Промышленная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5

1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5

1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11

Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17

2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17

2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25

2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

      В 2008 году в России было произведено 2,9 млн. тонн мяса, 2,5 млн. тонн колбасных изделий, 3,7 млн тонн пищевой рыбной продукции, 2,5 млн. тонн растительного масла, 120 тыс. тонн чая, 50 млн. декалитров виноградных вин, 1140 млн. декалитров пива, 413 млн. декалитров минеральных вод.

      В 2009 году из России было экспортировано водки на сумму 121 млн. долларов.

      Средняя начисленная заработная плата в  производстве пищевых продуктов  и табака — 16982 руб/мес (март 2010).

      Объём продукции в текстильном производстве — 78,2 млрд. рублей (2009 г.).

      Инвестиции  в основной капитал в текстильном и швейном производстве — 9,1 млрд. рублей (2008 г.).

      Инвестиции  в основной капитал в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви — 2,3 млрд. рублей (2008 г.).

      В 2000—2008 годах были введены в действие мощности по производству трикотажных изделий на 4,8 млн. штук, по производству чулочно-носочных изделий — на 33,8 млн. пар.

      Объём продукции в химическои производстве — 1,02 трлн. рублей (2009 г.).

      Инвестиции  в основной капитал в химическом производстве — 140 млрд рублей (2008 г.).

      В 2000—2008 годах были введены в действие мощности по производству минеральных удобрений на 1,55 млн тонн (в пересчёте на 100 % питательных веществ), по производству серной кислоты — на 2,27 млн тонн, по производству лаков и красок — на 219 тыс. тонн.

      Объёмы  производства основных видов продукции чёрной металлургии в 2006 году превысили показатели начала 1990-х годов. В 2000—2007 годах выросли объёмы производства стали и сплавов, что произошло благодаря опережающему развитию современных передовых методов, в частности, электросталеплавильного производства. В России построено 10 АЭС, на которых эксплуатируется 31 энергоблок. С 1991 года в строй было введено 3 новых блока. На начало 2006 года в стадии строительства находились ещё три.

      В 2007 году российские АЭС выработали 159,79 млрд кВт·ч электроэнергии, что составило 15,7 % от общей выработки в стране. Свыше 4 % электроэнергии, производимой в европейской части России и на Урале, приходится на АЭС.

      В 2009 г. прирост производства урана  составил 25 % в сравнении с 2008 г. Объём валовой добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых — 3,1 трлн руб (2009 г.).

      Объём продукции в добыче полезных ископаемых — 4,95 трлн рублей (2009 г.). Объём продукции в добыче урановой и ториевой руд — 8,11 млрд рублей (2009 г.).

     Таким образом, эффективность государственного регулирования следует измерять через достигнутые показатели социально-экономического развития, в которых находят отражение последствия, вызванные регулирующими воздействиями. Это, прежде всего, степень реализации поставленных целей, достижение социально-экономических стандартов, все то, что можно определить как функциональную эффективность. 
 

2.2 Анализ  промышленности  в Чувашской Республике в отраслевом аспекте 

     Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) является логическим продолжением Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006–2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. № 350 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. № 332, от 25 апреля 2008 г. № 117, от 25 сентября 2008 г. № 291).

     Программа является инструментом реализации второго этапа Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39. Сегодня перед экономикой стоят новые задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Экономический рост на основе инновационного обновления приобретает новое качество, когда эффективной формой накопления становится развитие интеллектуального потенциала, а наиболее выгодными инвестициями – инвестиции в человека, его знания и таланты.

Стратегическое  развитие Чувашии в долгосрочной перспективе определено с учетом приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием "экономики знаний" и усилением интеграционных экономических процессов в обществе.

          В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост.

     Ведущее место в экономике Чувашии  занимает промышленный комплекс, на который приходится около 50% поступлений налоговых платежей, около 70% сальдированного финансового результата, около 30% работающего населения.

     Рост  индекса промышленного производства в Чувашской Республике в 2006 году к уровню 2000 года составил 150,5%, в то время как по Российской Федерации – 133,4%. По данному показателю Чувашия занимает 50-е место среди субъектов Российской Федерации. В 2006 году положительная тенденция опережающего роста промышленного производства сохранилась: индекс промышленного производства составил 115,9%, по России соответственно – 103,9%.

     В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации  обрабатывающих производств, их доля в  объеме отгруженной продукции составляет 84,8%, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 14,9%, добычи полезных ископаемых – 0,3%.

     В структуре обрабатывающих производств  более 63% объема отгруженной продукции  промышленного комплекса приходится на 5 видов экономической деятельности: на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 15,9%, пищевых продуктов, включая напитки, – 14,4%, машин и оборудования – 13,1%, транспортных средств и оборудования – 10,4% и на химическое производство – 9,5%.

