (коммерческих соглашений); вхождение на российский рынок иностранных партнеров и создание сборочных производств с целью организации поставок комплектующих на новые производства; возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей в организациях; проведение мероприятий по экологизации продукции за счет внедрения международных стандартов качества; выход на глобальные рынки в связи со вступлением России в ВТО |
Перенос центра
финансовой ответственности за пределы
Чувашской Республики;
высокая специализация (в номенклатуре производимой продукции доминирует одна позиция); высокая зависимость от результатов работы российского автопрома; значительный рост цен на материальные ресурсы; усиление конкуренции на традиционных рынках в связи со вступлением России в ВТО |