Политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:23, творческая работа

Краткое описание

Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Файлы: 1 файл

Политики ЦБ РФ.ppt

— 98.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Политика ЦБ РФ

 

Выполнили:

Фирсова А.

Косова А.

Осканова А.

Бочарова А.

Байков В.

Иванюк П.

 

 

 

 

1. Учетная (дисконтная) политика

 

  • является важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются Центральным банком.
  • Учетная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

 

 

 

 

  • Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

 

  • Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (официальной дисконтной ставке). Редисконтирование Векселей - это кредитования одного банка другим банком путем переучета (дисконтирования) векселей. Банк, который передает векселя на переучет, должен погасить их, либо поменять на новые.

 

 

 

 

   Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками (КБ) самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка.    

 

 

 

 

 

  • Изменяя уровень официальных ставок в зависимости от 

приоритетов экономического развития, Центральный банк:

- воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем

 изменения стоимости предоставляемых кредитов;

  • регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их

 кредитную активность и объем денежной массы в стране;

  • предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую

 помощь;

  • поддерживает ликвидность банковской системы в целом.

 

  • В период проведения жесткой рестрикционной политики ЦБ

 индексирует величину официальных ставок — устанавливает

"надбавку" к их обычному уровню; ужесточает условия учета и 

переучета векселей:

-повышает требования к качеству векселей;

-устанавливает ограничения контрагентов переучета;

-вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей 

неперспективных отраслей) и т.д.

Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

 

 

 

 

Ставка рефинансирования: 

 

1.06.2010-27.02.2011

 

7,75

 

Наименьшая

 

27.05.1998-4.06.1998

 

150

 

Наибольшая

 

3.05.2011-

 

8,25

 

Текущая

 

Период действия

 

Значение, %

 

Ставка

 

 

 

 

  2. Политика открытого рынка

 

   Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком РФ государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

   Основным условием функционирования этой политики является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре.

 

 

 

 

 

 

 

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого

и гибкого воздействия – при продаже и покупке ценных бумаг ЦБ 

пытается с помощью предложения выгодных процентов 

воздействовать на объем ликвидных средств КБ и тем самым 

осуществить управление их кредитной эмиссией:

 

  • покупая ценные бумаги на открытом рынке, ЦБ увеличивает резервы КБ и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это в условиях кризиса.

 

-   продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ЦБ ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляет давление платежных средств на рынок и повышает курс рубля.

 

 

 

 

 

 

 

Данная политика может проводиться ЦБ двумя способами:

 

  • во-первых, он может определять объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым КБ могут покупать у него ценные бумаги (при этом курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока – в этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным);
  • во-вторых, ЦБ может устанавливать процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

 

КБ приобретают ценные бумаги у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны предприятий и населения и в случае, если ЦБ предлагает ценные бумаги на более выгодных для КБ условиях, чем условия предоставления кредитов.

В случае, когда ЦБ покупает ценные бумаги у КБ, часто используются перекупочные соглашения, по которым ЦБ обязуется купить ценные бумаги у КБ с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой – так называемые обратные операции (операции РЕПО).

 

 

 

 

Структура облигационного долга в части ОФЗ

 

0,95

 

26,11

 

72,94

 

0

 

1.09

 

0,96

 

26,83

 

72,22

 

0

 

1.08

 

0,97

 

27,23

 

71,80

 

0

 

1.07

 

1,00

 

28,12

 

70,88

 

0

 

1.06

 

1,02

 

28,51

 

70,47

 

0

 

1.05

 

1,05

 

29,40

 

69,56

 

0

 

1.04

 

1,10

 

30,75

 

68,15

 

0

 

1.03

 

1,18

 

33,72

 

65,10

 

0

 

1.02

 

1,17

 

33,66

 

65,16

 

0

 

1.01

 

с амортизацией долга и переменным  купонным доходом

 

с амортизацией долга

 

с постоянным купонным доходом

 

с фиксированным купонным доходом

 

Доля в общем объеме в обращении  по номинальной стоимости, %

 

Дата

 

 

 

 

3. Политика обязательного резервирования

 

    Особой формой регулирования ликвидности банков является формирование фонда обязательных резервов (ФОР), и установления одновременно с этим минимальных резервных требований к коммерческим банкам (МРТ), под которыми понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (хранимая) в ЦБ. Норму такого отчисления регулирует сам ЦБ, что и дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов.

 

 

 

 

 

Источниками формирования ФОР (фондов обязательного резерва) в ЦБР являются:

  • денежные средства предприятий и организаций различных

форм собственности, сфер деятельности на банковских

счетах (расчетный и текущие счета);

  • депозиты, т.е. срочные вклады предприятий, организаций

различных форм собственности и сфер деятельности;

  • выпущенные долговые обязательства(сертификаты,

векселя) как физ. лиц, так и юр. лиц;

- средства в расчетах (чековые, аккредитивные счета);

  • вклады физ.лиц, как срочные, так и до востребования (и в

рублях, и в валюте);

- депозиты для расчетов с использованием банковских карт;

- корр.счета банков – нерезидентов.

 

 

 

 

 

  • Обязательное резервирование осуществляется в России в соответствии с законодательством, а так же в соответствии со специальными инструкциями ЦБР.

 

  • Основное назначение ФОР - это косвенное воздействия центральных банков на денежную массу, на денежные агрегаты.

 

 

 

 

  • Начиная с 2004 года в механизме обязательного резервирования ЦБР предусматривает новое: вводится система усреднения обязательств. При расчете величины резерва в ЦБР вышеназванные источники формирования ФОР перемножаются на специальный коэффициент усреднения. За счет этого корректируется резерв, снижается, и банк получает излишние зарезервированные ресурсы на корр.счет. Цель этого механизма - оперативное регулирование ликвидности. Коэффициент усреднения постепенно изменялся (в 2004г. был 0,2, а с 1.10.2008 - 0,6).

 

 

 

 

   Регулирование обязательных резервов осуществляется банками ежемесячно, т.е. на 1 число месяца, следующего за отчетным. С этой целью коммерческие банки на 1 число каждого месяца представляют в территориальное учреждение ЦБР специальную форму отчетности - расчет регулирования обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБР.

 

 

 

 

 

В законе о ЦБР предусмотрены некоторые ограничения по минимальным резервным требованиям предусмотрено:

 

- максимальное значение норм резервирования не должно быть больше 20%;

- каждое очередное изменение норм в любую сторону не должно быть более 5 процентных пунктов.

 

 

 

 

 

В условиях кризиса ЦБ с 15 октября 2008г. резко снизил

норму резервирования (МРТ) до 0,5%.

Однако по данным bankir.ru Банк России в 2011 году трижды

повышал норматив обязательного резервирования: с 1

февраля, с 1 марта и с 1 апреля.

  • С 1 апреля по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте нормативы резервов составляют 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и в иностранной валюте - 4,0%.
  • "Невзирая на независимость ЦБ, у нас понимание соотношения телеги и лошади такое же, как у председателя правительства. Лошадь - борьба с инфляцией, ею нужно заниматься в первую очередь", - сказал первый зампред ЦБ А.Улюкаев.

 

 

 

 

Резюме

Информация о работе Политика ЦБ РФ