     Индексы и структура промышленного производства приведены в приложении № 1, таблицы 1.3–1.6.

     2011 год промышленность Чувашской Республики начинает с хороших показателей: по крупным и средним организациям индекс промышленного производства составил 130,3%, а по обрабатывающей промышленности — 145%. Наибольший вклад в данные показатели внесли предприятия Концерна «Тракторные заводы», в разы вырос спрос на продукцию ЗАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «Промтрактор», а также на продукцию ЗАО «ЧП «Сеспель» и предприятий электротехнической отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 

      Современные исследования показывают, что традиционное  антимонопольное законодательство, направленное против применяемых на свободном рынке деловых практик  и их результатов, как правило не столько защищает конкуренцию, сколько приводит к ее подавлению. Причина состоит в том, что, антимонопольная политика не только наказывает эффективных производителей, работающих лучше, чем конкуренты, но и ограничивает применение как раз тех методов ведения бизнеса, которые наиболее выгодны для потребителей (концентрация с целью снижения издержек, дифференциация видов продукции, вертикальная интеграция, реклама и т.д.). Единственными выигравшими сторонами от такой политики являются неэффективные производители и олигархические бизнес-структуры.

      Таким образом, целесообразно постепенное  смягчение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на «исправление» результатов деятельности компаний на рынках и основана на таких понятиях, как концентрация, доля предприятия на товарном рынке, доминирование, интеграция и т.п. Это смягчение должно происходить как на уровне пересмотра законодательства, так и на уровне текущего правоприменения. Одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.

      Целесообразно также рассмотреть вопрос о разработке и принятии антимонопольного процессуального  закона (кодекса), регламентирующего правоприменительную деятельность антимонопольных органов.

      В долгосрочной перспективе целью  реформирования инфраструктурных отраслей должно стать максимальное расширение нерегулируемого сектора инфраструктуры («все новое свободно») и переход в регулируемом секторе от «регулирования естественных монополий» к «финансированию ключевой инфраструктуры». Меры краткосрочного характера должны постепенно создавать предпосылки для движения в этом направлении.

      Ключевой  в этой сфере промышленной политики является дилемма: будет ли в кратко- или среднесрочной перспективе сохранено тарифное регулирование на услуги «сетевой» компоненты существующих инфраструктурных монополий (магистральные сети электропередачи, магистральные газо- и нефтепроводы, железнодорожные пути, пользование аэродромной инфраструктурой и т.п.) или будет произведен переход к торговле пропускной способностью сетевых компонент и их участков.

      В случае сохранения тарифного регулирования  целесообразно принудительное отделение  сетевой компоненты от остальной части инфраструктурного бизнеса и перевод остальных видов деятельности в данной отрасли в общеэкономический режим регулирования (отмена тарифного регулирования).

      Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:

      - влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;

      - деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;

      - воздействие государства на отраслевую структуру производства;

      - возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

      Необходимость государства на повышение конкурентоспособности  промышленного производства диктуется  такими фундаментальными отличиями  современного развитого рыночного  хозяйства, как возрастающая интеллектуализация промышленного производства, усиление роли инновационного начала и транснационализация деятельности промышленных фирм.

      В результате конкурентоспособность  промышленности страны во все большей  мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технологических и иных инноваций; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кустов технологически связанных и географически близких предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внешних рынках.

      На  перспективу до 2020 года металлургическая промышленность будет в целом  соответствовать мировому уровню.

      В результате ввода в действие новых  современных агрегатов и реконструкции  действующих коэффициент обновления основных фондов вырастет с 2,5% в настоящее время в черной и 3,0% в цветной металлургической промышленности до 3,5 - 4% в 2011 году, 4,5 - 5% в 2015 году и 5,5% в 2020 году. В результате доля основных фондов, введенных в действие в 2010 - 2020 гг., составит около 50-ти процентов.

      Роль  государства, которое не только финансирует  основную часть общеобразовательных  учебных заведений и университетов, но и в немалой мере определяет отношение общества к образованию  и престижность профессии научного работника и преподавателя, в  создании системы образования, отвечающей требованиям современного промышленного производства, очень значительна. Очевидно, что инициативная государственная промышленная политика должна подкрепляться целеустремленной политикой в области образования. Для стран с переходной экономикой к наиболее приоритетным направлениям относится резкое расширение подготовки специалистов в области управления, маркетинга и хозяйственного права. 

      Российское  энергетическое машиностроение должно достигнуть следующих показателей:

Информация о работе Промышленная политика РФ